Вот такой калейдоскоп!

Николай Львов 4
  Всегда меня ставили в тупик, казалось бы, элементарные вопросы: КТО ВЫ ПО ПРОФЕССИИ, ГДЕ ВЫ ЖИВЁТЕ И СКОЛЬКО ВАМ ЛЕТ. Последний веселил, но первый и второй заставляли задуматься стоит ли вообще серьёзно их воспринимать и делать попытку честно ответить.

   Где живу? Легко ответить, не правда ли, любому нормальному человеку. Однако….
Где родилась? Понятно. Но… где я только ни жила. То в Москве, поступив в аспирантуру, то в Киеве, постоянно помогая брату в его сложных делах, подруге, занимаясь воспитанием ее непутёвой дочери, то в Новосибирске, работая над очередной диссертацией. Не говорю уж о замужней жизни в Казахстане и моих перемещениях между Алма-Атой и Уськаманом. Потом Крым, которому отдала не один год.  Пёстрая жизнь и нелёгкая судьба. Надолго ли теперь задержусь в Сочи? Не знаю….

   Но самый сложный, так уж получилось, вопрос о профессии. Наконец под старость пришла мысль и самой с ним разобраться. Писательская стезя даёт шанс честно ответить. Прошу читателя мне в этом помочь. Несколько миниатюр дадут такую возможность.

                Сцена первая.

Действующие лица: ректор одного из ведущих вузов Советского Союза и я - молодой преподаватель кафедры начертательной геометрии.
Кабинет ректора.

   -  Я Вас пригласил вот по какому случаю… ( некоторая заминка и постукивание дорогой ручкой по необъятному столу) мне доложили, что Вы решили ехать в Москву и поступать в аспирантуру там. Это так?

   -  Именно так!

   -  Хочу Вас убедить остаться здесь и предлагаю на выбор несколько вариантов. Вас готовы принять в аспирантуру и профессор…., и академик…

   -  Это исключено совершенно

   -  Предлагаю подумать, учесть отличные возможности, да и работать дома куда спокойнее и комфортно во всех смыслах… Опять же Ваши студенты… Как я понимаю читать курс основ технической эстетики на машиностроительном факультете кроме Вас некому…

   -  Простите, но Вы помните, ведь с третьего курса я училась по индивидуальному плану и дипломную работу делала в Институте технической эстетики в Москве. Согласитесь, логично там и поступать. Мне не интересны научные темы политеха!

   -  Решили выбрать трудный путь к кандидатской?

   -  Не задумываясь! Это мой окончательный ответ.


                Сцена вторая

  Действующие лица: личный секретарь директора Всесоюзного Института технической эстетики, что находится в Москве,( черноволосая красавица с потрясающей фигурой), сотрудница института ( кандидат наук и подруга секретарши ) и собственно я, только вышедшая из кабинета директора.

  - Ну что? Рассказывай… (почти хором переполненные любопытством)

  - Да я в шоке… Не замечала что у Юрия Борисовича нервный тик…

  - В смысле?!- выпучив глаза изрекает подруга секретарши ( та же в полном недоумении потеряла дар речи)

  - У него постоянно один глаз прикрывался…

    Обе дамы криво усмехнулись, прекрасно врубившись в ситуацию. Красавчик, элегантный мужчина давал понять подмаргивая аспирантке, что вслух произнести некоторое предложение в этом кабинете не может, однако, моё непонимание продлилось ещё несколько дней. Ровно до того момента, когда мне доложили, что шеф уехал на симпозиум со своей секретаршей.

    Но вернёмся в приёмную.

  -  Знаете, я вообще не поняла с какой стати он меня выдернул из Сибири, позвонив позавчера вечером. Говорила же! Некому читать студентам лекции по эстетике кроме меня. А он «прилетайте завтра»…

  - Так что ж сказал Юрий Борисыч? - сгорая от нетерпения, спрашивает фигуристая дамочка..

