Подобна лилии крылатой...

Надежда Секретарева
    Александра Федоровна , императрица, оставила записи в дневнике и письмах к Бобринской, в которых упоминается имя госпожи Пушкиной, с неизменным прибавлением к ее имени - красавица. Александра Федоровна окружала себя красивыми женщинами, ей нравилось, чтобы общество вокруг нее было интересным.

    14 января 1834г. - Представлялась красавица Пушкина. В дни представлений было многолюдно, но никто кроме Натальи Николаевны не удостоился упоминания.
    28 февраля. У Фикельмонов Дантес долго смотрел.
    1 марта. - ...Захотелось в маскарад. Немного интриговали. Дантес, - Здравствуй , моя милашка... Но не так красиво, как в прошлом году." - Императрица с Долли Фикельмон , сводя с ума охранников, были в маскараде. Дантес заигрывает с Александрой Федоровной, и довольно, таки, смело, даже нагло... но ничего, это сходит с рук.
    4 марта. - Дантес глассен.
    14 марта. - Чтение повести Пиковая дама Виельгорским, до 12. Приятный вечер.

    8 апреля, записывает Пушкин А.С. - Представлялся. ... Царица подошла ко мне смеясь:"Нет, это курьезно! Я ломала себе голову, что это за Пушкин будет мне представлен. Оказывается, это вы! Как поживает ваша жена. Её тетя с большим нетерпением ждет , когда она поправится, - дочь ее сердца, её приемная дочь"... и перевернулась. Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 и даже 36. -
Наталья Николаевна представлялась царице немного раньше своего мужа. И царица знала Пушкина и без всякого представления - просто формальность.
    Далее перерыв. И графиня Фикельмон перестает участвовать в развлечениях царицы.

    26 апреля 1836 года. - Нас катали мимо Эрмитажа с детьми и тремя фрейлинами. На Дантеса напал смех.

    12 июля. - Парад, ветер, много приказов...Павловсий, Скарятин, Дантес дежурные, первый верхом.

    лето 1836 года графине Бобринской. - Он (Бархат) и Геккерн на днях кружили вокруг коттеджа. Я иногда боюсь для него общества этого новорожденного. - императрица выражает неудовольствие поведением усыновленного Дантеса, опасается, что он своей привычкой к шумному поведению, может повредить князю Трубецкому.

    16 ноября. - Вчера было воскресенье и у нас был бал... Пушкина казалась прекрасной волшебницей в своем белом с черным платье. - но не было той сладостной поэзии, как на Елагином. - что за бал был на Елагином не установлено, по записям камер-фурьерских журналов Пушкина отсутствовала на балах , на островах. Бал в Аничковом дворце был 15 ноября, на котором Наталья Николаевна присутствовала одна, без мужа и без сестер - им приглашение направлено не было.
А 17 ноября Дантес сделал предложение, да, я помню, после не значит вследствие, но тем не менее.

   19 ноября - вечером Софи Бобринская и Сесиль о женитьбе Дантеса.

   23 ноября. Со вчерашнего дня мне всё стало ясно с женитьбой Дантеса, но это секрет. - из письма к Бобринской.

   Начало 1836 года, январь к Бобринской - Рассказывал ли вам Бархат, что вчера утром он танцевал у меня? Это была неловкость, которую совершил мой брат. Мои четыре кавалергарда сопровождали полковой оркестр. С ума сойти? - очень интересная запись перекликается с записью Великой княжны. - "...Среди шести танцоров находился Дантес! Несколько дней спустя он дрался на дуэли, и Пушкин пал смертельно раненый его рукой. Можно представить себе впечатление на Папа....Я помню слезы Мама и смущенный вид дяди Карла в течение долгого времени." А тут и воспоминание Корфа о словах Императора - под конец жизни Пушкина, встречаясь часто в свете с его женою, которую я искренно любил и теперь люблю, как очень добрую женщину, я раз как-то разговорился с нею о комеражах, которым ее красота подвергает ее в обществе, я советовал ей быть сколько можно осторожнее и беречь свою репутацию и для себя самой и для счастия мужа при известной его ревности..." поэт потом благодарил Николая Павловича за добрые советы жене, высказывал подозрение, что царь сам ухаживает за его женой... и через несколько дней стрелялся.
   Три разные записи дополняют друг друга. Что же это было? Утренник с танцами у Императрицы, на который пришел Император и прекратил веселье, кавалеров разогнал, а дамам высказал свое неудовольствие.

    После дуэли Александра Федоровна будет писать письма Бобринской полные сочувствия Дантесу, называя его бедным Жоржем, который вел себя как рыцарь,
 сожалея и сочувствуя Наталье Николаевне, сравнивая ее с Ангелом смерти.

    А вот 4 февраля сантименты закончились - " Долгий разговор с Бархатом.Я бы хотела, чтобы они уехали, отец и сын. - Я знаю теперь всё анонимное письмо подлое и вместе с тем отчасти верное. Я бы очень хотела иметь с вами по поводу всего этого длительный разговор." - князь Трубецкой раскрыл Императрице тайну анонимного пасквиля и что там написано и кто автор.

    Наталья Николаевна уедет из Петербурга.

    Баронесса Амалия фон Крюденер, двоюродная сестра Александры Федоровны очень близко подойдет к царской семье, потом она задружит с графом Бенкендорфом...
а потом разразится скандал по поводу усиления католической партии при дворе,
и Амалии пришлось бы уехать, но она заболела корью. Корь разрешилась младенцем, отцом которого был Адлербег, так и останется в России.


     Когда Наталья Николаевна вернется в Петербург, то Императрица встретится с ней у тетки фрейлины Загряжской, потом Наталья Николаевна встретится с Александрой Федоровной во дворце. Не простое это дело - встретится с Императрицей, не простое