Ералашный рейс

Вячеслав Кутейников
 Вахтенный матрос у трапа дал три звонка,  сигнал для вахтенного помощника капитана о том, что капитан возвращается с берега, необходимо встретить и доложить об обстановке.Я вышел к трапу для встречи.
- А где он?
Окинув взглядом территорию порта, я не увидел ни кого похожего на капитана.
- Вон. Матрос указал на фигуру между портовыми кранами.
И тут я увидел странного человека,который не мог твёрдо стоять на ногах. Он шатался хватаясь за кран для опоры и сделав несколько шагов падал.
Я был в шоке. Встречать капитана, когда он был в таком состоянии
мне, его помощнику, думаю было крайне неприлично, вопреки Устава.
- Я уйду, а ты помоги ему поднятся на судно. Сказал я матросу.

На следующий день погрузка зерна назначением на Владивосток была закончена. Зерно из Индии в СССР ! Дожились, мать вашу так.
Я выполнил расчёт   остойчивости по Канадским Правилам. Расчет довольно скрупулёзный и не из простых, потому, что пшеница навалом является опасным грузом из-за возможности смещаться, что очень опасно.
На борт прибыли представители капитана порта Бомбей, чтобы лично убедиться в безопасной загрузке. Я подписал свой расчёт и предъявил его им. - А где капитан? – спросил солидный индус, видно старший в этой группе. – Second (2й пом. к-на), - вы же понимаете всю опасность перевозки зерна - обратился он ко мне.
- Пригласите сюда капитана. Без него мы решения не примем.
Зная в каком состоянии капитан, я пытался договорится с властями о невозможности присутствия здесь сейчас капитана, якобы в связи с его недомоганием. Но они не шли ни на какой компромисс и сказали, что в таком случае они подписывать акты не будут и отход не будет разрешён сегодня. Сказав это, они собрались и сошли на берег.

