Лицо коня прекрасней и умней...

Влад Лесной
Друзья!

Седьмого мая 2023 года исполнилось 120 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого, русского и советского поэта.
Отступление.
"В русской литературе XX в. едва ли найдется поэт, более напряженно размышлявший о сущности и предназначении природы, чем Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958). Его стихи содержат целостный взгляд на окружающий мир и поэтому могут рассматриваться как выражение определенной философии природы. Целью статьи является анализ темы гармонии природы в творчестве Заболоцкого, выявление роли тех или иных философских и религиозных концепций в формировании взглядов поэта на проблему. В натурфилософской поэзии Н. А. Заболоцкого природная жизнь рассматривается как гармоничная и дисгармоничная одновременно. Это можно объяснить присутствием в творчестве поэта двух концепций гармонии и, соответственно, двух способов решения проблемы дисгармонии. Первая концепция восходит к неоплатонической традиции, приверженцами которой были И. В. Гёте — один из наиболее близких Н. А. Заболоцкому по своему мировоззрению поэтов — и представители романтической эстетики. Согласно этой концепции дисгармония в универсуме, проявляющаяся или в виде физического несовершенства, или в виде морального зла, — это частность, не нарушающая предустановленного мирового порядка.
Вторая концепция близка православной точке зрения на природу как динамическую реальность, которая постепенно совершенствуется, избавляется от дисгармонических явлений и движется к идеальному гармоничному состоянию — деификации (обоготворения). Ключевую роль в этом процессе играет человечество, которое, вступив в разлад с Богом, нарушило и природную гармонию, поэтому теперь люди должны помочь природе избавиться от противоречий. Мысли о деификации дополняются в поэтическом мире Н. А. Заболоцкого идеей научного прогресса в духе К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и философии космизма. Для выражения идеи природной гармонии Н. А. Заболоцкий пользуется образностью, восходящей к пифагорейскому учению о музыке небесных сфер. Поэт не соединяет обе концепции в одно непротиворечивое учение, и присутствие в его творчестве двух точек зрения на проблему дисгармонии природы свидетельствует о сложности его мировоззрения, о насыщенном философском и культурном контексте его творчества".https://md-eksperiment.org/ru
...Други!
 Да, Николай Заболоцкий еще до войны "...создал содружество поэтов-философов ОБЭРИУ, переписывался с Константином Циолковским и называл себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя». В 1938 году Заболоцкого обвинили в создании «контрреволюционной организации» и приговорили к пяти годам лагерей. Произведения поэта мало публиковали в то время: журналы с его стихотворениями изымали, а сборники снимали с печати. Но Заболоцкий продолжал писать даже в ссылке: в Караганде он закончил знаменитый перевод «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка".https://www.culture.ru/
У меня есть дома небольшой томик стихов и поэм Николая Заболоцкого, изданный в 1986 году Пермским книжным издательством тиражом 200 тысяч экземпляров. Забрал я его вместе с книгами других советских  поэтов на ж.д.вокзале  города Серова несколько лет назад.("Полки с книгами, которые любой пассажир может взять с собой в дорогу бесплатно, открылись 5 февраля 2014 года  на трех вокзалах в Москве – на Ленинградском, Казанском и Курском.Пополнением запаса книг будут заниматься столичные библиотеки. Однако и пассажиры по желанию могут сами оставлять на полках буккросинга свои книги.В столичном департаменте культуры обещают, что в ближайшее время в рамках проекта "Книги в дорогу" на вокзалах Москвы будут также открыты читальные залы").
Хорошее,без сомнения,  дело!
А я всю  длинную дорогу до Нефтеюганска читал удивительные строки  духовно созвучного мне поэта!

Вл.Назаров
***************
1.ИДЕИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ Н.ЗАБОЛОЦКОГО

1. Биография поэта, его образование помогают понять многое в его творчестве. Наряду с гуманитарным, его естественнонаучное образование дало возможность прочесть работы В.И.Вернадского, Н.Ф.Федорова, К.Э. Циолковского.
2. Для Заболоцкого единство человека с природой не было лишь теоретической идеей. Он хотел познать скрытые силы природы, научно и творчески освоить ее язык. Он пытался разглядеть ее лицо, образ, характер.
3. Циолковский как мыслитель и практический деятель в своей натурфилософии освещал созвучные поэту вопросы. Заболоцкий многое в своем мировоззрении принял от Циолковского.
4. Переписка Заболоцкого и Циолковского позволяет глубже проанализировать эту связь, отметить как сходство в их взглядах, так и расхождения в решении проблемы бессмертия.
5. По Циолковскому каждый атом хранит информацию о целом организме. Это своего рода монизм взглядов Циолковского, представление об абсолютном материальном единообразии мира. Для Циолковского состояние животных совершенно несознательное, они не знают ни своего прошлого, ни будущего.
6. Заболоцкий идет дальше Циолковского: в каждом природном образовании, живом и неживом, присутствуют элементы всего организма земной природы. Мир подобен растению, где все клетки содержат информацию о строении и функции целого.
7. В своем творчестве, в обращении к натурфилософским темам Заболоцкий стремился расширить границы поэзии, преодолеть ее сосредоточенность на изображении духовного мира личности.
8. В письме к Циолковскому Заболоцкий писал: "Мне кажется, что искусство будущего так тесно сольется с наукой, что уже и теперь пришло время узнать и полюбить лучших наших ученых - и Вас в первую очередь".
https://readings.gmik.ru/
************
2.Лицо коня
Николай Заболоцкий

