Морской адмирал Николай Краббе

Валентина Томашевская
У истоков сталелитейной промышленности России

В течение четырнадцати лет (1826-1876) адмирал Краббе управлял Морским министром России. Преобразовал парусный деревянный русский флот в паровой и броненосный. При его руководстве произошло качественное перевооружение артиллерии на судах, основан Обуховский сталелитейный завод в Санкт-Петербурге, отмечающий в этом году свой 160-летний юбилей.

Морская биография

Родился Николай 25 февраля (9 марта) 1814 года в Грузии в семье Карла Карловича фон Краббе и Софьи Фёдоровной Колачевской. Отец (1781—1854) - военачальник при Александре I и Николае I, генерал-лейтенант, участник швейцарского похода А. В. Суворова.

В возрасте двенадцати лет Николай поступил в Морской кадетский корпус кадетом. В 1830 году был произведён в гардемарины. Через два года произведен в мичманы. Принимал участие в делах против горцев на восточном берегу Чёрного моря.
Был назначен на яхту «Ораниенбаум», который раньше являлся яхтой князя Меншикова. В декабре 1836 года Николай Карлович произведен за отличие в лейтенанты. В следующем году его послали в Астрахань. Плавал на судах Каспийской флотилии. 1842 году командирован в Персию для прекращения морских разбоев туркмен на персидских берегах. В походе через пески Каракумов (1846) Краббе командовал колонной, по Сырдарье вышел в Аральское море.

При высадке десанта в Сумбаши Краббе  состоял в распоряжении генерала Раевского и обратил на себя особое внимание начальства. За дело 3 мая 1839 года был  награжден орденом св. Владимира 4 степени  с бантами и переведен в гвардейский экипаж.
Возвратившись с Кавказа, командирован в распоряжение гвардии-адмирала Перовского в Оренбург, для участия в экспедиции против хивинцев…
В составе российской военно-дипломатической миссии в январе 1853 года участвовал в русско-турецких переговорах в Константинополе.

В управлении Морского министерства

С 1854 года Н.Краббе стал вице-директором, а через год назначен директором Инспекторского департамента Морского министерства. В 1860 году было утверждено новое устройство Морского министерства было в виде опыта на 5 лет, существовавшее, однако, до 1885 года. По нему, генерал-адмирал являлся главным начальником флота и морского ведомства с правами министра, но хозяйственной частью заведовал управляющий морским министерством. В составе министерства были канцелярия, инспекторский, кораблестроительный и другие  департаменты.
 
В 1860 году Н.К.Краббе вступил в управление Морским министерством. В 1867 году была проведена новая реформа: генерал-адмирал сделался только руководителем морского управления, управляющий же министерством руководил всем министерством на правах министра. Возглавлял Морское министерство до 1876 года.
В этой должности, многое сделал для обновления морского ведомства, оснащения флота паровыми броненосными кораблями и вооружения военных судов нарезной артиллерией. При скромном бюджете сумел за короткое время построить современную по тем временам эскадру.  В управлении личным составом флота Краббе проводил начала справедливости и доверия к подчиненным. При нём создавалась настоящая школа русских  моряков,  школа, старательно искоренявшая во флоте жестокие телесные наказания.
Но самое главное, по сути, Н.Краббе способствовал созданию Обуховского сталелитейного завода, позволившего отказаться от дорогих закупок вооружения за рубежом.
 
У истоков сталелитейной промышленности России

Управлять Морским ведомством Николаю Карловичу довелось в весьма сложное время. События Крымской войны показали, В открывшемся поединке "броня против пушки" уверенно выиграла броня.  В германском Эссене мало кому известный дотоле фабрикант Альфред Крупп выкатил на свет Божий свое первое стальное орудие, которое, в конце концов, сделает его признанным "пушечным королем" и принесет ему всемирную славу.
Что же касается России, то здесь следует вспомнить Павла Матвеевича Обухова. окончил в 1843 году петербургский Горный институт и был назначен управителем Златоустовской оружейной фабрики, где и начал опыты с выплавкой специальной стали, которую впоследствии так и назовут  "обуховской".

В один из дней Николай Карлович Краббе вызвал полковника к себе в кабинет и
Спросил того «Возможно ли наладить на вашей фабрике производство морских орудий?»- В ответ прозвучало решительное нет. - Так что же делать?
Обухов не без ухмылки сказал: «Делать надо завод. И желательно не в уральских горах, а где-нибудь поближе к столице. Так мы сэкономим на перевозках и… на переписке с начальством!»

Используя свой немалый опыт и талант Николай Карлович сумел нажать нужные рычаги в "самых верхних сферах", и вскоре Высочайшим указом был учрежден специальный комитет "особый" и "секретный". Возглавил его адмирал и член Государственного Совета граф Евфимий Васильевич Путятин.
 
Комитет заседал несколько дней, и в конце мая 1862 г. выпустил "Постановление", в котором наряду с прочими значилось : "Считаем насущной необходимостью... закладку под С.-Петербургом нового... завода".
Казалось бы, Краббе мог праздновать победу, но...

В Империи действовал тогда четкий закон, по которому производство любых артиллерийских орудий состояло в ведении Горного департамента, который подчинялся в свою очередь Министерству финансов, а во главе последнего стоял тогда Михаил Христофорович Рейтерн, но он не смог помочь. 

