Артисты

Олег Аникиенко
В свое время побывал на разных концертах (тогда не было интернета). Был знаком и с артистами лично, писал о некоторых статьи. В память врезались два случая, вспоминая которые с комком в горле.
      Первый произошел в курортном городке, куда советские рабочие могли ежегодно выезжать к морю. На небольшой открытой сцене,  окруженной платанами, выступала возрастная киноактриса. Наверно, хотела подзаработать на чебуреки.
     Она читала стихи и отрывки из ролей. Но поднялся ветер, почти шторм, платаны  шумели ветвями вместе с волнами. Слышимость пропала.  Актрисе, пришлось кричать, чтобы ее могли слышать на задних рядах. Это доставляло ей мучения. Репертуар у нее был камерный. И слова, что должны были звучать тихо, будучи выкрикнутыми, звучали странно. Она это чувствовала, - то краснела, то бледнела. Но не остановила выступление, за которое люди заплатили  трудовые  деньги.
      Кое-как, потная, недовольная, закончила и собиралась покинуть сцену. И тут к ней по проходу побежала шестилетняя девочка, которую, видно, отправила благодарная мамаша. В руке у девочки была самая обыкновенная почтовая открытка.
    Открытка, за 8 копеек! Это вместо букетов цветов…Гамма чувств пробежала по лицу актрисы. Растерянность, благодарность и унижение… Она совладала с собой, поцеловала девочку. До сих пор помню лицо актрисы.
         Другой случай произошел уже в Сыктывкаре 80-х годов.  К нам приехал всемирно известный джазовый коллектив из Ленинграда. Всего на один концерт. И,видно, случился сбой с рекламой. Я видел только один плакат за два дня до выступления.
       Так или иначе, в зале филармонии  сидело  всего  30 человек! Я сгорал от стыда. Хотелось кричать: Мы не жлобы! Это ошибка…
     Оркестр, - красивый, блестящий, - играл мастерски на 100 процентов.  Артисты работали честно, профессионально. По  губам некоторых музыкантов проскальзывала самоироничная усмешка. Всемирные известности и такой прием! Но играли ответственно.
     Руководитель, играющий на трубе –  седой строгий джазист - своим примером и авторитетом вел за собой, заставляя  оркестр  играть с самоотдачей. Я смотрел на него и меня пробирали мурашки.
     Я понял, что даже если бы   я в зале сидел  один, они играли бы также для одного меня. Ведь я был зритель, слушатель, пришедший на их концерт…
      Не хватает мне сегодня таких артистов.