  - Намекал будто именно ему я должна быть благодарна что меня зачислили в аспирантуру с моей четверкой по истории архитектуры. Мол, четырнадцать человек на место и у некоторых только отличные результаты экзаменов. Говорю, что не москвичка и о здании, проектированном Весниными не могла знать поскольку в учебниках об этом не упоминается. Да и улицу эту плохо помню…

  -  Да что на самом деле за причина спешного вызова? - недоумевают обе собеседницы,

  -  Предложил поехать с ним в Вену на симпозиум. Да вновь намекал, что должна отказаться от своего научного руководителя потому как тот работает в универе, а к нашему институту вроде какие-то у него претензии,.да и понятное дело… лучше Юр Борысча мне не найти…

  - А ведь он прав! К чему мотаться между тремя городами? Да и защищаться придётся здесь….

  -  Не понимаете вы, девушки! Я выбрала потрясающего руководителя… Эрудит удивительный, мастер спорта, самый молодой в союзе доктор философских наук.

  - В том и дело - заключает дамочка кандидат наук - философских! А ты работаешь над искусствоведческой темой… Проблема…

   Не могла и представить она какие невероятные проблемы ждут меня, моего «нездешнего» доктора наук и двух крутых профессоров, один из которых был заместителем директора по науке, а другой проректором по науке универа.

   Скажу только, что блестящая моя защита на соискание учёной степени кандидата искусствоведческих наук была онулирована и не попала в ВАК по причине смертельной схватки двоих учёных - моего научного руководителя и зама по науке института, где числилась в аспирантуре. 

                Сцена третья

    Действующие лица: проректор по науке ЛВХПУ, собственно вновь я.
 
    Место действия: ЛВХПУ – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, кабинет проректора по науке.*


    -  Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. По какому вопросу?

    -  Вы скорее всего не помните меня… Я проходила повышение квалификации в Училище несколько лет назад…

    -  Ааа на кафедре дизайна? Помню, а как же… (улыбается) Тогда громко спорили мы с завкафедрой не без Вашей подачи. Что привело в Питер?

    -  Видите ли… ( с сомнением, но и с надеждой) история скверная получилась у меня с защитой кандидатской во ВНИИТЭ

    -  А именно?

    -  Мой руководитель Лев Александрович, профессор Горьковского университета пошёл войной на зама по науке, а тот организовал задним числом отчисление из аспирантуры якобы за неуспеваемость подачи диссертации ПОСЛЕ моей защиты. Ни о какой научной степени теперь нет и речи. Меня данная афера никоим образом не устраивает, поскольку представила диссертацию на год РАНЬШЕ срока подачи.

    - Любопытно… Привезли экземпляр?

    - Конечно! ( папка с работой появляется на столе проректора)

    -  Договоримся так - через три дня приходите ко мне в это же время, а я ознакомлюсь с Вашей работой.

             Прошло три дня. Тот же кабинет и те же действующие лица.

    -  Проходите! С нетерпением ждал …

    -  Волнуюсь очень… Что же вы мне скажете?

    -  А скажу вот что, моя дорогая! Я нисколько не удивлён возмутительными действиями проректора Московского института!

    - Почему? ( дыхание перехватило и полная растерянность охватила удушающим кольцом)

    -  Потому что и по объёму, а главное по содержанию Ваша работа это полноценная ДОКТОРСКАЯ диссертация! Более того… в Приложении я увидел готовый полный учебный план для вузов, к которому лично у меня нет вообще никаких замечаний. Понимаете? Вообще никаких.

    - Спасибо… мне и хотелось взять опыт обучения в технических советских вузах и совместить с опытом в художественных, в частности в Вашем. Нельзя научить эстетике технической только с художественных позиций. И я говорю это со всей ответственностью, ведь сама окончила политехнический…

    -  Представьте каково чувствовать себя неполноценными тем, кто прочёл Вашу работу нынче, а за десять лет так ничего и не добился в этом направлении? Вы сделали работу за весь Институт!

   -  Спасибо, но что мне то теперь делать?..

   -  Переезжайте к нам в Ленинград! Будем с Вами работать дальше. Беру с удовольствием Вас под своё «крыло»…

   -  Это сложно… У меня недавно родилась дочка…

   -  Подумайте.

