История кубанского казака

Вячеслав Штанько
Данная история происходила в период Кавказской войны Российской империи против горцев Северного и Западного Кавказа, от Каспийского до Черного морей. Герой нашего рассказа участвовал в войне на Северо-Западном и Западном Кавказе, где обитали черкесы,

Несколько слов надо сказать о черкесах. В своем общественном развитии они несколько отстали от Европейских народов и России, у них был родоплеменной феодальный общественный строй на основе общин. У части племен была аристократическая организация общества, в котором племенами управляли князья и дворяне. У другой части племен была демократическая организация общества, в котором решения принимались на собрании общины, хотя также были дворяне . Племена не были объединены в государство. Черкесские племена не имели письменности, знания передавались с помощью легенд, былин, сказаний и песен.

В военном отношении черкесы были воинственным народом, почиталась и прославлялась смелость, храбрость, стойкость, бесстрашие, взаимовыручка, находчивость и удаль джигита. Основной тактикой войны черкесов была стремительная конная атака и быстрый отход в случае превосходящих сил противника. Они прекрасно владели огнестрельным, холодным оружием и плетью. Совершали они набеги на враждебные племена горцев и на ногайских татар, на купеческие караваны, на русские селения, угоняли женщин, детей для продажи в рабство, добыча являлась знаком доблести воина и в последнюю очередь для обогащения.

К началу Кавказской войны Правобережье Кубани с 1792 года было заселено Черноморским Казачьим войском (ЧКВ), на старой Кавказской линии находились Терское Казачье войско и прикомандированные части Донского Казачьего войска. По правому берегу Кубани были земли Российской империи, на левом берегу Черкессии.

По мнению многих политологов и историков причиной Кавказской войны была колониальная имперская политика царской России, которая не могла допустить, чтобы Кавказ попал под влияние Турции и Персии, а Черкесы хотели быть свободными и независимыми.

В 1817 году началась война. Черкессы делали набеги на русские, казачьи селения, угоняли скот, женщин и детей, а российские войска и казачьи формирования совершали карательные экспедиции за Кубань и в горы, сжигали селения, аулы, уничтожали население черкесов. Конечно, казаки не вникали в суть войны, они знали, что черкесы это враждебный для них народ, их надо уничтожать и эта война ими считалась справедливой.Вот в таких условиях проходила военная жизнь казака станицы Староджерелиевской Василия Штанько.

Об этом кубанском казаке решил написать статью, когда не совсем по адресу мне передали формулярный список на одного войскового старшину. Началось с того, что во время пандемии созрел для поиска сведений о моем прапрадеде кубанском казаке Федоре Штанько, который по рассказам моих родственников прибыл из Полтавщины с молодой женой-дворянкой Александрой в станицу Староджерелиевскую и был в чине ротмистра. В то время я не знал, что ротмистр это не казачье звание, а чин офицера регулярных войск Российской империи.

Довольно быстро нашел сайт « Кубаньгенеалогия», в котором было много информации о казаках Черноморского казачьего войска (ЧКВ) до 1860 г. и Кубанского казачьего войска (ККВ) с 1860 г., стал искать там своего прапрадеда ротмистра и нашел только штабс-ротмистра с моей фамилией, но без имени и отчества. Не надеясь на удачу, послал запрос в Краснодарский краевой архив с просьбой найти возможность сообщить – не имеет ли штабс-ротмистр Штанько имя Федор в найденном списке казаков. Несмотря на объявленный карантин в связи с пандемией COVID-19, вскоре пришел ответ, в письме ГАКК от 07.07.2020 № 37-14, в котором в уважительной форме сообщалось, что мне направляют цифровые копии «Формулярного списка о службе и достоинстве командующего 8 конным полком, войскового старшины Кубанского казачьего войска Василия Штанька» за 1861 г.(Фонд 396, Опись 2, Дело 185, л.537-543)

Хотя имя этого уважаемого казака не совпадало с именем моего прапрадеда, присланный документ меня очень заинтересовал, как свидетельство славной истории одного кубанского казака и то, что он был выходцем из станицы Староджерелиевской ЧКВ, как и мой прапрадед и, возможно, между ними имелась родственная связь, поэтому посчитал необходимым рассказать о нём.

В это время Правобережье Кубани было заселено Черноморским Казачьим войском, которое с 1860 года стало называться Кубанским Казачьим войском.В начале, между горцами и казаками установились мирные, добрососедские отношения, были организованы ярмарки по обмену товарами. Но имели место воровство черкесами скота, детей и женщин для продажи их в рабство.Видимо, со стороны казаков также имелись не вполне дружеские акции. В результате, между горцами и казаками постепенно росла напряженность, враждебность и случаи вооруженных стычек, но это можно было урегулировать мудрой дипломатией, как это делал А.В. Суворов, когда руководил Кубанским корпусом. Но к этому времени у Российской империи выросли амбиции и желания расширить границы на южных рубежах и не дать исламской Персии и Турции включить Кавказ в сферу своих интересов. Также на Кавказе вспыхивали восстания горцев в Кахетии, Абхазии, Чечне, Кабарде и Адыгее.

