Записные книжки. Страница первая

Борис Аксюзов
Уже неделю перечитываю «Записные книжки» И. Ильфа. Не спеша наслаждаюсь их остроумием и мудростью. Открываю книгу наугад и читаю, например:
  «Я сижу в голом кафе «Интуриста» на ялтинской набережной. Лето кончилось. Ни черта больше не будет»
Мне радостно и грустно.
Радостно, потому что ничего подобного  еще не читал. А грустно оттого, что сам  не могу написать так. А ведь когда-то в юности, а, точнее, в 1961-ом году, в котором вышло первое собрание сочинений Ильи Ильфа и Евгения Петрова, я пытался создать нечто подобное.
Не получилось…
«А, может  быть, попробовать сейчас, когда тебе уже за восемьдесят? – думаю я. – Ты уже много написал всякого, у тебя даже появились  постоянные читатели, которые хвалят твои опусы  за жизненную правду и живой язык. А что надо иметь, чтобы одолеть жанр записных книжек?  Всего лишь наблюдательность и чувство юмора. И с тем, и с другим у тебя, по мнению твоих друзей и знакомых,  всё в порядке»
 Пожалуй, начнем. А потом видно будет, гожусь я в авторы записных книжек или не гожусь.

   Выйдя утром на балкон, наблюдаю за интересной сценкой внизу, у скамейки возле нашего подъезда.
  Три мужика соображают на троих, как видно,  с глубокого похмелья после вчерашнего. Поэтому они спешат, и  не всё получается как надо.  У них всего один стакан, да и тот бумажный. Его держит, обхватив обеими руками, один  мужик, а второй наливает в него водку из только что распечатанной бутылки. Третий стоит чуть в стороне и даёт советы.
  У того, кто наливает, дрожат руки, и водка, минуя стакан, льётся ему на пыльные сандалии. Третий кричит: «Ты что  делаешь, гад?!»
  От этого ужасного крика рука у того, кто наливает,  разжимается и бутылка, упав на асфальт разбивается вдребезги. Слышен жалобный стеклянный звон.
 «Теперь не миновать драки,  - думаю я. – Всякий фарс должен закончиться трагедией. По-моему, так говорил кто-то из великих. Или это придумал я сам?»
  Но я ошибся.  Драка не состоялась. Три мужика  не надолго задумались, а потом куда-то ушли. Сплоченно и решительно. Так уходят только за новой бутылкой водки.
 ( Перечитал и подумал: «А всё-таки, Аксюзов, с чувством юмора у тебя не всё в порядке. Грустный  какой-то  получился рассказ. А ведь старался людей  рассмешить»).

На улице родители ведут своего толстого и капризного сына в садик. Ему всего  три годика, и он, вырываясь из их рук, кричит: «Не хочу в  садик, хочу на Планету Детства!»
 Многочисленные гости нашего курортного города наблюдают за этой сценкой с удивлением: «Какие  здесь  развитые дети, однако!»
  Они не знают, что «Планетой Детства» у нас называется детская игровая площадка в городском парке.

На банкете в честь юбилея моего знакомого профессора  наступает  момент, когда гости поочерёдно подходят к нему,  вручают  подарки   и говорят тёплые поздравительные речи.  Но их почти не слышно, потому что в гостиной забыли почему-то выключить телевизор. А по нему передают  оперу Верди «Аида»,  и  как раз в это время звучит трагическое заключительное  трио в исполнении замечательных певцов, которые уже ушли в мир иной: Ренаты Тебальди (Аида), Эбе Стиньяни (Амнерис) и Джузеппе Кампора (Радамес).
  - Вы только послушайте, - тихо говорю  я тощей даме в очках, что стоит рядом  со мной с бокалом шампанского в руке. – Это великий Верди, которому нет равных...
 Дама смотрит на меня с удивлением, потом находит на тумбочке пульт и выключает телевизор. Допив  вино, она  берёт меня под руку и пытается доказать мне, что я ошибаюсь:
 - Верди  уже совсем не моден. Сейчас в моде Вагнер. Его «Тангейзер», это какое-то чудо!
  К великому своему стыду я не слышал этой оперы «модного» Вагнера, но признаться в этом не решаюсь. Зато мне хочется пошутить насчет моды в искусстве , и я спрашиваю:
 - А кто сейчас моден в литературе?
 - Не знаю, - отвечает тощая дама. – Я не интересуюсь литературой. Спросите  Сашу Суржанского, он по- прежнему много читает.  На днях он целый час  рассказывал мне о каком-то Гумилеве.

Маленький Кирюша принес с улицы щенка, и тот нагадил во всех трех комнатах.
- Я научу его ходить в туалет, - пообещал Кирюша в ответ на возмущенные крики родителей.
 - Нет уж, - сказал папа, - В туалет ходим мы все. Так что приучи его гадить у себя в детской и убирай за ним сам.
 - Хорошо, - ответил Кирюша.- Только платите мне за это деньги. Одну тысячу в день. 
  Что бы сказал по этому поводу Корней Чуковский?