569 Бункеровка БПК Образцовый и СМТ Лена 12. 10. 1

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

569. Бункеровка БПК «Образцовый» и СМТ «Лена». 12 октября 1973 года.

Сводка погоды: Пятница 12 октября 1973 года. Граница проливов Каттегат и Скагеррак. Метеостанция Скаген (Дания). Географические координаты: 57.733, 10.633. Первое наблюдение: 01.01.1973. Последнее наблюдение: 31.12.2022. Максимальная температура воздуха +9.0°C, минимальная -2.0°C, средняя температура воздуха +4.4°C. Скорость слабого ветра 5 м/с (12-19 км/ч) или всего 3 балла по шкале Бофорта. Волны короткие, хорошо выраженные. Волны покрыты полосами стекловидной пены. Высота волн не выше 0,6-0,9 м. Эффективная температура воздуха ощущается как холодная +0.2°C, но на ярком и жгучем солнце становится теплее, хотя холодный воздух пронзает не только матросскую робу, но и бушлаты.

Пока мы со Славкой Евдокимовым и вахтенными сигнальщиками-наблюдателями шутили, смеялись и баловались на сигнальном мостике, БПК «Свирепый» пересек чёткую границу разных по оттенкам цвета вод между проливами Каттегат и Скагеррак и вышел на простор, ведущий в открытое Северное море. Туман рассеялся, скорость хода корабля увеличилась и лёгкий ветерок, который только что бодрил нас свежестью чистого морского воздуха, начал пробираться во все складки одежды и ласкать тело до ознобных мурашек.

Я был одет только в рабочую матросскую парусиновую робу, поэтому отпросился у вахтенного офицера сбегать в ленкаюту за тёплой байковой тельняшкой и старым, но тёплым бушлатом. Когда я через несколько минут вернулся в ходовую рубку, то впереди перед нами были уже большой противолодочный корабль БПК проекта 61 «Образцовый» средний морской танкер СМТ «Лена», которые бункеровались.

Бункеровка – это старинное морское название процесса заправки судна или корабля топливом и моторными маслами, пресной водой, другими жидкими, сыпучими или твёрдыми грузами, продовольствием или чем-либо ещё, например, сжатым или сжиженным газом. Термин «бункер», бункеровка сохранился со времён паровых машин, которые заправлялись углем, который хранился на судах и кораблях в специальных хранилищах – бункерах. Бункеровка в те времена – это процесс заполнения бункеров углём. Отсюда судно, которое поставляет другому судну уголь, топливо, масло, воду или что угодно стали называть бункеровщиком. В случае с жидким топливом, маслами, водой и сжиженным газом бункеровщик – это танкер, перевозящий эти вещества в своих танках (ёмкостях).

БПК «Свирепый» нашёл и догнал БПК «Образцовый» пр.61 типа «Комсомолец Украины» (головной корабль пр. 31) и бункеровщик-танкер СМТ «Лена» в проливе Скагеррак, в стороне от международных маршрутов движения судов и кораблей, в стороне от районов рыболовства и каких-либо закрытых для судоходства зон и районов. В таких свободных для манёвра и иных морских дел районах обычно осуществляется бункеровка или иные хозяйственные дела, например, освобождение судов от мусора и сточных вод…

Как тут в проливе Скагеррак оказался БПК «Образцовый», который вышел из ВМБ Балтийск на БС (боевую службу) ещё 20 сентября 1973 года, было непонятно. Однако это были его дела, поэтому мы, БПК «Свирепый», только «присоседились» правее в кильватер к СМТ «Лена» в надежде пополнить свои запасы пресной воды и ещё кое-чем для встречи в долгожданной родной базе – Балтийске с командованием 128-й БрРК 12-й ДиРК ДКБФ, родными и близкими. Мы были довольны и счастливы, и заботы других нас уже мало интересовали…

Бункеровка БПК «Образцовый» и СМТ «Лена» велась по всем правилам, продиктованными «Международными руководствами по безопасности нефтяных танкеров и терминалов», «Общими и специальными правилами перевозки наливных грузов», «Условиями бункеровки советских судов в иностранных портах» и иными специальными правилами, руководствами, инструкциями, методиками, требованиями и приказами. Бункеровка – это вам не просто так, бункеровкой надо заниматься…

Истощив свои походные запасы, мы нуждались «в подпитке горючим», но самом деле командование БПК «Свирепый» надеялось получить с танкера СМТ «Лена» не только пресную воду и топливо, но главное, «курево» (сигареты). Наши запасы «курева» давно уже кончились и сигареты в экипаже были «дороже золота».

