Штормами испытанные

Вячеслав Прытков
                ШТОРМАМИ   ИСПЫТАННЫЕ

Славной  годовщине  дважды  Краснознамённого  Балтийского  флота  посвящается


В  1928  году  молодой  советский  флот  пополнился  модернизированным  лёгким  крейсером  «Профинтерн»  (бывшим  «Светлана»), который  1  июля  того  же  года  был  зачислен  в  состав  Морских  сил  Балтийского  флота. В  то  время  корабли  флота  несколько  месяцев  проводили  свои  манёвры  в  одиночку  или  в  составе  отрядов, пока  зимний  лёд  не  сковывал  Финский  залив  ( так  называемую  Маркизову  лужу), а  потом  стояли  в  кронштадтских  гаванях  или  у  причалов  ленинградских  заводов.

Экипажам  кораблей  необходима  была  хорошая  морская  практика, достигаемая  в  дальних  походах  и  штормовых  условиях  зимой. Поэтому  в  1929  году  командование  приняло  решение  отправить  корабли  в  длительное  плавание. В  Практический  отряд  Морских  сил  БФ  вошёл  линкор  «Парижская  коммуна»  и  крейсер  «Профинтерн». Маршрут  отряда  начинался  из  Кронштадта  и  заканчивался  в  Италии, причём  предусматривался  только  один  заход  в  Неаполь. Заправляться  топливом  корабли  могли  лишь  в  море  с  транспортов. При  возвращении, в  случае  возникновения  тяжёлой  ледовой  обстановки  избирался  пункт  прибытия – Мурманск.

В  конце  ноября  отряд  оставил  позади  Большой  кронштадтский  рейд. Осеннюю  Балтику  прошли  благополучно, став  на  якорь  в  Кильской  бухте, где  приняли  топливо  с  транспортов. Первые  неприятности  начались  в  Северном  море. На  кораблях, вследствие  разности  солёности  вод, вскипели  котлы. Устранив  неисправность, продолжили  поход. Однако, основные  трудности  были  ещё  впереди.
После  прохождения  Английского  канала, когда  подошла  очередь  заправки  топливом  с  транспортов, океанская  волна  сильно  осложнила  его  приём, и  чтобы  не  помять  борта  и  не  порвать  шланги, приходилось  подрабатывать  турбинами. Приём  топлива  продолжался  двое  суток. Бискайский  залив  встретил  отряд  жестоким  штормом. «Профинтерн»  легко  входил  на  волну  при  движении  против  ветра, но  основной  курс  вынуждал  корабли  идти  лагом  к  волне. Крен  крейсера  достигал  порой  до  40  градусов. Гигантские  волны  своими  ударами  проделали  брешь  в  клёпаных  швах  корпуса  «Профинтерна». В  котельные  отделения  стала  поступать  вода, вышел  из  строя  водоотливной  насос.
Необходимость  ремонта  вынудила  командира  отряда  Л. Галлера  зайти  в  Брест. Не  смотря  на  сильный  штормовой  ветер  на  рейде, команда  крейсера  своими  силами  ремонтировала  корабль. «Профинтерн»  в  положении  фертоинга  постоянно  работал  турбинами  «малый  назад». На  ремонт  затратили  два  дня, делалась  попытка  заправки  топливом, однако, полностью  она  не  удалась, сильное  волнение  обрывало  шланги.

Шторм  в  Бискайском  заливе  бушевал  по – прежнему: ветер  достигал  12  баллов. Огромные  волны  накрывали  отряд  кораблей, разбивали  шлюпки  на  палубах. Линкор  носом  зарывался  в  волну, оказываясь  под  водой  по  первую  башню. После  разрушения  его  носовой  наделки  двигаться  дальше  было  нельзя, и  отряд  снова  вернулся  в  Брест. На  внутреннем  рейде  Бреста  экипаж  линкора  проводил  его  ремонт, продлившийся  две  недели. Местные  власти  не  разрешили  увольнение  команд  на  берег, и  измученные  моряки  довольствовались  продолжительной  стоянкой  на  якоре. Когда  шторм  прекратился, корабли  покинули  Брест  уже  окончательно, обогнув  мыс  Сан – Винсент, пошли  к  Гибралтару.

Новый  1930  год  встречали  в  море, 1  января  подошли  к  Сардинии, в  гавань  порта  Кальяри. Впервые  за  полтора  месяца  команды  могли  сойти  с  кораблей  на  берег. Через  неделю  отряд  пришёл  в  конечный  пункт  похода – Неаполь. Моряки  побывали  в  Сорренто, там  тогда  жил  писатель  М. Горький, который  потом  посетил  корабли, выступая  пред  экипажами.
Пора  было  задуматься  о  обратном  пути, но  командование  отряда  хорошо  понимало, что  опять  придётся  проходить  через  штормовую  Атлантику  до  Кольского  полуострова, а  с  повреждёнными  кораблями  и  измотанными  экипажами  проделать  это  будет  весьма  опасно. Л. Галлер  запросил  Москву, чтобы  отряду  разрешили  идти  в  Чёрное  море, где  корабли  могли  основательно  отремонтироваться, а весной  уже  вернуться  в  Кронштадт.  Ответ  из  Москвы  был  получен, давалось  «добро»  идти  в  Севастополь. Корабли  прошли  Гибралтар, Средиземное, Эгейское  моря, Дарданеллы, Босфор, оставили  позади  Константинополь.

18  января  1930  года  участники  похода, сопровождаемые  эсминцами  Черноморского  флота, вошли  в  Севастополь. Трудный  дальний  поход, закаливший  экипажи  кораблей  молодого  советского  флота, продолжавшийся  57  суток, завершился.  Отряд  прошёл  6269  миль. Линкор  и  крейсер  решено  было  не  возвращать  на  Балтику, а  включить  в  состав  Морских  сил  Чёрного  моря. После  модернизации  «Парижской  коммуне»  в  1943  году  было  возвращено  первоначальное  название  «Севастополь», а  «Профинтерн»  стал  «Красным  Крымом»

Примечания: Название  «Парижская  коммуна»  линкор  «Севастополь»  получил  в  1921  году  в  честь  50 -летней  годовщины  революционного  выступления  во  Франции  в  1871  году, лёгкий  крейсер  «Профинтерн», первоначально  называвшийся  «Светланой»  (в  честь  одноимённого  крейсера, погибшего  в  Цусимском  бою), переименовали  по  случаю  созыва  в  1921  году  в  Москве  Красного  интернационала  профсоюзов;
                Маркизова  лужа -  ироничное  название  Финского  залива, возникшее  в  среде  морских  офицеров  Балтфлота, обусловленное  мелководностью  и  небольшими  размерами  по  сравнению  с  открытым  морем, связано  с  титулом  морского  министра  России  маркиза  Жана – Батиста  де  Траверсе, при  котором  прекратились  дальние  походы.
                Фертоинг – способ  постановки  судна  на  два  якоря, при  котором  оно  разворачивается  под  действием  ветра  или  течения, оставаясь  между  якорями.
                Носовая  наделка – применяется  на  кораблях  с  недостаточной  высотой  бака.

19  мая  2023  г.                Вячеслав  Прытков