Херсонесский маяк - последние дни обороны

Николай Птицин
Все ветераны 62 авиаполка помнят , что до последнего одна эскадрилья нашего полка вела воздушные бои обороняя  Севастополь с аэродрома Херсонесский маяк. Вот  хроника действий ВВС и Херсонесского аэродрома в дни последнего штурма....
• 29 июня авиация СОР последний раз вылетала на штурмовку противника с Херсонесского аэродрома: два ИЛ-2 и три И-16.
• С 22 июня и по 30 июня специальная московская авиагруппа начала выполнять грузовые рейсы самолетами Ли-2 или ПС-84 «Дуглас» на Херсонесский аэродром (по 12-15 самолетов или 18-25 тонн груза в сутки). Так ночью 30 июня эта группа доставила в СОР 25 тонн боезапаса и 1.6 тонны продовольствия, а вывезла 7 раненных, 179 человек командного состава и 5 тонн груза. Один ПС-85 был задержан (спрятан в капонире) для эвакуации начсостава.
• 30 июня ночью авиация ЧФ со стороны Кавказа выполнила только 22 самолета-вылета на бомбежку противника у Севастополя и 4 у Ялты.
• 30 июня ночью три самолета У-2 с Херсонесского аэродрома вылетали на сброс продуктов партизанам в Крымских горах.
• 30 июня были по приказу уничтожены (сброшены в море у мыса Фиолент) два радара ПВО типа РУС-2. ПВО прекратило свою оперативную службу.
• 30 июня вечером все исправные самолеты (6 ЯК-1( именно на этих самолетах воевала наша эскадрилья, но сколько осталось в живых из 10 истребителей нашего полка  до сих пор не установлено точно), 7 ИЛ-2, 1 И-15бис, 2 И-153, 1 ЛаГГ-3) улетели с Херсонесского аэродрома на аэродром Анапа. Остальные самолеты были разобраны или сожжены.
• 1 июля ночью на аэродром прибыли 13 из 16 вылетевших из Краснодара транспортных самолётов ПС-84 и привезли 23.6 тонн боеприпасов, 1.2 тонны продовольствия. Вывезли 49 раненных и 183 командира с 350 кг секретных документов, комендант Херсонесского аэродрома майор Попов самоустранился от командования и улетел первым же самолетом. Беспорядок при посадке в самолеты привел к тому, что многие из назначенных не смогли эвакуироваться. Тогда же по приказу ставки на 14-м самолёте ПС-84 (стоявшем в отдельном капонире за ночь до этого) улетел адмирал Октябрьский[28].
• 1 июля к Севастополю летали гидросамолёты ЧФ: «Чайка», ГСТ-9 и десять МБР-2. Они вывезли из бухты Казачьей около 56 человек (в основном раненых).
• 1 июля ночью авиация ВВС со стороны Кавказа выполнила 17 бомбовых самолёто-вылетов по целям у Севастополя. В ту же ночь авиация ЧФ со стороны Кавказа выполнила 32 самолётовылета по целям у Севастополя.
• 2 июля в 5 утра лётчику Королёву удалось улететь с Херсонесского аэродрома на самолёте УТ-1. Прилетев в Новороссийск, он доложил о состоянии фронта в Севастополе: «… линия боевого соприкосновения проходит на левом фланге от бухты Камышовой, а на правом — на подступах к 35-й батарее. … Сгорело три самолёта Як, три самолёта У-2, и один ПС-84…».