Я этими страданиями заядлых курильщиков не страдал, потому что в детстве во время игры в индейцев был в шутку «отравлен» сигаретным дымом, долгое время органически его не выносил, но потом сигаретный, особенно трубочно-сигарный дым мне нравился, но я так и не стал курить. Поэтому с удовольствием, с отличным настроением и желанием фиксировал на оставшиеся у меня фотоплёнки всё, что происходило вокруг.

Погода в проливе Скагеррак нормализовалась. Море успокоилось. Вахту «на руле» БПК «Свирепый» доверили «молодым» матросам-рулевым БЧ-1, а годкам дали часы отдыха, потому что по сигналу «Боевая тревога», который никто не отменял, годки дежурили постоянно, практически без перерывов. Кстати, в этом боевом постоянном дежурстве был настоящий героизм, потому что многочасовое бдение за экранами мониторов РЛС, у механизмов и у пультов систем управления боевым оружием требует большого напряжения физических сил, выносливости, внимания, точности, терпеливости, выдержки и, главное, - разумности ответственного поведения (точного следования приказам и своим боевым профессиональным обязанностям).

Некоторые годки БПК «Свирепый» ещё по итогам сдачи курсовых задач «К-1» и «К-2» летом 1973 года получили звания и значки классных специалистов разных степеней. После БС (боевой службы) фактически все годки и молодые матросы стали классными специалистами и горделиво ходили с соответствующими знаками-значками (кстати, классность повышала денежное содержание матросам, мичманам и офицерам).

Догнав БПК «Образцовый» пр.61 типа «Комсомолец Украины» и средний морской танкер СМТ «Лена» ДКБ ВМФ, которые были заняты дозаправкой пресной водой и топливом, командование БПК «Свирепый» не стало ни просить, ни требовать, ни «гребовать» у моряков наших кораблей ни продуктов, ни сигарет. Кто ж берёт что-то из запасов тех, кто уходит в море-океан на БС (боевую службу), да ещё в «зону боевых действий» в Средиземное море? Мы просто терпеливо ожидали возможности получить с танкера СМТ «Лена», хоть что-то. Зато мы получили возможность во всех подробностях увидеть классическую бункеровку боевого корабля и судна обеспечения в море.

Бункеровка осуществляется только по соответствующим правилам (руководящим документам). Операции по бункеровке должны быть заранее, до подхода бункеровщика, включены в суточный план швартовных операций и согласованы с главными штабами, курирующими боевой корабль и танкер-заправщик. До положительного решения вопроса о бункеровочных операциях работа бункеровщика, особенно в акватории портов, запрещается. Кстати, бункеровочные операции во время грузовых операций с опасными или палубным грузами независимо от рода груза, тоже запрещается. То есть сначала одно, потом другое.

Бункеровка производится при благоприятных погодных условиях бункеровщиками, имеющими на борту в немедленной готовности технические средства локализации разлива нефти и иных жидких грузов. При этом требуется «подтверждение о готовности технических средств обеспечения аварийно-спасательного формирования бункеровщика на несение аварийной готовности к действиям по ликвидации разлива нефти».