Животные не спят. Они во тьме ночной
Стоят над миром каменной стеной.
Рогами гладкими шумит в соломе
Покатая коровы голова.
Раздвинув скулы вековые,
Ее притиснул каменистый лоб,
И вот косноязычные глаза
С трудом вращаются по кругу.
Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.
И зная всё, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира.
И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
Мы услыхали бы слова.
Слова большие, словно яблоки. Густые,
Как мед или крутое молоко.
Слова, которые вонзаются, как пламя,
И, в душу залетев, как в хижину огонь,
Убогое убранство освещают.
Слова, которые не умирают И о которых песни мы поем.
Но вот конюшня опустела,
Деревья тоже разошлись,
Скупое утро горы спеленало, Поля открыло для работ.
И лошадь в клетке из оглобель,
Повозку крытую влача,
Глядит покорными глазами
В таинственный и неподвижный мир.
1926 год.
****************
3.Писатели и философы, повлиявшие на творчество Заболоцкого

Итак, перед нами совершенно новый образ мира, который сформировался у Заболоцкого не без воздействия идей тех писателей и философов, творчеством которых увлекался Н. Заболоцкий. Круг чтения поэта был очень широк. Здесь Тютчев и Гете, Толстой и Достоевский, Рабле, Свифт, Руставели. Рядом с этими книгами - Григорий Сковорода, украинский философ XVIII века, Агриппа Неттесгеймский, "тайный соглядай" природы, забытый современным научным разумом, Циолковский, Вернадский - ученые, которые могли осветить мыслью "образ мирозданья".
Многое для себя почерпнул Заболоцкий из учения о биосфере В.И. Вернадского. Его фундаментальный труд "Биосфера" вышел в Ленинграде в 1926 году тиражом всего 2000 экземпляров.
В учении Вернадского Заболоцкому особенно нравилось объединение живых существ и всей неживой материи в едином стройном процессе формирования внешней оболочки Земли. Ученый уравнивал живую материю и мертвые неорганические образования перед лицом явлений планетарного масштаба.
В 1931 году Заболоцкому попалась тоненькая - всего на 32 страницы - брошюра К.Циолковского, изданная в Калуге в 1929 году. Название книги - "Растения будущего. Животные космоса. Самозарождение" - сразу же привлекло внимание поэта. В работе Циолковского говорилось о несовершенстве земных организмов, о направлении их развития, о сознательной переделке растений, почвы, состава атмосферы, о будущих совершенных существах и об их отношениях с менее развитыми. Заболоцкий пишет письмо Циолковскому: "Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных стихах и поэмах я, как мог разрешал их. Сейчас, после ознакомления с Вашими трудами, мне многое придется передумывать заново".
В другом письме Заболоцкий пишет о той проблеме, которая остро и мучительно переживалась поэтом - проблеме смерти и личного бессмертия. "Личное бессмертие, - пишет поэт, - возможно только в одной организации. Не бессмертен ни человек, ни атом, ни электрон. Бессмертна и все более блаженная лишь материя - тот таинственный материал, который мы не можем уловить в его окончательном и простейшем виде... Все дело, очевидно, в том, как понимает и чувствует себя человек. Вы, очевидно, очень ясно и твердо чувствуете себя государством атомов. Мы же, Ваши корреспонденты, не можем отрешиться от взгляда на себя, как на нечто единое и неделимое. Ведь одно дело знать, а другое - чувствовать. Консервативное чувство, воспитанное в нас веками, цепляется
за наше знание и мешает ему двигаться вперед. А чувствование себя государством есть, очевидно, новое завоевание человеческого гения".
Мы приводим эти отрывки из писем Заболоцкого, чтобы показать духовные поиски поэта. Перед ним вставал вопрос по сути своей религиозный, вопрос о смысле бытия человека, человечества и вселенной в целом. Отвечал на этот вопрос Заболоцкий сугубо материалистически, отвергая личное бессмертие, но при этом присваивая материи атрибуты Божества.
Но совсем по-другому отвечает на те же вопросы, которые задавал себе поэт, любимый им писатель и философ XVIII века Григорий Сковорода. В одном из своих трактатов Сковорода пишет: "Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, другая - невидимая.
Видимая натура называется тварь, а невидимая - Бог.
Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит; везде всегда она, есть и будет. Например, тело человеческое видно, но проницающий и содержащий иное ум не виден.
