Как достичь экономической эффективности в обществе

Аникейская Правда
     Распределение ресурсов при разных экономических системах имеет свои недостатки и свои преимущества для каждого сословия  в обществе. Может возникнуть вопрос: какое же распределение следует считать идеальным для всех членов общества? Наверное то, при котором наилучшим образом использованы все ресурсы страны в интересах благосостояния всех трудящихся граждан общества и их семей! Это значит, что все природные ресурсы страны должны использоваться в производстве как можно более бережнее и эффективней, а производимые трудящимся обществом блага от использования этих ресурсов должны быть распределены так, чтобы каждый трудящийся член общества и их семьи получили максимальную пользу и имели условия благополучно жить достойно своего труда на благо этого общества!

     В среде экономистов буржуазного общества утвердилось определение экономической эффективности, которое дал известный итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Он предложил считать распределение ресурсов экономически эффективным, если это распределение не может сделать кого-то из членов общества лучше обеспеченным без того, чтобы кто-то другой не стал хуже обеспеченным.

      Согласно этой теории, для того чтобы достичь экономической эффективности или оптимальности, следует соблюсти такое основное условие, чтобы распределение природных ресурсов между производственными предприятиями по производству необходимого для удовлетворения потребностей населения обязательно было эффективное для развития всех членов общества! И в то же время чтобы и распределение производимых средств для жизни было эффективным для более полного удовлетворения  всех потребностей населения по заслугам каждого перед обществом.

     Здесь имеется в виду эффективность как условия и способы организации населения  для производства необходимого для жизни и развития общества, так и условия и способы распределения производимых благ и оказываемых услуг для удовлетворения всё возрастающих потребностей населения.  Это должно быть заложено в экономическую систему общества по производству необходимой продукции и по оказанию услуг, а также экономика общества должна иметь потенциальную полезность для трудящегося населения и их семей, которую граждане страны должны получать за свой общественно необходимый труд в полном объеме по количеству и квалификации своего труда.

     Под эффективным сочетанием объемов производства и трудом населения без нарушения трудового законодательства подразумевается то, что экономика общества должна быть устроена так, чтобы выпускать продукцию или оказывать услуги при максимальной  пользе как обществу, так и каждого гражданина в отдельности!

     Необходимо обратить внимание на то, что все условия относятся к производству и к распределению выпущенной продукции и оказываемых услуг, но эта комбинация должна быть максимально выгодной для всего трудящегося населения и их семей!

     Рассмотрим названные условия на примере простой модели. Представим себе экономическую систему, в которой удовлетворение потребностей населения построено по бартерному принципу, т. е. с правом трудиться на благо общества люди должны иметь право на все необходимые каждому блага по достойным человека нормам от общего количества производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни!

     Допустим, что существуют только три вида продукции – добротное жильё, качественные продукты питания и фактура для одежды и есть только три фактора производства — труд, продукты труда и принцип их распределения, когда условия реализации каждого из этих факторов относительно постоянные.

     Такую модель с тремя видами продукции и тремя факторами производства в обществе можно назвать простейшей моделью социально справедливого общества. Она даёт возможность ознакомиться с теми подходами, которые применяются при решении реальных задач. Эта модель удобна тем, что позволяет находить решения простыми логическими методами.

     Эффективными условиями производства и распределения ресурсов считаются такие условия, при которых могут появиться возможности увеличить объем материальных благ у одних без сокращения их у других.

     Следует обратите внимание, что пока речь идет об изменении благосостояния всех членов общества, а не об изменении количества продукции или оказываемых услуг, которыми пользуется население страны.  В этом случае благосостояние граждан общества будет зависеть не только от того, каким богатством располагает каждый, но и от того, как каждый оценивает своё отношение к общественно необходимому труду и к своему богатству, и лишь в последнюю очередь от материального положение относительно других людей.

