Подготовка к школе

Дориан Грей
По просьбам мам, пап, дедушек и бабушек. И по просьбам учителей.

Готовность ребенка к школе – это, в первую очередь, забота и ответственность родителей. Так что будет более правильным говорить не о готовности ребенка стать учеником, а о готовности отца и матери стать родителями первоклассника.
Никто не имеет права тестировать ребенка при поступлении в первый класс. Только собеседование. Педагог не будет требовать от будущего ученика умений бегло читать или демонстраций незаурядных навыков счета. Школа не говорит: «Приведите к нам ребенка, который умеет читать и писать, а мы потом будем его всему этому учить».
Нет, собеседование не про это. Само слово со-БЕСЕД-ование – говорящее. Оно про беседу. Именно умение ребенка коммуницировать со взрослыми людьми и со сверстниками показывает степень готовности к школе. Педагог будет отсекать края: неестественную замкнутость, стеснительность или, наоборот, излишнюю активность. И в том, и в другом случае педагог может предложить проконсультироваться со школьным психологом.
И вот тут осторожно. Психологи – отличные ребята, фанаты своего дела, они вооружены методиками, терминами, новейшими подходами, разработками и богатейшим тестовым материалом. Но (!!!): психологи не ставят диагнозы. Это дело психиатра. Да и сами «диагнозы» - под большим вопросом. Те самые «края», про которые шла речь, а именно: аутизм и СДВГ – это чаще всего никакие не диагнозы, а лишь корявая попытка переложить ответственность за неспособность ребенка к адекватной коммуникации, к БЕСЕДЕ, с родителей на медицинский термин.
Ибо подготовка ребенка к школе – это труд родителей. Самоотверженный, ежедневный, кропотливый, системный труд. Термин СДВГ, например, тоже говорящий: дефицит внимания. Без ежедневных разговоров, без ежевечернего чтения книг перед сном, без постоянного ощущения ребенком родительского присутствия (только – внимание! – ненавязчивого присутствия), ни о какой подготовке не может быть и речи.
Итак, как подготовить ребенка к школе?
Начнем с того, чего делать нельзя категорически. Нельзя (до отбивания рук) отдавать ребенка на сомнительные курсы.
Первое: никаких психологов! Только школьный – у него руки связаны программами и администрацией, что убережет вас от излишнего креатива. От всяких гештальтов, суггестий, ретритов, сатсангов, эвритмий, саентологии и прочей калечащей околопсихологической мишуры. Общение с родителями и чтение книг – вот лучшая психологическая методика.
Второе: соробан – это просто японские счеты, а никакая не ментальная арифметика. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не умел системно и вдумчиво относиться к школьным занятиям, чтобы делал по невнимательности элементарные ошибки при счете, а со временем впадал в ступор от элементарных вопросов из разряда «дважды два», то вам на соробан. Если хотите, чтобы ваш ребенок не улавливал смысл прочитанного, чтобы делал грамматические ошибки и путался при декламации – вам на скорочтение. В противном случае отдайте ребенка на шахматы. Тут уж точно ничего, кроме пользы.
В общем, все, что секта, - все не наше, все мимо, всему отказать. Робототехнику – туда же. Лучше купите ребенку обычный «советский» конструктор или отдайте в фотокружок или на судомоделирование.
А что можно? И нужно?
Вышеупомянутые шахматы, спорт, музыка, изобразительное искусство, старые добрые кружки (например, юннатов при зоопарке) и подготовка в той школе, куда идет учиться ребенок – вот это наше, вот это берем.
И главное: книги, книги, книги, книги, хорошие детские книги без устали, без счета, каждый день, каждый вечер – не засыпать без чтения. И тогда вы будете гордо улыбаться, слушая, как складно ваш ребенок беседует с педагогом на этом самом соБЕСЕДовании.

Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».