Часы от адмирала

Сергей Смирнов 7
 У меня остановились часы с лунным календарем. До этого, лет десять назад, приходил мастер и, держа механизм на коленях, на табурете подпилил слесарным напильником какие-то детали, а после смазал бытовым маслом, каким обычно швейные машинки заправляют.Установил циферблат со звездным небом, закрыл дверку массивного дубового корпуса на старинных клепках, и тяжелый маятник из красной бронзы качнулся, потянул анкерную скобу… Старый мастер вылечил тогда мои часы.
Но за ними нужен глаз да глаз. Не зря же в Эрмитаже существует целая служба часовых дел мастеров. Не мудрено, моим часам триста лет. Хотя сами по себе часы – это еще не история. Зато их бывшие владельцы… Но владельцы постепенно сменяют друг друга. Также в мире уходят на покой старые монархи, появляются новые диктаторы, грохочут мировые войны… А сами часы как ни в чем не бывало точно отбивают время.
А теперь снова начали спотыкаться. Ход, словно пульс у тяжелобольного, постепенно слабел. Тот прежний мастер отошел от дел, уехал в деревню под Тверью. Опытные владельцы старинных часов знают, как это хлопотно в целой Москве отыскать толкового мастера. Те часовые будки, которые встречаешь на каждом шагу, годятся разве что на замену батареек в китайском ширпотребе.
Но, кажется, мне улыбнулась удача. В соседнем гастрономе в тесной будке со стеклянной витриной, среди будильников и ремешков, согнувшись в три погибели, сидел  парень с коротко стриженной головой и южным говорком. Руслан, так его звали, согласился посмотреть мои часы. Я сначала с недоверием отнесся к нему. Но потом почувствовал родственную душу. Он из своего опыта знал много историй. Вот недавно пришел к нему один коллекционер карманных часов и принес позеленевшие от времени, морские офицерские часы концаXIX –  начала XX вв. Стрелки на латунном циферблате отсутствовали. Но сам механизм, за исключением оси анкерного колеса, был целым. Часы нуждались в реставрации, чистке и смазке. Этот коллекционер работал в питерском антикварном магазине, расположенном в одном из старых домов за Каменным островом.
Как-то осенью под вечер к нему постучался один старик. Вежливый, невысокого роста, в старомодном пальто и поношенной шляпе, в руке опорная палка-трость. Он вытащил круглую жестяную коробочку. На потертой крышке розовощекий мальчишка в шлеме космонавта на фоне звездного неба, а внизу полустертая надпись с  новогодним поздравлением.Раньше в такой продавали конфеты. Вроде как бонбоньерка. Простая винтажная коробка. На «антик» никак не тянет. Но посетитель открыл ее. На лоскутке облезшего бархата покоились карманные часы. На крышке часов рельефный перевитый канатом якорь.  Корпус выполнен  из аргентана  «мельхиора».
 Коллекционер осторожно открыл крышку, слегка покрутил заводную головку. Пружина держала, но циферблат оставлял желать лучшего. Что тут скажешь, старые швейцарские, но не коллекционные. Очевидно, принадлежали какому-нибудь моряку.
- Вы правы, когда-то мой дед Тимофей Семенов служил в царском флоте на ледоколе Вайгач рулевым кондуктором, то есть старшим унтер-офицером,- признался старик, -  командовал ледоколом капитан второго ранга Александр Васильевич Колчак. Корабль хоть и считался военным, имел положенное вооружение: пушки и пулеметы, но главное назначение –  это наука. Он был построен и оснащен для гидрографических работ в северных морях.
В походе от Балтики во Владивосток через три моря, Суэцкий канал, Индийский океан пришлось идти кораблю к месту приписки. В октябре попали в шторм в океане. В свежую предштормовую погоду Александр Васильевич вышел на верхнюю палубу измерить силу ветра в этих широтах. Палубу начало заливать. Волны словно перепрыгивали через корабль, осыпая  брызгами и серой  пеной  капитана  в дождевике,  стоящего с анемометром в руках. Мой же  дед на всякий случай находился рядом. Как в воду глядел. В какой-то момент одна особенно высокая волна сбила их обоих с ног. И, крутя по палубе, понесла  к борту. Дед успел схватить своего командира. Так они с отхлынувшей шипящей пузырями пены  водой и покатились в обнимку. У самого борта дед извернулся и подставил спину  под  стальной  пиллерс  бортовой стойки. Тем спас капитана от серьезной  травмы…После этого Колчак наведался к моему деду в корабельный лазарет. Вынул из кармана и протянул  вот эти часы в благодарность за спасение…
Мне же сейчас очень деньги нужны, - чуть помолчав, с горечью произнес старик, - не подрассчитал в этом месяце.Все на лекарства потратил, а впереди еще целый месяц, и пес у меня обжора сырое мясо уважает. А пенсия небольшая, хотя сам всю жизнь строил корабли. Был чертежником-конструктором в КБ ленинградского судостроительного завода. Теперь корабли на компьютерах проектируют. Корабль на экране во всех проекциях...Вот и хожу по всем скупкам и ломбардам. Только им плевать на Колчака. Золото, говорят, неси. Может, возьмете в залог? А я их обязательно выкуплю. Память все же…
Коллекционер взял у старика часы и оформил по квитанции. Потом решил отремонтировать и вернуть без всякого выкупа владельцу...
- В Москве этот антиквар пробудет еще неделю. Надо успеть сделать. Они у меня в работе, - сказал Руслан и склонился над редким механизмом.