     Если человек видит, что он живет приблизительно на том же уровне, что и его окружающие, это, как правило, его удовлетворяет. Но если он видит, что большинство людей вокруг живут значительно лучше него при таком же отношении к своему общественно необходимому труду, то условиями своей жизни он будет не удовлетворён. А значит общество, чтобы в нём было меньше разногласий,  должно заботиться о том, чтобы людей недовольных жизнью было как можно меньше. Это значит, что оно должно принимать меры к тому, чтобы блага необходимые людям для социального благополучия распределялись между всеми людьми справедливо!

     Концепция справедливости принадлежит скорее к справедливо организованной и нормативно обусловленной экономке, чем при анархии свободной рыночной экономики. Рассуждения по поводу того, каким образом национальное богатство должно быть поделено между разными членами общества, базируются на субъективных мнениях о существовании некоего «социально желательного» распределения.

     Экономисты в этих рассуждениях мало чем отличаются от остальных граждан. Никаких экспертов по вопросам справедливости распределения не существует, если не иметь в виду правило, что с правом трудиться на благо общества каждый должен иметь необходимые блага по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее.

     А это значит, что в таком обществе каждый должен трудиться для всех и все для каждого в равное для всех рабочее время, что должно определять не только относительно равное количество труда по времени, но и относительно равные нормы базовых, постоянно необходимых каждому таких средств для жизни, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактуру для одежды!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи сам, по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике общества по разрядам, категориям, классности или по другим критериям определения квалификации, независимо от профессии и формы собственности средств производства. Или по пенсии на заслуженном отдыхе, или по дополнительным заработкам по каким-либо не запрещённым видам деятельности. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для удовлетворения базовых потребностей населения страны, то есть для социально-коммуникационного благополучия общества.

      А значит социально справедливое общество, это когда все трудящиеся страны с правом трудиться на благо общества имеют право не только на нормальные социально-бытовые блага, но и на необходимые средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь информация и транспорт достойно труда для своего нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития, а не только пропорционально этого труда денежные знаки...

      А ведь всё это уже имеют добросовестные граждане некоторых социально развитых стран!

      А что ещё нужно людям для счастливой и благополучной жизни, если с правом на труд у каждого честно и добросовестно трудящегося и его семьи будет право и на все социально-коммуникационные блага! Чтобы все имели не только нормальные социально-бытовые блага, но и коммуникационные! Чтобы не столько неизвестно как добытые деньги определяли условия жизни каждого, сколько вклад человека в общественно необходимый труд на благо общества, чтобы иметь от общества необходимые блага для своей благополучной жизни при развитии соответствующих социальных гарантий, прав и свобод для счастливой жизни населения страны.

     Чтобы дети в таком обществе имели всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту!

     Или в России никому не известны санитарно-технические нормы жилья, санитарно-гигиенические нормы сезонной одежды и диетологическое нормы здорового питания по возрасту, по разным специальностям трудящегося народа и по разным болезням по достойным человека нормам для нетрудоспособных? Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? И чтобы старики имели самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость.

     Вот тогда мера вознаграждения за труд на благо общества справедливо будет определяться мерой необходимых материальных благ и оценка этого труда будет ориентирована на существующие в конкретном обществе приоритеты ценностей в данном обществе.

     Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый будет заинтересован в добросовестном труде по производству качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества! Если производить будем больше, нормы всех необходимых каждому благ будут повышаться, если меньше — снижаться. Но это всё возможно только при условии, что добросовестно будут работать службы государства по обеспечению законных социальных гарантий для жизни достойной своего труда на благо общества, то есть чтобы иметь необходимые блага для своей счастливой жизни!

     Понятно, что для оценки благосостояния с позиций справедливости, надо иметь некие критерии справедливого распределения материальных благ. При административно-командной экономике такие критерии обычно разрабатываются в виде конкретных числовых показателей и все хозяйственные руководители должны строго их придерживаться. Например, в Советском Союзе были определены уровни зарплаты для всех категорий работников, и разница между верхним и нижним уровнями была относительно небольшой.  А вот что касается материальных благ, различие могло быть огромным, причём иногда независимо от места в экономике страны, а какая социальная справедливость на достойные человека нормы социальных благ может быть в таких условиях?