Подход бункеровщика к кораблю разрешается при скорости ветра не более 12 м/сек и бункеровщик должен удовлетворять следующим требованиям:
- весь экипаж должен быть обеспечен исправными изолирующими воздушными дыхательными аппаратами одобренного типа;
- каждый член экипажа должен быть обучен безопасным методам работы и защиты;
- главный двигатель бункеровщика должен находиться в постоянной готовности к даче хода, а искрогашение включено;
- бункеровка запрещается, если на бункеровщике неисправна хотя бы одна из стационарных систем пожаротушения;
- бункеровщик и бункеруемый корабль, имеющее на борту опасный груз или занятые бункеровочными операциями, должно выставлять сигналы: днём - поднимать флаг «Браво» Международного свода сигналов; ночью - выставлять красный огонь, видимый с расстояния не менее 2-х миль по всему горизонту.

Порядок организационно-технических мероприятий при проведении бункеровочных операций тоже строго регламентирован, потому что эти операции проводятся на флотах бесчисленное количество раз, стали уже обычными, привычными, но отнюдь не простыми и безопасными. Привычный монотонный и механический труд приводит к тому, что внимание и осторожность притупляются, возникает «человеческий фактор» невнимательности, халатности, ошибочности в действиях и поступках, а значит, к беде. В результате, обрыв топливных шлангов, разлив топлива в морской воде, загрязнение акватории, обвинения властей в халатности или преступлении, суровое наказание, большие штрафы или даже пожары при бункеровке...

Вот почему на бункеровщике и на боевом корабле старшими механиками разрабатываются конкретные инструкции по проведению бункеровочных операций, которые содержат следующее:
- описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения бункеровочных операций;
- обязанности ответственных лиц;
- состав и обязанности вахтенных членов экипажа во время бункеровки;
- обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого, помимо вахтенных, к проведению бункеровки;
- порядок подготовки систем, оборудования и устройств к предстоящей бункеровке, с учётом мероприятий по предотвращению загрязнения моря;
- порядок начала, проведения и окончания бункеровки;
- описание и порядок применения средств для локализации возможного разлива;
- другие информационные материалы, указания, рекомендации и т.п.

На бункеровщике и на боевом корабле существуют следующие защитные устройства и механизмы, дублирующие друг друга:
- переливные системы с системами перелива;
- аварийно-предупредительную сигнализацию о переливе;
- системы дистанционного управления клапанами топливной системы;
- системы дистанционного замера уровня топлива в танках;
- системы автоматического управления бункеровочной операцией.

Подготовкой и проведением бункеровочной операции до её окончания руководят старшие механики бункеровщика и боевого корабля. Перед началом бункеровки старшие механики должны:
- произвести инструктаж лиц, участвующих в операции;
- определить, где должны находиться лица, участвующие в бункеровке;
- организовать надежную связь между всеми участвующими в бункеровке;
- обеспечить замеры топлива по танкам и переливным цистернам; при необходимости осушить переливные цистерны;
- убедиться, что имеющиеся ёмкости позволяют принять требуемое количество топлива;
- убедиться в том, что под шлангоприёмники установлены поддоны, если отсутствуют стационарные поддоны;
- убедиться в том, что шпигаты на палубе заглушены;
- убедиться в том, что заглушены неиспользуемые при операции патрубки палубного трубопровода;
- организовать непрерывное наблюдение за шлангом с момента приема его на судно до момента отдачи;
- подготовить пост по ликвидации возможного разлива, укомплектовав его оборудованием и материалами, необходимыми для борьбы с разливом.

Старшие механики бункеровщика и боевого корабля должны согласовать следующее:
- показания судовых и корабельных часов;
- последовательность наполнения топливных танков;
- максимально допустимую подачу, а также интенсивность бункеровки в начале и при переходе с одного танка на другой;
- время, необходимое на изменение интенсивности бункеровки;
- число танков, одновременно наполняемых топливом;
- время закрытия топливной задвижки и количество остаточного топлива, поступающего на корабль за время её закрытия;
- порядок выполнения чрезвычайных действий при разливах топлива.

