Размышления о Бисмарке и Бонапарте

Армен Григорян
В третьем томе "Мыслей и воспоминаний" Бисмарка читаем:

"Карл XII упрямо вел своих шведов к закату их могущества,
и все же его портрет, как символ шведской славы, чаще встречается в домах шведских крестьян, чем портрет Густава-Адольфа.

Миролюбивые гражданские благодеяния, оказываемые народу, как правило, не так воодушевляют христианские нации Европы, как готовность победоносно жертвовать кровью и достоянием подданных на поле битвы.
Людовик XIV и Наполеон, чьи войны разоряли нацию и завершились малыми успехами, остались гордостью французов, а гражданские заслуги других монархов и правительств отступают по сравнению с ними на задний план.

Мысленно восстанавливая историю европейских народов, я не нахожу ни одного примера, когда честная и самоотверженная забота о мирном преуспеянии народов оказывала бы на эти народы большее впечатление, чем военная
слава, выигранные сражения и завоевания наиболее упорно
сопротивлявшихся земель".

(Уместно напомнить, как, несколькими строками ранее, нахваливает немецкий князь Фридриха Второго - ай молодец, и воевал, и интересы своих подданных понимал, и военные таланты соединил со здравым смыслом - все ради благосостояния бюргеров).

Первое, что бросается в глаза - ревнивая интонация, с которой пишет Бисмарк о Наполеоне. Речь о Наполеоне Бонапарте, который умер, когда Отто фон Бисмарку едва исполнилось шесть лет. С другой стороны, Бисмарк должен быть благодарен Наполеону - ведь если бы не разгром немецких земель бесноватым корсиканцем, то кто знает - когда удалось бы объединить Германию? Все в истории взаимосвязано, все в динамике, потому величайшая глупость - анализировать конкретный исторический эпизод, не видя или не желая рассматривать его причины и возможные последствия.

Но, в целом, Бисмарк прав. Наполеон удобрил пространства от Мадрида до Москвы телами молодых французов. Сколько тогда сгнило будущих гениев, писателей, врачей, юристов, ученых, художников, музыкантов... (Как тут не вспомнить Омара Брэдли: "...мы хорошо знали, что Арлингтонское кладбище полно незаменимых людей".)
 Конечно, в армии Наполеона было немало тех, кто серьезно верил в свободу, равенство и братство, и было бы несправедливым обвинять одного Первого консула в грехах и преступлениях против собственного народа представителей Французской революции и предшествующей ей королевской династии.
А что ожидать от полуграмотного человека, прадеда которого вешают за то, что он посмел приобрести качественную, но контрабандную соль вместо некачественной государственной? От того, кому сами аристократы навязали таких "светочей" человечества, как Руссо, который, по собственному признанию, методично и периодически сдавал своих отпрысков в ... воспитательные дома. А что - педагог всех времен и народов...

Потому логично, что гражданин, которого государство периодически подвергает репрессиям и не препятствует его знакомству с "выдающимися" "интеллектуалами" типа Руссо и иже с ним, рано или поздно пойдет на штурм Бастилии, потом будет топить на баржах детей, стариков и женщин, затем пойдет распространять свои идеалы на запад и восток. И уже через несколько поколений плавно вернется к тому же положению вещей, которое существовало в 1789 году. Потому что политическое равенство экономического равенства не гарантирует. И рождаемся мы все неравными. И несвободными. Ведь мы не выбираем ни места, ни времени рождения, ни родителей. О какой свободе речь? И если нет ни равенства, ни свободы, какое может быть братство? На основе чего?

Но, все же, почему Бонапарт, по словам Бисмарка, остался гордостью французов? Измотанная войнами шведская аристократия ускорила смерть Карла XII. Смею полагать, многие крестьяне и молодые горожане в Швеции обрадовались, услышав о кончине своего короля. Но с Наполеоном все обстоит несколько иначе.

Во-первых, чрезвычайно мало на свете политических деятелей, которые могут повторить следующее заявление императора Наполеона Первого: "Я беру на себя ответственность за все, что Франция совершила со времен Карла Великого до террора Робеспьера". Политические пигмеи подобных заявлений делать не смеют, ибо для этого вы должны ощущать поддержку своих подданных, сограждан, соотечественников. Наполеон мог сказать своим солдатам: "Мне нужны ваши жизни!". Он знал, они после этого призыва его на штыки не поднимут.

Во-вторых, ответ Бисмарку находим у одного немецкого историка. Он (в ближайшем будущем я добавлю источник) удивлялся, почему и как французские аграрии простили Наполеону смерти своих сыновей. Немцу пояснили следующее: после того, что происходило во Франции в 1789-1799 гг., народ нуждался в сильной руке. Бонапарт не только навел порядок, но и способствовал укоренению стабильности в стране - тот же "Кодекс Наполеона". Сколько крикунов и горлопанов дала Французская революция до Наполеона? А ведь среди этих дармоедов было немало юристов. Но смогли ли они создать за десять лет хоть один Уголовный кодекс? Далее - разумеется, мало кто во Франции любит произносить имя Робеспьера вслух - не верите, хоть сейчас попробуйте. Но, однозначно, тех, кто Робеспьеру предшествовал, ненавидели куда сильнее. На днях, в Каннах, был презентован фильм "Дюбарри". Посмотрите, почитайте об этой даме - показателе уровня деформации французского общества накануне 1789 г. И Бонапарт был тем человеком, который гарантировал, что возвращения к "Старому режиму" больше не будет. Бурбоны, конечно, на трон вернулись, но это были уже не Бурбоны времен Людовика Четырнадцатого... Издеваться над подданными так, как это было возможно на протяжении XVII-XVIII вв., они уже не могли. Мягко говоря, Наполеон заставил французского крестьянина поверить в то, что никто его больше быдлом считать не сможет (как добродетельные король и аристократы) и на гильотину за понюшку табаку не сведет (как пекущиеся об общественном благе революционеры). Маленький штрих, деталь: Кодекс гражданской процедуры, принятый при Наполеоне, защищал права спорящих сторон и оставался без изменений с 1806 по 1959 гг.
Вот ради этой стабильности французские крестьяне были готовы пожертвовать одним из своих отпрысков. И портреты императора вешали в комнатах. В самом деле, не парсуны Людовиков или Дантона с юным деградантом Сен-Жюстом...

P. S. Все же, проклятия родителей - французов, немцев, русских, поляков, итальянцев, испанцев, англичан - нашли адресата, - символично, что Наполеон,  перед смертью, не увидел своих детей, - как не увидели их те, чьих сыновей он своей безумной волей обрек на бессмысленную смерть. Ведь стабильность во Франции можно было обеспечить и иным путем.