                Сцена четвертая

  Действующие лица: ректор Томского политехнического института, заведующий кафедрой философии того же вуза, опять я.

  Место действия: кабинет ректора ТПИ.

  -  Здравствуйте!

  -  Проходите, знакомитесь… и с возвращением в родной институт! - приветливо улыбается ректор.

     Похоже он доволен, ведь оказался прав, когда настаивал на разумности продолжать заниматься наукой в городе науки. Здесь и «стены помогают».

   - Вижу годы жизни в Казахстане убедили Вас в этом - подхватывает тему доктор философских наук - читал.., читал Ваши статьи.., заинтересовали…

   -  Уверен стоит вам двоим более детально обсудить планы совместной работы - продолжает свою идею ректор - а я буду ждать Вашего решения…

   -  Вообще-то я вернулась читать курс основ технической эстетики! Где дизайн и где философия? Не понимаю - теряюсь окончательно я.

   -  Завтра об этом и поговорим у меня в кабинете в десять утра! - решительно встаёт философ и протягивает мне руку - до встречи!

                Сцена пятая

     Действующие лица: завкафедрой философии ТПИ и опять я собственной персоной.

   -  Доброе утро! Проходите….- встаёт из-за стола заведующий без тени улыбки.

      «Похоже дядя не выспался» - думаю я, начиная сожалеть о приходе. Но следующие слова профессора реально ошарашивают.

   -  С того момента как прочитал в «Комсомолке» о Вас, весьма заинтересовался и Вашей личностью, и неожиданным решением Министерства ввести необычный предмет в учебную программу подготовки студентов машиностроительного факультета. Да ещё центральная пресса пишет о феноменальном случае, когда сразу после защиты диплома молодой специалист встаёт за кафедру и читает лекции своим ровесникам… Потом статья Ваша в журнале… Сама постановка вопроса достойна многого, понимаете ли!

   -  Я слышала кто-то с Вашей кафедры был на защите моего диплома ещё тогда…

   -  Да, Ваша соседка по дому

   -  Понимаю - Вы в курсе истории с моей защитой в Москве?

   -  Моё предложение: сдавайте кандидатские экзамены и я приму Вас в аспирантуру. Принесите свою диссертацию, ознакомлюсь.

   -  Не вопрос. Завтра принесу, но…

   -  Но что?

   -  И хотя Ваше предложение мне льстит, и хотя в студентках получила «отлично» по философии, но смогу ли вообще-то сдать кандидатский?

   -  Завтра жду. Ознакомлюсь с работой и посмотрим.

      Как удалось профессору прочесть всю мою толстую диссертацию за ночь, как удалось мне самой переварить столь странное его предложение, как решилась принять его условия и согласиться вновь на поступление в аспирантуру, - сама не могу до сей поры понять. Но даже реально испугавшись его вечно сурового вида и Пробежав по замысловатым строкам его книги по науковедению, дала согласие на предложение буквально через пару дней. Услышав его «только не задавайтесь!», когда забирала свою папку с многострадальной диссертацией, поняла, что «не лыком шита, и смогу преодолеть и это новое жизненное препятствие. Позади два тяжелейших развода. Позади пять лет жизни в далёкой чужой стране. Дочка подрастает и скоро в школу.  Сын подросток чудит не по-детски. Но главное - я вновь в родном доме.

                Сцена шестая

   Действующие лица: учёный секретарь Учёного Совета Томского Госуниверситета (защита диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук проходила в ТГУ) и снова я.

    Место действия: кабинет проректора по науке ТГУ.

    - Добрый день! Проходите, проходите..- дама не совсем преклонного возраста в некотором возбуждении встаёт мне навстречу.

    - Здравствуйте! Что-то случилось?

    - Господи, как Вам удаётся при таких стрессах выглядеть просто великолепно?! Ждала, думала войдёт заплаканная, растерянная женщина.., а входит настоящая королева.., причёска, макияж, сногосшибательный наряд…
 
    - Да мне не привыкать к подлости человеческой. Только гадко на душе… Что взять с этих баб?