Для обеспечения противопожарной безопасности при бункеровке обязательно должны быть выполнены следующие требования:
- при бункеровке главные двигателе обоих бункеровщика и боевого корабля должны быть в немедленной готовности;
- между бункеровщиком и кораблём должна быть установлена надёжная связь;
- корпус бункеровщика и грузовые шланги должны быть «заземлены»;
- бункеровщик и бункеруемый корабль не должны проводить огневых работ, все выхлопные трубы должны быть снабжены исправными искрогасителями;
- на бункеровщике и на бункеруемом корабле должны быть готовы к немедленному действию все противопожарное оборудование и все системы пожаротушения;
- на бункеровщике и на бункеруемом корабле должны быть приняты меры, исключающие попадание топлива на горячие поверхности.

Бункеровка запрещается, если не все мероприятия по подготовке к бункеровке выполнены; при неисправности систем пожаротушения; при проведении огневых работ и через корпус другого судна или корабля.

Любая бункеровочная операция (приём топлива, масла, сдача подсланевых вод): подготовка, проведение и окончание её, а так же действия, направленные на исключение загрязнения вод в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством и наблюдением ответственного лица, назначенного капитаном судна-бункеровщика и командиром бункеруемого корабля. Это лицо несёт персональную ответственность за проведение бункеровочной операции, в том числе за выполнением мероприятий по предотвращению загрязнения водной среды.

Приёмка топлива, сдача льяльных вод - производиться только закрытым способом. Патрубки трубопроводов системы приёма топлива и сдачи нефтесодержащих вод должны быть оснащены стандартными соединениями с отличительной надписью. Применение для бункеровки неисправных устройств категорически запрещается. Для обеспечения совместимости выходных патрубков с фланцами международного образца допускается применение переходных муфт.

Все члены экипажей бункеровщика и бункеруемого корабля, принимающие участие в бункеровочных операциях, должны быть ознакомлены со своими обязанностями по бункеровке. Ответственные лица должны знать о местонахождении и положении переливных и воздушных труб, переливных танков, мерительных труб, индикаторов уровня и способов остановки потока топлива или нефтесодержащих вод в аварийных случаях.

При подготовке к проведению бункеровочных операций методом «на бакштове» необходимо надёжно удерживать бункеровщик и бункеруемый корабль так, чтобы исключить их чрезмерное перемещение относительно друг друга, следовательно, исключить повреждение шлангов, других соединительных устройств или бакштова.

Бакштов – это, вообще-то, «трос, выпускаемый за корму стоящего на якоре судна, за который крепятся судовые катера и шлюпки», но при бункеровке в море бакштов – это устройство из тросов и шлангов для передачи жидких грузов с танкера на корабль на ходу. Бункеровка обычно производится за кормой бункеровщика, когда он больше и выше, чем бункеруемый корабль. Если бункеровщик меньше и ниже бункеруемого корабля, то он встаёт к нему за кормой на бакштов (то есть буксир). При этом бакштовы (тросы и шланги) будут разными.

«Способ передачи жидкого топлива на ходу на бакштове за кормой очень удобный, так как даёт возможность вести работы при очень свежей погоде и сильном волнении. Кроме того, применение этого способа позволяет в случае необходимости иметь скорость хода бункеровщика и бункеруемого корабля до 10-12 узлов, что очень важно в смысле экономии времени». (Источник: Б.Д. Шанько. Вопросы швартовки в открытом море. Москва. 1963).

Впервые за всё время БС (боевой службы) БПК «Свирепый» я мог совершенно спокойно в хорошую солнечную погоду наблюдать за всеми действиями и операциями бункеровки кораблей с бункеровщика методом на бакштове. Мне это было крайне интересно, хотя и я не понимал, почему…

Вахтенный офицер БПК «Свирепый», старший механик командир БЧ-5 капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин, старпом капитан-лейтенант Николай Валерианович Протопопов и командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров с живым интересом и азартом наблюдали бункеровку БПК «Образцовый» и СМТ «Лена». При этом они делились своими впечатлениями, комментариями, воспоминаниями и я делал всё, чтобы они меня не заметили, а я бы слышал всё, о чём они говорили. Я наблюдал за бункеровкой через наш корабельный бинокулярный перископический визир ВБП-451М.

