Мой путь в профессию

Светлана Поповцева
Я очень любила художественную литературу и читать книги, поэтому стремилась попасть в Пермский институт культуры на библиотечный факультет. Поступала дважды. Во второй раз опять не набрала нужных баллов. По совету проректора института записались с мамой на прием к ректору Воробьевой Зинаиде Егоровне. Разговаривала с ректором мама, а я сидела, робела и молчала. Узнав, что я работала в поликлинике больше двух лет, ректор спросила: «Почему поступает к нам, а не к Вагнеру?» На этот вопрос мама ответила, что Света очень любит читать книги, поступает второй раз в ПГИК, хочет там учиться. Зинаида Егоровна не ответила ничего, но и не отказала. Мы с мамой уехали в отпуск до конца августа. После приезда в нашем почтовом ящике лежало письмо, что меня приняли в институт кандидатом в студенты, и я должна явиться и принять участие в уборке помещений после ремонта II учебного корпуса. Таким образом, я стала кандидатом в студенты на библиотечный факультет в 1980 году.
Было прекрасное время молодости, жизни без забот и хлопот. В СССР образование в вузе было бесплатное. И качество образования было очень хорошее. Это были незабываемые годы, счастливые и веселые! Познавательные и беспечные! Это наша юность!
На библиотечный факультет ПГИК в начале восьмидесятых годов набирали 90 человек студентов по специальности «Библиотековедение и библиография» со специализациями: «Библиотекарь-библиограф общественно-политической литературы», «Библиотекарь-библиограф художественной литературы и литературы по искусству», «Библиотекарь-библиограф детской литературы». Мне повезло, что я попала в группу со второй специализацией. Но у меня студенческого билета пока не было. Мне его дали только после первой зимней сессии. Так как предполагался отсев студентов после первой сессии, брали кандидатов в каждую группу, примерно по два-три человека. Поэтому первая сессия для меня была очень важна. В моей группе было три кандидата, но только двое стали студентками. Поэтому за первую сессию я очень переживала, боялась. Перед экзаменами трусила, плохо спала, но сдала неплохо. Это состояние перед экзаменами будет меня частенько подводить в дальнейшем, потому что все трудности учебы еще впереди.
Еще на первом курсе прошла прослушивание для участия в хоре нашего факультета, которым руководила Татьяна Васильевна Абуро-Руденко. Она сказала, что голос у меня широкого диапазона. Наш хор принимал участие в театральной весне. К ней готовился весь библиотечный факультет. Мы с Галиной Мышкиной пели «Лучинушку» и прошли на институтский тур этого конкурса. Для меня это было неожиданно. Мы пели на сцене концертного зала в главном корпусе института в шерстяных пестрых полушалках, накинутых на плечи. Впервые пели дуэтом. До сих пор помню это событие, а вот Галина уже не помнит.
После практики по библиографии с 20 апреля 1983 года официально устроилась подрабатывать в областную библиотеку им. А.М. Горького набираться опыта библиографической работы. Меня спасали хорошая память и большое стремление учиться и учиться, познавать все новое, открывать интересное, особенно в области литературы от античности до двадцатого века. Училась я неплохо, но общественная работа меня не интересовала ни в школе, ни в институте. Девочка-пермячка шла медленно к своей цели – окончить институт и стать хорошим специалистом-библиографом.
Для меня было главное – это учеба. В этот период я читала очень много книг и не только по программам разных предметов. По античной литературе не было хрестоматий и учебника, поэтому я занималась в читальном зале профсоюзной библиотеки ДК Свердлова и брала тексты художественной литературы на дом в других библиотеках. Я любила ходить в кино, рядом с корпусом № 2 института был кинотеатр, а чуть подальше кинотеатр «Россия», в театры, на концерты, особенно проходящие в нашем институте, в главном корпусе № 1.
Самый трудный был третий курс, когда начались сложные специальные предметы и политэкономия. Я бы не смогла жить в общежитии, готовиться к экзаменам, сдавать сессии и учиться, так как привыкла жить с мамой. Когда готовилась к зачетам и экзаменам, то выключала радио и использовала два вида памяти: слуховую и зрительную. По воспоминаниям бывшей старосты Елены Подоровой, «в общежитии студентки жили как селедки в бочке». Наша группа по составу студенток была сборная: половина группы – это пермячки, а остальные девушки из разных городов, сел, деревень Кировской, Пермской областей и Республики Удмуртии. Но мы за четыре года учебы сдружились так, что жалко было расставаться и разъезжаться по разным местам. Куратором нашей группы была преподаватель литературы Любовь Андреевна Чупракова. Добрая, с чувством такта, она иногда присутствовала на экзаменах и нас защищала, помогала. В общежитии Любовь Андреевна часто проводила литературные вечера, каждый из нас читал стихи любимого поэта. Она принимала участие в проведении совместных вечеров со студентами Пермского сельскохозяйственного института.
У нас были знающие, хорошие преподаватели. Зарубежную литературу XIX века вела кандидат филологических наук, доцент Людмила Алексеевна Шипицына. Она так эмоционально с примерами читала лекции, что заслушаешься. До сих пор помню, что такое «сноб» и «снобизм». Запомнились лекции по истории, которые читала Елена Дмитриевна Харитонова, а по философии – Энгельс Петрович Менькин. Нравились занятия по немецкому языку, проводимые Светланой Викторовной Нестеровой, по истории изобразительного искусства – Алевтиной Игоревной Черняк, экскурсовода Пермской галереи. Библиографические дисциплины преподавали библиограф-теоретик от Бога профессор Анна Ивановна Исаченкова и старший преподаватель Маргарита Христофоровна Касаткина. Интересными были занятия по библиотековедению, которые вели Тамара Яковлевна Анисимова и Ирина Александровна Ощепкова.