    -  Моя дорогая, я больше двадцати лет в этой должности, но такой по-настоящему Защиты и такой потом подлости не довелось видеть…

    -  Какой ТАКОЙ защиты? Не поняла..

    - Да Вы не понимаете? Впервые видела столько людей на защите кандидатской. Похоже вся кафедра философии политеха была.. А сама защита! Вот это была реальная защита. Два часа… Впервые…
 
    - Но я и просила задавать мне побольше вопросов! Мне коллега сказала «не сомневайся, ведь никто кроме тебя самой глубоко не разбирается в этой сложной теме. «Будь уверенной и стой на своём» - ее слова перед защитой.

    -  Мы с членами комиссии просто в восторге были, когда слушали Ваши доказательства системности анализа, да и оппоненты выглядели, извиняюсь, дураками. Второй оппонент мне потом сказал, что готов был убежать от стыда после Вашего ему ответа.

    - Но, извиняюсь, Вы меня пригласили для чего сегодня?

    -  Моя хорошая, хочу Вас уверить, мы написали в ВАК коллективное письмо от нашего Учёного совета в Вашу защиту и потому не переживайте. Возмущены мы все до крайности! Жалобу бывших Ваших коллег по кафедре черчения в ВАКе получили прежде Вашей диссертации. Мерзкие тётки с перепугу, что получат Вас в качестве своей заведующей так решили отгородиться за своё отношение и к Вам лично, и к Вашему уважаемому отцу. Уверяю, их кляуза не помешает им утвердить Вашу великолепную научную работу.

    -  Спасибо огромное за всё! Где наша ни пропадала?!

    Извещение об утверждении из ВАКа пришло на удивление быстро.*

_________________________

  * ВАК - Высшая Аттестационная Комиссия


                Завершающая сцена спектакля

      Действующие лица: заведующий кафедрой философии Томского политехнического и опять же я.
      Место действия: кабинет шефа.

     -  Добрый вечер. Разговор очень серьезный. Проходите…

     -  Внимательно слушаю…

     -  Почти год работы здесь. Как ощущения, кандидат наук?

     -  Всё нормально.

     -  Да что тут нормального?! Затюкали Вас мои бабы, всё цепляются, хотят мести… Особо после Вашего выступления на последней конференции… Конечно, я то согласен… Высшее образование в стране катится под откос… Но Вы слишком уж унизили уважаемых академиков. Это не прощается.

     -  Мне не привыкать.

     - Да поймите наконец! Работать в такой сволочной атмосфере нельзя. Меня жрут со всех сторон и Вас теперь подставил… Есть предложение весьма дельное.

     -  Интересно…

     -  Переходите на кафедру социологии! Заведующий обратился ко мне с просьбой уговорить Вас пойти к нему на освободившуюся недавно должность доцента. Обещал ему уговорить.

     - Социология? Это интересно, но я же…

     -  Перестаньте! Вы на редкость талантливая женщина. Никогда никому не говорил подобного, честное слово… Поезжайте в Киев на годичное повышение квалификации. Есть место для Вас…

     -  В Киев, в Университет имени Тараса Шевченко на год? Заманчиво…

     Так я оказалась на кафедре социологии, о чём не пожалела ни одного дня. Что сказать? Теперь понимаю, что это были лучшие годы в моей жизни. Киев, где жил брат, стал родным городом. Коллектив кафедры потрясающе дружным и высокоинтеллектуальным оказался. Много лет проработала там, читая студентам лекции по социологии, социальной психологии. Не счесть и написанных статей в научных журналах, и выступлений на союзных и международных конференциях. Да и сама социология ко времени распада СССР стала настоящей, свободной от партийного гнёта и властного самодурства. Чего не скажешь о нынешнем времени. Но мне повезло - пенсия подоспела как-то внезапно быстро и я уехала в Крым, о котором мечтала давно. Научная работа завершилась.

   
    P.S. Итак, к моим читателям вопрос: кто же я по профессии?