Я отчётливо видел, как с танкера СМТ «Лена» опустили в воду чёрные, гибкие, гофрированные шланги вместе с толстым стальным тросом на красных буйках (бакштов). Перед шлангами и бакштовом в воду с борта СМТ «Лена» опустили в воду какие-то тонкие тросы с красными буйками…

- Это проводники бакштова, - пояснил старший механик командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.Н. Силкин, как будто почуял мои мысли и интерес. – На ходовом конце дублирующего леера шланга есть огон (петля), за который крепится 20-метровый проводник из 2-3-дюймового манильского или сизальского троса. На ходовом конце проводника тоже есть огон, за который крепится легкий портативный буек из пластмассы или пенопласта. Размеры буйка должны быть такими, чтобы его легко можно было подцепить багром и поднять на борт, а затем вручную перенести через фальшборт на палубу корабля.

- В двух метрах от концевого буйка за проводник шкертиками крепится такой же второй буёк, - продолжал наш «Механик» командир БЧ-5 капитан-Лейтенант В.Н. Силкин. – Шкертики, которыми буйки крепятся за проводник, должны быть достаточно прочными, чтобы исключить обрыв буйков при буксировке всей системы за кормой. Длина шкертиков, то есть тонких коротких концов троса или линя, 20-30 см, но не более 50 см.

Уже не в первый раз Валерий Николаевич Силкин в присутствии командира корабля заводил разговор о корабельных делах и устройствах, блистая своими практическими знаниями, а старшие и вахтенные офицеры старались ему не уступать и «не ударить в грязь лицом», цитируя всякие инструкции и наставления. Так исподволь велась непринуждённая шутливо-состязательная подготовка и тренировка офицеров корабля. Валерий Николаевич очень любил и скромно гордился, когда оказывался в этом соревновании знаний и опыта наверху, победителем и его слово было крайним…

- Бакштов, или буксирный трос, тоже имеет проводник длиной 50 метров, - продолжал свой рассказа о бункеровке наш многоопытный «Механик». – Он тоже имеет на конце огон с буйком и ещё один буёк в двух метрах по проводнику. Бакштов толще и тяжелее, поэтому его проводник длиннее и буйков больше.
- Шланг имеет дублирующий леер из мягкого гибкого стального троса, к которому шланг крепится бугелями, карабинами и кольцами. Дублирующий леер необходим, чтобы предохранить шланг от обрыва при случайных натяжениях и для выпускания шлангов в рабочее положение или их выбирания назад на борт бункеровщика.
- Стальной дублирующий леер должен быть длиннее шланга не менее чем на 40 м, а ходовой конец дублирующего леера длиннее ходового конца шланга на 10 м.

- Шланги для перекачки жидких грузов с бункеровщика гибкие и гофрированные внутренним диаметром 63-76 мм. По диаметру шланги должны соответствовать раздаточным трубопроводам бункеровщика и бункеруемого корабля.
- Ходовые концы шланга или шлангов будут подниматься на ходу бункеруемого корабля, поэтому их вес и диаметры не должны быть чрезмерно большими. Если шланги и трубопроводы разнятся по диаметру, то применяются переходники или заранее установленные переходные коробки, - Валерий Николаевич Силкин скосил взгляд на командира корабля, но Евгенйи петрович слушал внимательно и спокойно.

Ободрённый вниманием и молчанием командира корабля, капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин продолжал говорить уверенно и подробно.

- Длина каждого шланга должна быть равна 180 - 210 м. Каждый шланг в том месте, где он проходит через киповые планки или полуклюз бункеровщика, должен иметь оклетнёвку несколькими слоями плотной парусины. Такую же оклетнёвку каждый шланг должен иметь примерно на протяжении 10 – 20 м от ходового конца шланга. На ходовом конце шланга крепится кран-наконечник, имеющий плотный затвор. Наконечник крана должен иметь достаточно длинный носок, приспособленный для ввода в приёмные отверстия бункеруемого корабля.
- Буйки крепятся к дублирующему лееру примерно в 20-30 м друг от друга вдоль всей длины леера, выпущенного за борт бункеровщика. Крепление этих буйков за кольцо на леере делается легко отдающимся узлом, например, рифовым или рифовым с удавкой, - уже с азартом и отвлечённо от обстановки на ходовом мостике вещал наш «Механик».