Российский Император Николай I все проблемы на Кавказе решил осуществить с помощью русского штыка. И в 1817 году начались военные действия. С обеих сторон проявлялась небывалая жестокость и беспощадность, усиливая озлобленность и агрессию.Наряду с регулярными войсками Российской империи в войне участвовали и казаки, Терского, Кубанского и Донского войск. Кубанское (Черноморское) войско было еще малочисленным, несмотря на переселение крестьян из части областей Малороссии, поэтому в войне участвовали даже добровольцы-подростки, каким был наш герой, и старики.

Просмотрев документ, полученный из Государственного Архива Краснодарского края, узнаю, что Василий Штанько в 1834 году в возрасте 14 лет зачислен казаком в 8-й конный полк Черноморского казачьего войска (ЧКВ), хотя по правилам в войско принимали только в возрасте 19 лет с присвоением чина «молодык», то есть еще не казак, а тут подросток 1820 года рождения из станицы Староджерелиевской возрастом 14 лет уже казак. Отец его Никита Штанько был сотником в ЧКВ и, видимо, одобрил решение сына, потому что во время Кавказской войны не хватало бойцов и командование закрывало глаза на то, что подростки и старики просились на войну и их принимали в состав казачьих полков. Изучая послужной список казака Василия, удивился, что казак не имея военного образования, и скорее всего безграмотного, стремительно продвигался по службе:
-в 17 лет- урядник,
-в 21 год- офицер хорунжий,
-в 24 года- сотник,
-в 28 лет переведен в С.Петербург в лейб гвардию Черноморского казачьего дивизиона конвоя Его Императорского Величества и ему назначен чин корнета, как известно, в это элитное подразделение абы кого не направляли, а самых достойных, с отличной выправкой и храбрых казаков,
-в 30 лет – поручик того же дивизиона,
-в 32 года – штабс-ротмистр дивизиона.

Тогда мне стало понятным, почему из архива прислали документ на казака Штанько, потому что он был штабс-ротмистром.

Далее наш герой участвовал в Крымской войне с 1854 по 1855 годы в составе Керченского отряда, затем в составе Екатеринодарского отряда до апреля 1856 года.

В январе 1857 в возрасте 37 лет за боевые заслуги и командирские способности Василий Штанько переведен из Лейб Гвардии Черноморского дивизиона в ЧКВ на чин войскового старшины командующим 8-м конным полком. С этого времени его служба, как командира полка проходит на кордонной службе и в походах за Кубань, Во время службы казаком в составе 8-го и 4-го конных полков с 1834 по 1847 годов Василий постоянно участвовал в боевых действиях на Кавказе, в походах за Кубань, в преследовании горцев и перестрелках с ними, поэтому он женился поздно в возрасте 38-39 лет на дочери войскового старшины Золотаревского Екатерине, в 1860 году у них родился сын Никита. Они жили в станице Староджерелиевской и имели хутор 5 десятин у Ангелининского ерика. В данном документе сообщается только об одной награде орден св. Анны 3 степени, и то, что он является дворянином Кубанского казачьего войска, потому что после присвоения чина войскового старшины казаки наделялись дворянским титулом. Также указывается, что более подробные сведения о его службе приведены в формулярном списке за 1859 год, возможно, там сообщалось о наградах казака Василия Штанько во время Кавказской и Крымской войн

Вот такая история воина, ставшего казаком в 14 лет, прошедшего огонь жестокой, беспощадной Кавказской войны и Крымской войны, приобрел опыт боевого командира и достиг чина войскового старшины, командующего конным полком, не имея ни военного, ни школьного образования, хотя в формулярном списке указано, что он владеет Российской грамотой и умеет читать и писать. Конечно, война выявляет храбрых воинов и талантливых командиров, и герой моего рассказа оказался в числе лучших казаков Кубанского казачьего войска.

Что касается моего прапрадеда, то, благодаря помощи доброго человека, удалось найти один документ « Исповедальная ведомость станицы Староджерелиевской 1831 года» (Фонд 690, Опись 1, ед. хр 176), в которой записан мой прапрадед сотенный есаул Федор Штанько в возрасте 38 лет со своей женой Александрой – 22 лет и годовалым сыном Василием. Почему моя родня считала, что Федор был в чине ротмистра? Может позднее его перевели в регулярную армию, в один из кавалерийских полков, участвовавших в Кавказской войне и ему присвоили чин ротмистра, равнозначный чину казачьего сотенного есаула. В этой же станице жил сотник Никита Штанько – отец войскового старшины Василия Никитова Штанько (в то время отчество писалось не Никитович, а Никитов сын). Возможно, Никита и мой прадед Федор, были братьями, так как жили в одной станицы, но это пока только предположение. Также нашлись данные о моих родственниках в ФЗ 254, оп 1, д. 1077 «Именной список урядников и казаков Таманского округа, служивших с 14 июля 1853 г. по 19 марта 1856 г. и имеющим право на получение бронзовой медали на Андреевской ленте» (за участие в Крымской войне 1853-1856 годов):

По станице Староджерелиевской

-лист 133, урядника Штанько Василия (мой двоюродный прадед) в 4-м конном полку,
-лист 138, казака Штанько Харитона (мой прадед) в 7-м конном полку.

Данная статья могла быть написана только благодаря помощи добрых, отзывчивых людей, поэтому выражаю огромную благодарность сотрудникам Государственного архива Краснодарского края и ветерану сайта «Кубаньгенеалогия» Людмиле Милёшкиной.