На следующий день, власти опять в том же составе, прибыли на судно. И опять потребовали присутствие капитана. Я поднялся в каюту капитана, капитан в прострации лежал на диване. Я объяснил проблему, - Ну и пусть идут на хрен. Не могу я. – промямлил капитан.
Я вернулся в свою каюту и сказал властям, что у капитана горе, что у него мать умерла и он не в состоянии сейчас решать дела.
- Без капитана ничего делать не будем. – опять сказал мне старший из этих инспекторов.
- Господа, давайте подумаем, может всё-таки можно решить этот вопрос- сказал я, ставя на стол бутылку »Столичной» и не хитрую закуску.
- Из чего эта колбаса? – спросил индус. Подозревая, что они, возможно, не едят свинину, я хотел сказать  говяжая, но вовремя спохватился, вспомнив как индусы относятся к коровам и сказал, что колбаса конская, против чего они ничего не имели.
В конце концов, все документы всё-таки были подписаны, отход судна из Бомбея во Владивосток оформлен и на 18 часов был заказан лоцман.
 Лоцман прибыл во время, и мы вышли из порта назначением на Владивосток. Я провожал лоцмана к трапу, он странно посмотрел на меня и покачал головой, в ответ мне ничего другого не оставалось, кроме как пожать плечами.
 В ноль часов я вышел на ходовую вахту, сменив третьего помощника капитана. Погода была изумительная, полный штиль, океан как масло на тарелке, на небе ни облачка, только россыпь ярких, южных звёзд.
Я обратил внимание, что мы не изменили курс, что должны были сделать прибоизительно час назад. - Что это такое? - Спросил я третьего? – Мастер так  решил. Они с чифом минут десять как ушли с мостика. Всю вахту тут гулеванили вместе с буфетчицей.
- Что значит гулеванили?  Спросил я.
-  Что, что. Пьянствовали.
Третий традиционно попрощался и ушёл с мостика отдыхать.
Курс судна проходил в опасной близости от острова, до которого было около двадцати миль. Надо принимать меры. Я начал звонить капитану, но мои попытки дозвонится к нему оказались безрезультатными.
- Николай - обратился я к вахтенному матросу. – А ну ка быстро сгоняй к капитану и скажи ему, что я его требую на мост.
Матрос вернулся минут через пятнадцать.
- Ты где ходишь;Что за дела? Не забывай ты на вахте.
- Я тут не причём. Меня мастер задержал. Кстати, он тебя приглашает в каюту.-
И что дальше делать? И я решил звонить помполиту, пусть он пригласит мастера на мост по настоятельной просьбе вахтенного помощника. Но и это результата не имело.
-Вячеслав Филиппович, а что ты сам не можешь без мастера сделать что нужно? – Спросил меня помполит.
-Я то могу, но по Уставу мне не положено делать это самостоятельно.-
-Ладно Вячеслав Филиппович, вы же видите в каком он состоянии, так что действуйте.
Мне ни чего не оставалось, как самому лично попытатся вызвать капитана на мостик.
-Хорошо, я сейчас быстренько спущусь, а ты смотри внимательно. Понял? – Спросил я вхтенного матроса.
-Да понял, понял, не переживай, куда я денусь с подводной лодки.- Ответил матрос.
Когда я зашёл в капитанскую каюту, первым делом что мне бросилось в глаза это довольно мгого людей и накрытый стол.
Я начал докладывать капитану обстановку.
- Подожди, куда ты спешишь?-
- Я же на вахте. А на мосту один матрос- возразил я мастеру.
- Выпить хочешь?- мастер налил коньяка в фужер.  На выпей.
Ну я конечно выпил и вкратце доложил ему обстановку.
-Иди второй, командуй как следует. Сам решай.
Понимая, что ничего вразумительного я больше не услышу, я поднялся на мостик.
Проложив на карте новый курс, я скомандывал матросу 
- На руль! Право десять ! на курс сто девяносто по компасу !
После того как легли на сто девяносто – Так держать ! Ставь на авторулевой ! -
В четыре часа на мост, на свою вахту, мне на смену   поднялся   старпом. Я сдал ему вахту.
- Чё, самый умный? – пробурчал старпом. Я ни как не отреагировал, попрощался и пошёл отдыхать.
На следующий день, заступив на мою дневную вахту, сменив 3го помощника, спросил его, а почему не учитывают дрейф, т.к. был свежий ветер прямо в правый борт.
- я что-ли дрейф должен назначать? Мастер и чиф в курсе, но им видно до балды.- Ответил третий.
- Ну, ясно. Тогда я назначаю дрейф минус два градуса самостоятельно, пошли они на хрен.- Сказал я.
Тут на мостик зашёл нач. радиостанции.
-Я обо всём этом бардаке  уже во Владик РДО подробное дал, так, что имейте ввиду. У мастера c чифом совсем уже крыша протекла.
-Ну, это ты зря. Нам всем теперь труба- Я как раз собирался менять свой рабочий диплом на более высокий – Штурмана Дальнего Плавания, а теперь могут быть проблемы.
А рейс тем не менее продолжался, и такая дребедень каждый день, как сказал Корней Чуковский.
Но вот наконец-то без особых происшествий прибыли в наш базовый порт Владивосток. Нас поставили на рейде, на борт прибыли представители спец.служб и начали опрос экипажа, а судоводителям было сказано завтра к 10ти часам всем быть у начальника Службы Мореплавания.
-Ну вот и всё, плакал мой диплом-  подумал я.
На следующее утро капитан, я и 3-й помощник были в Службе.
Капитан выглядел подавленным. Мне, не смотря на то, как я зол был на него,  стало его жалко .
-Ну что, все собрались? - Спросил начальник Службы.
-Старпома нет.-
-Как нет?- зарычал Начальник.
-Он не придёт.-
-Что значит не придёт-
-Сказал не приду и всё-
-Начальник Отдела Кадров, чтобы сегодня же был Приказ и этого старпома я больше не видел в пароходстве! – взревел Начальник Службы Мореплавания.
-Начальник радиостанции здесь? С ним мы ещё будем разбираться за его радиограмму открытым текстом.
- А второй здесь?-
- Здесь.- я встал.-
- Какое вы имели право фактически командовать судном? Вы что Устава не знаете? – гремел Начальник Службы.
-- Вы должны были принять все возможные меры, чтобы вызвать капитана на мостик. -
-Всё я прекрасно знаю.- начал я. Видите – ли, я до этого работал на океанских линиях и отлично знаю теорию, и практику навигации, кроме того, вы, я думаю, в курсе, что у меня не было другого выхода. Я сделал всё что можно и даже больше и результат известен, рейс закончился благополучно.
-Капитан, а как вы могли такое утворить, это же надо? Вопрошал Началник Службы.
-Я не отдыхал третий год. Устал, вот и сорвался.- невнятно промямлил капитан.
- Сорвался? Что вы там лепечите? Вот что пишет начальник Радиостанции.  «…капитан, старпом и буфетчица на ходовой вахте устроили гулянку с танцами и распитием спиртных напитков, в выпили однажды 21-ну бутылку вина...” – почти орал начальник Службы.
- Это не правда.  – робко возразил капитан.
- Что не правда?  взревел начальник Службы мореплавания.-
После ответа капитана, я несмотря на всю драматичность положения, чуть не упал со стула, еле сдерживаясь от хохота.
- Это не правда, не 21-ну бутылку. Промямлил капитан.-
- Не 21-ну.-
- А сколько?-
- 18 . – тихо ответил  капитан.
Ну что после этого началось, я не берусь описывать со своими писательскими способностями. Думаю и так понятно. Ну а меня и третьего помощника как будто вообще забыли.  Я подал документы на получение диплома Штурмана Дальнего Плавания, сначала было всё - таки небольшое сомнение, вдруг откажут, но всё закончилось хорошо, спустя неделю я получил свой ШДП.

PS.
 Выволы:
Капитана понизили до 2-го помощника, Старпома уволили из пароходства, я получил ШДП и был рекомендован на старшего помощника капитана, Начальнику радиостанции объявили выговор.