Это был окончательный крах... Но Краббе решил испробовать последний способ.
«Разыщите-ка мне господина Путилова, - приказал он.
Отставной лейтенант флота Николай Иванович Путилов был уже тогда фигурой почти легендарной, и современник писал о нем так: "Необыкновенные административные способности, сильный живой ум и колоссальная эрудиция по всем отраслям знаний".

Выслушав предложение Краббе, Путилов кивнул:
- Насколько я понимаю, вам нужны люди, готовые прямо сейчас выложить миллион рублей...? Николай Карлович согласился.

И в итоге было создано товарищество в составе трех компаньонов:  Обухов, Путилов и Кудрявцев.  Сергей Григорьевич Кудрявцев - петергофский купец, коммерции советник известный на флоте как дельный и безукоризненно честный подрядчик...
 Заключили  контракт с Морским ведомством. Контракт, заключенный с Морским ведомством на четыре года с выдачей им вперед 500000 рублей под залоги.
 
Кудрявцев выложил миллион, Обухов занялся вопросами чисто техническими, так что все тяготы первых начинаний достались Путилову. Почти сразу же по заключении контракта Николай Иванович имел доверительную беседу с принцем Ольденбургским и тот уступил ему земли бывшей Александровской мануфактуры, расположенные, по словам историка, "весьма выгодно": в 12 верстах от городской заставы, на берегу Невы, поблизости от Николаевской железной дороги. Имя будущему гиганту придумал Путилов и дал ему то название, которое сохраняется и поныне - Обуховский.

К осени правительственный кредит был израсходован, и в октябре 1864 г. Обухов, Путилов и Кудрявцев обратились к управляющему Морским ведомством с просьбой о выдаче им дополнительной ссуды в 460 тысяч рублей...

Товарищество получило ссуду. Но, поскольку долг учредителей достиг теперь почти полутора миллионов рублей, Морское ведомство "решилось принять непосредственный надзор и прямое участие во всех операциях завода". В январе 1865 года  фактическим "управителем" товарищества был назначен капитан-лейтенант (впоследствии генерал-лейтенант) А.А.Колокольцев, а помощником Обухова "по технической части" стал полковник морской артиллерии Роберт Васильевич Мусселиус (1826—1889) — российский военный деятель и инженер, генерал-лейтенант морской артиллерии, преподаватель и научный писатель....

В один из дней Путилов зашел в кабинет Краббе и сказал ему с горькой усмешкой:
- Поздравляю, Николай Карлович! Замысел ваш удался блестяще. Завод, учрежденный как частный, теперь фактически перешел к Морскому ведомству, Горный департамент над ним не властен, а флот уже получает отечественные стальные пушки... Всё прекрасно! С тем лишь дополнением, что Кудрявцев почти разорен, я тоже скоро пойду на паперть, а Павел Матвеевич вконец расстроил и так уже подорванное здоровье... Но, думаю, мы все же послужили Отечеству... как смогли.

Путилов официально сложил с себя членство в товариществе, добыл необходимый кредит и основал собственное производство - будущий Путиловский завод. Полковник Обухов, уступив настойчивым увещеваниям Колокольцева, отбыл на лечение за границу, но сделал это, видимо, слишком поздно - в 1869 году, не дожив нескольких месяцев до пятидесятилетия... А завод, названный его именем, только еще вступал в пору расцвета.

В 1871 году Морское ведомство не заказало Круппу ни единого стального ствола - все пушки на русских кораблях были теперь исключительно русского производства!
На следующий год обуховские морские орудия экспонировались на политехнической выставке в Москве. Спустя восемь лет на правом берегу Невы был оборудован собственный заводской полигон для испытания своих орудий.

Личная жизнь Н. К.Краббе. Память

Подробности из жизни Н.К.Краббе можно узнать из исторической миниатюры Валентина Пикуля «Вольное общество китоловов».
"В личной жизни, как и в службе, Краббе отличался необычайной доступностью: например, перед его рабочим кабинетом не было приемных и аванзал, в квартире его не было ни адвокатов, ни дежурных чиновников; всякий проходил к министру без доклада, и курьер или вестовой отворял двери прямо в кабинет. Простой в обхождении, несколько эксцентричный в выражениях, К. всегда был чист душою и благороден в стремлениях. («Мор. Сб.» 1876 г., № 2).
Жена - Эмилия Даниловна фон Краббе (урожденная Месс). Актриса, она была много моложе мужа. Детей не было.

Русский адмирал Николай Карлович Краббе умер 3 января 1876 года в Санкт-Петербурге на 62-м году жизни. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Немало наград имел Николай  Краббе.  Нужно сказать, что  все свои чины, начиная с лейтенанта, получал «за отличие». Выборочно:  Кавалер ордена Святого Александра Невского, Орден Белого орла, Греческий орден Спасителя большого креста и др.

В честь адмирала получил своё название одноимённый полуостров в Приморье на юго-западе Хасанского района -Дальний Восток России. На нем нет мест массового отдыха, это группа древних вулканов, прекративших свою активную деятельность   миллионы  лет назад. Они обусловили своеобразный и неповторимый  современный вид полуострова.