- Эти добавочные буйки создают дополнительную плавучесть системе шланга и бакштова. Они крепятся к дублирующему лееру при его выпуске за борт и отдаются при обратной выборке всей этой системы на бункеровщик. Для сохранения стабильности положения буйков на дублирующем леере в местах крепления буйков делаются марки или другие отметки, причём такие, чтобы они были хорошо заметны даже при плохом видимости или в тёмное время суток.
- В местах постановки буйков в дублирующий леер намертво вплесниваются стальные шкертики, на ходовых концах которых за огоны с коушами крепятся карабины такой же системы, как я говорил ранее.
- На нижней части буйка монтируется наглухо кольцо, за которое может быть взят карабин, или петля из стальной стройки. Кольцо предпочтительнее, так как стальная стройка может перетереться и оборваться, а буёк может потеряться. Для каждого шланга требуется 11-12 буйков.

Валерий Николаевич Силкин так увлёкся, что не заметил, как все, кто присутствовал в этот момент в ходовой рубке невольно «заскучали», слушая его малопонятную речь, насыщенную всякими терминами и наименованиями.

- Буксирный конец или бакштов, - продолжал рассказывать командир БЧ-5 капитан-лейтенант В.Н. Силкин, - делается из 6-8-дюймового манильского или сизальского троса. Толщина буксирного троса может изменяться в зависимости от того, какие по размеру корабли или суда обслуживает бункеровщик.
- Если буксирный конец или бакштов слишком толстый, то это делает его чрезмерно тяжёлым и неудобным в работе, а в условиях волнения на море это нежелательно. При этом бакштов должен иметь такой запас прочности, который мог бы гарантировать его от обрыва при внезапных рывках, могущих возникнуть при работе на зыби или на свежем ветровом волнении.
- Длина буксирного троса или двух тросов зависит от длины вытравленных шлангов. Во всех случаях длина буксирного троса или бакштова должна быть меньше длины вытравленного шланга не менее чем на 10 м.

- Когда, например, - Валерий Николаевич продолжал говорить только самому себе, потому что его уже не слушали, - приёмное отверстие у корабля, который встал на бакштов, находится на значительном расстоянии от тех кнехтов или битенгов на носу, за которые будет закладываться бакштов, тогда запас длины шланга, на которую он длиннее буксирного троса, должен обеспечивать свободную и удобную работу со шлангом, а также возможность беспрепятственно с некоторой слабиной провести его до приёмного отверстия.
- Поэтому буксирный трос или бакштов, вытравленный за борт, рекомендуется через каждые 10 м прихватывать шкимушгаром к дублирующему лееру одного из шлангов. Места для крепления буксирного троса должны быть отмечены на дублирующем леере хорошо заметными маркерами.

- Когда бункеровщик работает с одним буксирным тросом или бакштовом, как сейчас работает «Лена» с «Образцовым», - важно сказал Валерий Николаевич Силкин, - его следует прихватывать к дублирующему лееру шланга, выпускаемого через киповые планки правой раковины бункеровщика. Только сейчас бункеровщик и «Образцовый» связаны друг с другом верховым тросом транспортной системы.
- На «Лене» бакштов и дублирующий леер через тросовый успокоитель прикрепили к верхнему блоку грот-мачты и под наклоном провели к приёмникам топлива у «Образцового». При этом шланги подвешены на леере редко и так, чтобы участки шлангов глубоко провисали, не натягивались при расхождении бункеровщика и корабля. При этом тросы и шланги не в воде, а в воздухе.
- Такое положение бакштова, дублирующих лееров и шлангов уменьшает вероятность и возможность намотки их на винт при внезапном изменении хода бункеровщиком или кораблём.