Эмоционально, с интересными примерами рассказывала на лекциях кандидат филологических наук Нина Федоровна Аверина, которая мне очень нравилась как преподаватель. Именно поэтому я взяла у нее на втором курсе тему курсовой работы «Пермское книгоиздание 1917–1939 гг.». На нашем факультете работал студенческий научный кружок по истории книги, которым руководила более десяти лет Н. Ф. Аверина. Там много было необычного, интересного. Это и общение с точки зрения книговедческой науки с Ниной Федоровной, с однокурсницами.
В дальнейшем я стала председателем этого научного кружка. Это было для меня новое, неизведанное направление. Мне открылся новый мир исследований и анализа, обобщения и выводов. Это произошло, когда еще работала над первой курсовой работой по истории пермской книги. Тема была сложная, так как источников по ней не было, хронологический период тоже сложный: от первых лет Советской власти и до открытия Пермского книжного издательства. Поэтому приходилось просмотреть каждую книжку этого периода, проанализировать: состояние обложки, бумаги, тиража, тематику, качество печати. Надо было открыть как можно больше книжных изданий разных издательств, работающих в Перми, Кунгуре, Осе. Сравнить эти издания и сделать выводы, поэтому мною составлялись рабочие таблицы. Так рождался во мне исследователь.
Книг этого периода было немного, но находились они в разных местах: Пермской областной библиотеке им. А. М. Горького, в библиотеке и фондах Пермского краеведческого музея и Пермского государственного архива. Начала с библиотеки краеведческого музея, где читального зала не было, а была крохотная комнатка со столом для работы с каталогами. В областной библиотеке книги были отражены в каталогах, но в фондах их не было, или было очень мало, в основном мне шли отказы (это старое издание). Я купила пачку бумаги в клетку, получила общую консультацию от руководителя курсовой Нины Федоровны, и начала творить – писать работу.
Когда написала черновик курсовой, то долго сомневалась и медлила, боялась подойти к руководителю и показать. Работу сдала на проверку и получила положительную оценку. Пришлось много страниц переписывать, особенно страдал стиль работы, но мой подход к работе, анализ изданий обрадовал руководителя. Из материалов курсовой я сделала доклад на тему «Пермское книгоиздание в 1917–1939 годах», который Нина Федоровна одобрила и рекомендовала для участия в конференции. В начале ноября 1982 года я полетела в Ростов-на-Дону с Надеждой Копотевой (Егоровой) и двумя парнями с факультета культурно-просветительской работы на Всероссийскую научную конференцию студентов педагогических вузов. Здесь хорошо выступила на библиотечной секции. За доклад была удостоена диплома второй степени, который получила в торжественной обстановке на сцене ростовской филармонии.
Когда приехала в Пермь и пришла на занятия, то многие студентки стали меня называть младшим научным сотрудником. Нина Федоровна вручила мне букет белых хризантем. Мне было очень приятно. Был конец второго курса. Н.Ф. Аверина пророчила мне большие научные достижения, но я не оправдала ее надежд и пошла по другой дороге – дорожке литературного творчества, хотя исследователем стала, но в области родословия, генеалогии.
Искренне благодарна Нине Федоровне, которая первая заметила у меня способности исследователя и поддерживала. В письме от 10 апреля 1999 года указывала: «все же в первую очередь вижу в тебе блестящего исследователя». Я стала исследователем, но не в книжном деле, а так же автором текстов мелодий песен, автором прозы. Но Н. Ф. Аверина считала, что могу достичь большего в сфере науки, например, защитить кандидатскую работу. Область науки – это не моя деятельность, не соответствует моему характеру. Мне не хотелось преподавать и быть специалистом в узком научном направлении. Нина Федоровна часто повторяла мне, чтобы пока «не выходила замуж, не заводила семью», иначе «наука для меня будет потеряна навсегда».
После окончания института три десятилетия я проработала в Пермской областной (краевой) библиотеке им. А. М. Горького.  Сначала в научно-библиографическом, затем в краеведческом отделах, а завершила свою работу в отделе комплектования.
Составляла текущие библиографические указатели «Литература о Пермской области», научно-вспомогательные указатели серии «Природа Урала», «История здравоохранения Пермской области», пособия рекомендательного характера – «Пермяки – герои Советского Союза», а также Календари знаменательных дат по Пермской области.
Более десяти лет (с 2008 по 2020 гг.) занималась родословием и частной генеалогией, была руководителем некоммерческой организации – Пермское отделение Уральского историко-родословного общества. В 2010 году награждена медалью второй степени «За развитие исторических наук в области генеалогии».
С мая 2015 г. являюсь членом Российского Союза писателей, с февраля 2017 г. – руководителем Пермского отделения этого союза. В 2018 г. стала финалистом Российского Национального конкурса «Писатель года – 2018». Была издана одна книга-исследование «Пикулевы – крестьянский род». Опубликовано более 20 статей и докладов в научных сборниках и сборниках разных чтений и конференций. Вышло из печати 4 сборника «Пермский родовед» и два литературно-художественных сборника. Здесь я автор, составитель и редактор. Вышло из печати в Перми четыре авторских сборника прозы и воспоминаний. Есть публикации художественных произведений в разных альманахах и сборниках Москвы.