По сей причине у древних Бог назывался ум всемирный. Ему ж у них были разные имена, например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость и проч.
А у христиан знатнейшие ему имена следующие: Дух, Господь, Царь, Отец, Ум, Истина. Последние два имени кажутся свойственнее прочих, потому что ум вовсе есть невещественен, а истина вечным своим пребыванием совсем противна непостоянному веществу"*.
Трудно себя представить, как материалист может любить творчество христианского мыслителя, каким был Григорий Сковорода. Однако же о любви Заболоцкого к философу повествуют не только воспоминания близких поэту людей, но и его собственные стихи. В стихотворении "Вчера, о смерти размышляя" мы читаем:
И голос Пушкина был над листвою слышен,
И птицы Хлебникова пели у воды.
И встретил камень я. Был камень неподвижен, И проступал в нем лик Сковороды.
(I, 181)
Вполне возможно, что именно чтение сочинений великого христианского богослова и писателя произвело переворот в мироощущениях Николая Заболоцкого, душа которого, как и всякая человеческая душа, не могла и не может существовать в мире хаоса и распада, не может примириться со смертью и жаждет бессмертия. Сковорода же один из своих разговоров, например, посвящает воскресению из мертвых. "Нестерпимая тоска разъединения", которая терзает душу Заболоцкого, преодолевается поэтом по-разному, но его представления о бессмертии далеки, конечно, от христианских взглядов и убеждений Григория Сковороды. Разные варианты утопии, которые казались Заболоцкому выходом из тупика, он предлагает и читателю, но все эти утопии строятся по эту сторону бытия. Вот, например, утопия земного рая в стихотворении "Венчание плодами":
Отныне все прозрачно и кругло
В моих глазах. Земля в тяжелых сливах, И тысячи людей, веселых и счастливых, В ладонях держат персики, и барбарис На шее девушки, блаженствуя, повис.
И новобрачные, едва поцеловавшись,
Глядят на нас, из яблок приподнявшись, И мы венчаем их, и тысячи садов Венчают нас венчанием плодов.
Райскому блаженству Адама и Евы, о котором иронически повествует Заболоцкий в первой части стихотворения, поэт противопоставляет рай на Земле, рай без Бога (характерно, что новобрачных венчает не Бог, а люди). Но это райское блаженство на земле не отменяет смерти.
Когда плоды Мичурин создавал, Преобразуя древний круг растений, Он был Адам, который сознавал Себя отцом грядущих поколений. Он был Адам и первый садовод, Природы друг и мудрости оплот, И прах его, разрушенный годами, Теперь лежит, увенчанный плодами.
(I, 165)
Другой вариант поэтической утопии Заболоцкий создает в стихотворении "Метаморфозы":
Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком;
Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мною, то быть может, Опять растет и мир растений множит. Вот так, с трудом пытаясь развивать Как бы клубок какой-то сложной пряжи, Вдруг и видишь то, что должно называть Бессмертием. О, суеверья наши!
(II, 143)
Здесь бессмертие - взаимопревращение разных форм жизни, метаморфозы вещей и явлений. Но загадка смерти, тайна личного бессмертия здесь тоже не решена, не открыта. Поэтому с таким постоянством возвращался Заболоцкий к теме смерти и бессмертия. Следует отметить, что чтение Сковороды легло на благодатную почву: в детстве Н.Заболоцкий, по его собственным воспоминаниям, прислуживал в алтаре собора и особенно любил всенощные бдения: "...тихие всенощные в полутемной, мерцающей огоньками церкви невольно располагали к задумчивости и сладкой грусти. Хор был отличный, и когда девичьи голоса пели "Слава в вышних Богу" или "Свете тихий", слезы подступали к горлу, и я по-мальчишески верил во что-то высшее и милосердное, что парит высоко над нами и, наверное, поможет мне добиться настоящего человеческого счастья" (I, 506).
Итак, мы попытались ответить на вопрос, как произошел переворот в мироощущении Н.Заболоцкого, в раннем творчестве которого мир предстает перед нами как "сумасшедший бред", как мертвое механическое пространство, заселенное подобиями живых людей. В поэзии Заболоцкого 30-х годов, как мы показали, начинает формироваться новая система категорий мироощущения; центральными из них были категории разума и жизни.
https://licey.net/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
17 мая 2023 года.