Проповедь в день памяти Иова Многострадального!

Роман Овчаренко
Можно ли назвать Бога справедливым? Вопрос, который на первый взгляд кажется неуместным, на самом деле, затрагивает очень серьезную мировоззренческую проблему. Ни для кого не секрет, что в мире очень много страдания и боли. Так как же Бог, будучи благим, правдивым и всемогущим, допускает такое? Ответ на этот вопрос существует, но он крайне сложен для понимания. Чтобы вникнуть в эту проблематику, нам необходимо окунуться в прошлое.
Археологи уже давно пришли к выводу, что первые люди на земле жили в районе так называемого плодородного полумесяца. Это у нас территории современных Египта, Палестины, Финикии, Сирии и Ирака. Это колыбель первых цивилизаций и государств. Вот и библейский сюжет о распространении людей на земле относит нас к этому региону. Жившие изначально у устья рек Тигр и Ефрат, там где сейчас начинается река Шатт-эль-Араб, люди начали создавать первые города и поселения. Так возникли города Энох, Ур, Урук, Лагаш, Аккад и наконец, Вавилон.
Со временем люди забыли истинного Бога и начали поклоняться множеству богов, как проявлениям природы. И только один человек продолжал сохранять единоверие. Звали его Авраам. Жил он в городе Ур Халдейский, пока Господь не явился ему в видении и не повелел покинуть эти земли и идти в землю Обетованную. Было это примерно в 2000 году до Рождества Христова. Авраам послушался голоса Бога и переселился на указанные земли. За свое благочестие и послушание, он удостоился великих богатств, но главное, Бог подарил бездетным Аврааму и Сарре, на старости лет, сына - Исаака.
Исаак продолжил служить Богу в указанном месте и также удостоился милости от Всевышнего. Он стал отцом двух сыновей-близнецов: Исава и Иакова. Старший сын, названный Исавом (в переводе с древнееврейского - "волосатый") был очень искусным охотником и воином, отец любил его больше Иакова. Но по интригам своей матери и собственной глупости, Исав лишился своего права на первородство. Он продал свои исключительные права младшему брату Иакову в обмен на тарелку красной чечевичной похлебки, за что впоследствии получил презрительное прозвище Эдом (в переводе с древнееврейского языка "красный"), как напоминание о цвете чечевицы. Все его потомки с этого времени стали именоваться эдомитянами, или же идумеями. А его младший брат Иаков получил прозвище Израиль (в переводе с древнееврейского - "борющийся с Богом"), и стал родоночальником всех израильтян.
Идумеи очень рано отделились от своих собратьев израильтян и создали собственное государство, столицей которого стал город Петра, практически целиком высеченный в скале, одно из чудес древнего света. Территория Идумеи простиралась от области Иордании на севере до пустынь Аравийского полуострова на юге, от Средиземного моря на западе до Мертвого моря на востоке. Это была гордая и трудолюбивая нация, которая подарит миру и великих праведников в лице Иова Многострадального, и великих грешников в лице царя Ирода Великого.
Сегодня мы поговорим с вами о святом Иове. Он был правнуком того самого Исава, о котором мы говорили выше, и жил в земле Уц, которая располагалась в северной части Аравийского полуострова и входила в государство Идумея. Видимо, его отец Зара предвидел особую судьбу сына и потому дает ему такое необычное имя "Иов" ("Айюб") которое в переводе с древнееврейского означает "преследуемый, гонимый". Святой Иоанн Златоуст на основании имеющихся письменных источников и преданий утверждал что Иов жил во времена до закона Моисеева, а значит это у нас либо 1600, либо 1500 год до Рождества Христова. Блаженный Августин считал, что Иов не руководствовался "вечным законом", а поступал по "велению сердца".
Библия дает следующую характеристику Иову: "Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла" (Иов 1, 1). "Человек этот знаменитее всех сынов Востока" (Иов 1, 3). Он был очень богат, но не кичился своим богатством и всегда помогал другим, за что стяжал славу благодетеля и мецената. Бог благословил Иова за его добродетельную жизнь счастливым семейством. У него было семь сыновей и три дочери. Дети очень походили на отца и также исполняли свои обязанности как простые люди.
Так случилось, что Иову позавидовал сам Сатана и решил погубить его. "И сказал Господь сатане: откуда ты пришёл? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошёл её. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошёл сатана от лица Господня" (Иов 1, 7 - 12). Так началось испытание Иова.
Сатана издевательски медленно лишал Иова всех его богатств, всех родных и слуг, и наконец, он забрал всех его детей. Но и это не поколебало Иова. "Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!" (Иов 1, 20 - 21). Тогда сатана поразил его тело страшной болезнью - проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своём теле глиняным черепком, сидел он в пепле и навозе, брошенный всеми. Все отвернулись от него. Вот она цена благодарности за его милосердие и добродетель. В библейские времена в знак скорби, стыда или раскаяния люди садились в пепел или посыпали себя им (Эсф. 4, 1 - 3). Видя его страдания, его жена говорила ему: "Ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! Похули Бога и умри!" Но Иов сказал ей: "Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Иов 2, 10).
Признание существования зла в мире и правильной реакции на него - это вопрос, который занимал умы людей, практически с самого сотворения мира. И впервые он был прямо поставлен именно в истории праведного Иова. Позже на него попытаются ответить древнегреческие философы и писатели. И даже в Новое время он будет предметом споров и размышлений. Философ и математик Лейбниц даже придумает ему название "теодицея" (с древнегреческого "богооправдание"). Не пройдет мимо этого вопроса великий русский писатель Ф. М. Достоевский со своими знаменитыми словами: "весь мир не стоит одной слезинки ребенка".
Условно вопрос "теодицеи" звучит так: Если Бог - это любовь, то откуда взялось зло и почему Бог не истребит его? Зло - виртуальная реальность со знаком минус, созданная человеком, не Богом. А так как человек создан свободным, то он имеет право выбора между сторонами, и Бог не может ему запретить этого. Иначе будет нарушен закон свободной воли. Все чудо в том, что имея перед глазами примеры добра и зла, человек сознательно делает выбор в пользу добра и за это получает спасение. Но если он склоняется в сторону зла, то это проявление его выбора и Бог терпит человека и творимое им зло, потому что Сам даровал ему эту возможность.
История праведного Иова учит нас, что Бог посылает несчастья и праведникам не за грехи, а для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека, учит нас быть сострадательными к несчастным. Нужно быть смиренным, учиться прощать, никого не осуждать, и никогда не хулить имя Божие. "Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает" (Иов 37, 23).
После этого Господь за терпение наградил Иова: вскоре он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семеро сыновей и три дочери. Он прожил после этого в счастье еще 140 лет и умер в глубокой старости, став примером терпения. После его смерти ему наследовали его дети.
Пусть для нас история праведного Иова станет ярким примером того, как иногда вопреки всем обстоятельствам, невзгодам, превозмогая боль, нужно оставаться человеком. С праздником, дорогие друзья.