- Если буксирный трос не прихватить шкимушгаром к дублирующему лееру, - вдруг неожиданно подал голос командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, - то при буксировке за кормой всей этой транспортной системы можно запутать либо намотать друг на друга буксирный трос и шланг с его дублирующим леером.

Все находившиеся в ходовой рубке невольно вздрогнули от голоса командира корабля, а Валерий Николаевич Силкин испуганно скороговоркой продолжил свою лекцию о бункеровке.

- На ходовом конце буксирный трос или бакштов должен иметь достаточно большой огон, который можно легко надеть на носовые кнехты или битенг.
- Огон и первые 5-7 м буксирного троса от него, а также то место бакштова у его коренного конца, которое проходит через киповую планку бункеровщика и по его палубе, должны быть оклетневаны парусиной, то есть, обвиты, обмотаны шкимушкой - ссученой каболкой, - пояснил Валерий Николаевчи Силкин. – Или обвиты толстой ниткой, или обёрнуты наложенным навоем, или обвоем…

Всё это, сказанное Силкиным второпях, просто, естественно и с некоторым испугом, вызвало улыбки у всех, кто присутствовал при этом на ходовом мостике. Валерий Николаевич заметил это и замолчал…

- Хорошо! – решительно, но мягко, доброжелательно и с искренним уважением подытожил Евгений Петрович Назаров. – Очень хорошо, Валерий Николаевич. Почаще вам надо приходить либо сюда, либо в кают-компанию и просвещать нас по всем правилами, руководствам и инструкциям.
- Вот вернёмся на базу, - сказал Евгений Петрович, - скажу старпому, чтобы он организовал с вами и молодыми вахтенными офицерами занятия по швартовке, бункеровке, буксировке, постановке на якорь и снятии с якоря, другим грузовым и пассажирским операциям у причала, на море, на рейде, на ходу, во время волнения моря и так далее. Не возражаете?
- Никак нет, товарищ командир, - ответил по уставу командир БЧ-5 капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин. – Есть организовать занятия с вахтенными офицерами. Я готов.

- Вот и хорошо, - сказал уже задумчиво командир БПК «Свирепый». – А готовы ли мы к сбросу отходов и мусора в международных водах по действующим правилам?
- Обижаете, товарищ командир, - сразу же отреагировал наш «Механик». – У меня с этим строго. Можете проверить.
- Старпом проверит, - многозначительно пообещал Евгений Петрович Назаров. – А я перепроверю…

Валерий Николаевич Силкин вдруг заторопился, засобирался, засуетился, попросил у командира корабля разрешения покинуть мостик и быстро сбежал по командирскому трапу в коридор офицеров. Через 3 минуты он бодро доложил по внутрикорабельной связи, что «находится в ПЭЖе» и «в машине всё нормально».

Засуетились и начали активно что-то делать вахтенный офицер, рулевой за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос 22-11» и штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, некстати пришедший на ходовой мостик в конце рассказа командира БЧ-5 капитан-лейтенанта В.Н. Силкина. Все почувствовали перемену в настроении командира корабля и теперь старались показать своим деловитым видом и действиями, что они «не просто так, а при деле»…

К этому времени БПК «Образцовый» и средний морской танкер СМТ «Лена» уже почти закончили бункеровку и готовились к разъединению транспортной системы перекачки топлива. Надо было готовиться к нашей бункеровке, к приёму пресной воды на бакштове (буксирном тросе). Воодушевлённый и заинтересованный рассказом нашего «Механика», я с нетерпением ожидал начала нашей бункеровки и хотел сфотографировать основные её моменты. Погода для фотосъёмки было отличная…

Когда я с разрешения вахтенного офицера, подкреплённого еле заметным разрешающим кивком командира корабля, покидал ходовую рубку через дверь на правое крыло сигнального мостика, то успел услышать негромкий вопрос командира корабля: «А что тут делает «Образцовый»? Он же сейчас должен быть в Средиземке…».