Галерея искусств Мурзилки. Художник Андрей Попов

Елена Арсенина
               
Автопортрет 1864 г. Андрей Андреевич Попов (1832-1896 гг.)
                Опубликовано в № 3/2023 год

Способности к рисованию мальчику передались от отца - тульского живописца-самоучки, который дал сыну первоначальные знания и подготовил к поступлению в Императорскую Академию художеств. Успех пришёл рано. Ещё во время обучения картины Андрея Попова участвовали в престижных выставках, получали награды. Благодаря финансовой поддержке  Общества  поощрения художников    молодой человек продолжил обучение  за границей, в Париже и Риме.
В своих картинах художник не стремился приукрасить, либо, наоборот, показывать суровую, неприглядную реальность. Он изображал обычного человека, современника, во всех его обычных жизненных проявлениях:  за работой и на отдыхе; дома и в гостях; за самоваром или семейной трапезой. 
Из сюжетных работ мастера  можно узнать немало интересного о жизни и быте 19 века, отчасти благодаря обилию, на первый взгляд, мелких, незначительных деталей.
В картине «Утро на кухне» молодая кухарка хлопочет на кухне. Мы догадываемся, что в её обязанности входит не только приготовление пищи. Она же моет посуду, прибирается в доме, стирает, гладит, носит воду, уголь для печной плиты, выполняет всю домашнюю работу. Труженице нелегко. Но она справляется, умудряясь делать несколько дел одновременно. Пока греется самовар, кухарка усердно работает сапожной щёткой, прикидывая в уме, успеет ли привести в порядок хозяйскую обувь до завтрака.
Картина «Балаганы в Туле на святой неделе» так же состоит из множества мелко прорисованных деталей. Словно в игрушечном калейдоскопе они складываются в яркую картину, картину-загадку. Догадались, какое время года изобразил художник? Какие признаки указывают на раннюю весну? Что за конструкция видна на заднем плане?
Почему на городской площади, не смотря на лужи и грязь, оживлённо? Напротив наспех сколоченного деревянного сооружения - балагана, виднеющегося на втором плане, в ожидании театрального представления толпится народ. На переднем плане изображена небольшая палатка, украшенная флажками. Она завлекает народ азартными играми, забавами. Около неё тоже людно. За долгую зиму  все – и стар и млад, соскучились по развлечениям.
Художнику симпатичны его герои. С какой дотошностью он выписал «Мастерового за чаепитием»! Как «вкусно», «аппетитно»  тот пьёт чай:  «с  блюдечка», чинно, не спеша, слегка «придувая», «со смаком»! На столе мы видим  остатки от куска «сахарной головы». От самовара «вьётся» лёгкий, едва заметный  «парок». Лицо мастерового раскраснелось. То ли от «кипяточного» чая, то ли от удовольствия. Самовар начищен до блеска, что говорит об особом уважении к «процедуре» чаепития.
Тяжкая болезнь не дала  таланту художника раскрыться в полной мере, лишив его сил работать и творить. Он прожил  всего 64 года.  Похоронен Андрей Андреевич Попов  в родной Туле.