Васька гений

Третьяков Николай Дмитриевич
 -Привет, телемастер!
  -Какой я тебе телемастер? Так, от скуки на все руки. Три месяца
платных курсов телерадиомастеров. Научили, в каком тевизоре частые неисправности и как с ними бороться. А как сам телевизор работает,  я даже не могу сказать, да мне это и не нужно. Я сварщик пятого разряда. Аргон, электросварка- это моё. А телевизоры- скорее хобби. Ну, и копеечка какая- никакая. Радиоприёмники почти ушли, а телевизоры у нас в деревне- это окно в мир. Без телевизора и не жизнь. Вот приносит соседка Люба телик "Рекорд".  Здесь практически у всех этот "Рекорд". Какая неисправность, спрашиваю? Экран светится, звук есть?
- Ой, Вася, всё сгорело. Что- то  пыхнуло, треснуло и всё пропало. Ни звука, ни вида.
- Всё ясно. Оставляй, разберёмся что к чему. 

 -Это самая хорошая неисправность, когда ничто не работает и телевизор не включается. Как правило, сгорел предохранитель.
 Здесь в деревне, не то, что у вас в городе, частые перепады напряжения. Предохранители горят. И этот телевизор- не исключение.  Заменил предохранитель, и телевизор работает, как новый. Конечно, я это Любе не рассказываю. Потом наплету ей про аноды, катоды, триоды, а трояк на водку за ремонт уже практически в кармане.
 Но бывают, конечно, и серьёзные неисправности. Приходится как следует повозиться.

 Вот на днях, приносит друган Колька телевизор, тоже "Рекорд".  Включаю,  на экране снег,а вместо звука- шипение, как сало на сковородке. Что с ним? Спрашиваю. И он мне подробно, в деталях рассказывает свою историю:
 - Смотрю я матч Спартак- Динамо и на самом интересном месте, когда наши практически в их штрафной, когда вот- вот гол, изображение пропадает, и звук в придачу. Я на улицу, поворачиваю шест с антенной, ловлю волну -иногда это помогало, а в этот раз- ну никак!  Что делать? Снимаю заднюю стенку и отвёрткой кручу сердечники катушек. Вначале что- то вдруг мелькнуло, а потом пропало.  Докрутился, что теперь вообще ничего не показывает, ни днём, ни ночью.
 - Плохо  дело, Колька! Говорю.
- Телевизору хана. Эти контура настраиваются каждый на свою частоту, чтобы все вместе они дали нужную характеристику. И для несущей изображения, и для звука. Без серьёзных приборов не настроить. В районе точно нет такой аппаратуры, да и в области, пожалуй, тоже.
 - И что мне делать?
- Покупай новый телевизор.
- Может, что- то придумаешь?
- Оставляй, подумаю, но шансы нулевые.

- Но я всё-таки придумал! Не сразу, конечно, пришлось покумекать, но работает Колькин телевизор, как новый!

- И ты хочешь сказать, что без генератора ВЧ, без осциллографа, без характериографа ИЧХ, здесь в деревне настроил раскуроченный, на выброс телевизор?
 Не верю! Как говорил Станиславский.
 Это невозможно! Там около восьми контуров. Каждый настроен на свою частоту. Если тебе это действительно удалось, то ты- гений! Колись, что ты придумал...

 - Я подумал, что телевизоры одной модели, все из районного универмага, значит, и настроены должны быть одинаково. Рабочий образец у меня есть- Любин "Рекорд", точно такой, как у Кольки. Снимаю у него заднюю стенку и спичкой, как штангенциркулем, замеряю высоту, или глубину вкрученных сердечников на исправном Любином телевизоре и закручиваю на такую же глубину, или высоту каждый сердечник контура на Колькином.
 И получилось! Я обалдел, когда появились изображение и звук! Да что я всё это рассказываю? Сам посмотри. Вот Колькин телевизор показывает, а это Любы. Не отличить!
 - Васька, ты- гений!

17.05.2023