Ц

Анна Боднарук
                Ц


Но белое я видел только белым,
А в чёрном тоже много красоты.
              А. Розенбаум

     Белый и чёрный цвет – две противоположности. А так ли это? По-разному говорят: белая и чёрная зависть, а всё едино – зависть. Много разным вещам и даже характерам, как штамп, «присваивают» эти цвета. К примеру: бумага белая, а слова на ней случается читать – страшнее приговора. И неважно, какими чернилами они написаны…
     Я, в детстве своём, особо не задумывалась, что в какие цвета природа выкрасила. Мол, всегда так было и будет. Но однажды произошёл со мной такой случай. Послала меня мама к портнихе. У этой женщины дочка недавно замуж вышла за нашего сельского киномеханика. А тот разъезжая по сёлам, зачастую куску хлеба был рад. А у тёщи корова в хозяйстве. Молодой жене собрать на стол, накормить мужа – всего-то пара пустяков. Я только мельком глянула на уставленный глиняной посудой стол, почему-то оцепенела. Всё белое! С высоким горлышком крынка, чуть ли ни доверху заполнена молоком, два стакана с молоком, горшочек с цветной глазуровкой, деревянная ложка утонула в сметане. На большом блюде расстелена марлевая салфетка, а на ней жирными комочками творог. И хлеб, нарезанный на разделочной досочке, тоже белый. (Дома, на нашем столе и по большим праздникам такого белого хлеба не было). Стол стоял прямо впритык к подоконнику. Вышитые задергушки на окне тоже белые. А когда увидела на подоконнике, в щербатой крынке букет белых ромашек, что-то нехорошо мне стало. Хозяйка заметила, что девочка вдруг побледнела, увела меня в другую комнату, дала мне водички попить. Как и почему так случилось, я не сразу поняла. Слишком впечатлительной уродилась. Увижу что, в памяти отложится, а потом, так бывает, что и некстати всплывёт картинка. Вот и тогда память сыграла со мной злую шутку.
     А дело вот как было. У наших родственников умерла двухнедельная дочка. По не писанному сельскому закону у маленького гробика должны сидеть дети близких родственников. Конечно же, я насмотрелась на то, как убрали покойницу: белый свадебный веночек с восковыми цветочками на маленькой головке, фата, белое неподрубленное платьишко… и цветы бумажные - тоже белые. Несли на кладбище гробик девочки постарше. Я шла со своей мамой позади обезумевшей от горя мамы…
     Тогда, у портнихи, все молочные продукты враз мне опротивели, даже тошнотный ком подкатил к горлу. С того дня я очень долго не могла есть даже вареники с творогом.
     Чёрный и всякий тёмный цвет меня настораживал до такой степени, что я старалась не подходить к почерневшим предметам. Мне казалось, что к ним нечто нехорошее прилипло, того и гляди, на меня оно перекинется.
     Потом стала замечать, что некоторые женщины, не нарочно, а как-то у них само собой так получалось, носят вещи чёрного или коричневого цветов. Когда им об этом говорили, они соглашались и, в то же время сами этому удивлялись. Гораздо позже, когда я стала пристальней присматриваться к характерам этих людей, предпочитающих тёмный цвет одежды, то, как бы я ни старалась, дружба у меня с ними не складывалась. Жёсткие, циничные, не угодишь им ни в холодном, ни в горячем.
     А казалось бы, пустяк такой. Цвет одежды всего лишь, для разнообразия. Только разнообразие предпочтений не на пустом месте складывается. Ведь не сегодня, не вчера сложилось это понимание, веками в мозг и в кровь это впитывалось.  Вроде и не думаешь об этом, а оно из нутрии тебе сигналы подаёт, тебя от беды отводит…

                *
     Иной раз от людей слышала: «Я так устала, что белый свет не мил!» или «Я, как будто на белый свет родился…». Не какой-то там цветной, а именно – белый. Но ведь многие люди знают, что свет, исходящий от Солнышка, далеко не белый. В погожий день он и вовсе бесцветный. Когда зарождается утро – он светло-розовый, при заходе солнца жёлто-оранжевый. Но чаше всего он отражает настроение человека.
     Сегодня мне посчастливилось увидеть золотисто-оранжевый цвет прощальных лучей Солнца. Молоденькие берёзки в белых шубках инея просто купались в ласковых лучах солнца. Длинные тени легли на желтоватый снег, спокойные усталые, готовые принять любой исход событий. А событие нынешнего дня одно: солнце завершает свой путь в золотом ореоле, божественное и по-матерински тёплое.

                *