     В странах, где основная часть экономики базируется на свободных рыночных отношениях, никакие строгие правила для справедливого распределения доходов и богатства работать не будут! При решении политических вопросов, касающихся справедливости, рассматриваются разные подходы и базовые принципы этих подходов в экономике назвали стандартами. Рассмотрим основные из них.

     В основе некоего стандарта социальной справедливости лежит вера в равную ценность любого человека в обществе, т. е. справедливым является такое общество, которое проявляет одинаковую заботу о всех своих гражданах, но с учётом его заслуг перед обществом и состояния его здоровья. Согласно этого стандарта одно распределение дохода, материальных богатств и услуг считается справедливее другого, если оно ближе к идеалам социальной справедливости принятым в обществе.

     Конечно, любой стандарт социальной справедливости может быть подвергнут критике на том основании, что он не предполагает наличия у всех людей одинаковых оценок своей значимости. И хотя это понятие субъективное и люди отличаются друг от друга в своих оценках своей удовлетворенности жизнью, которую они могут иметь от одного и того же объема доходов, материальных благ и услуг, именно поэтому в обществе и должны быть соответствующие социально-экономические законы принятые абсолютным большинством трудящегося и дееспособного населения страны!

     Для преодоления трудностей, которые возникают при намерении реализовать некий стандарт социальной справедливости, равноправия и гуманизма в обществе, экономисты предложили использовать метод общественной оценки. Согласно этому методу должны оцениваться общие издержки и выгоды политических решений на основе опроса общественного мнения. Если по результатам опроса издержки окажутся меньше, чем выгоды, решения будут направлены на подъем благосостояния общества и могут быть приняты правительством. Сейчас такой подход приобретает все большее значение в социально развитых странах при принятии решений, касающихся социального сектора экономики.

     Социальную справедливость можно оценивать и по стандарту «социального сознания». Согласно этому стандарту распределение доходов, материальных богатств и услуг считается справедливым, если за него высказывается большинство жителей, т. е. если оно соответствует «общественному сознанию».

     Люди постоянно общаются друг с другом, их жизнь зависит не только от них самих, но и от тех, кто их окружает и у них есть своё представление о справедливости распределения базовых средств для жизни, которое они могут выразить при опросе общественного мнения.

     В буржуазном обществе количество людей с высоким благосостоянием всегда зависит от того, сколько в таком обществе людей бедных. То есть в таком обществе богатая жизнь одних людей зависит от количества людей бедных, ибо жизнь человека может зависеть не только от того, каким количеством денег, благ и услуг он пользуется, но и от количества денег, благ и услуг  доступных бедным людям.

     А это значит, что богатые люди обычно обладают своим «социальное сознание», которое отличается от «социального сознания» бедных людей, так как права и свободы богатых и бедных в буржуазном обществе при одном и том же законе могут быть разные и всё это зависит именно от разного количества получаемых денег, благ и услуг практически как бы при одинаковых правах и свободах.  Ведь законы буржуазного, капиталистического общества не заставляют богатых делиться с бедными.

     Это в социально справедливом обществе законы определяют уровень благосостояние людей от количества и квалификации общественно необходимого труда, когда при относительно одинаковом количестве и квалификации труда люди имеют относительно одинаковые количественные нормы базовых средств для жизни. Но по своим доходам могут пользоваться разным количеством благ и услуг, которые не входят в узаконенные нормы благ необходимых для социального благополучия общества.

     А в буржуазном обществе товарно-рыночного производства так называемый «стандарт обездоленности» предполагает установление нижнего уровня семейных доходов и заработки трудящихся не должны быть ниже этого уровня. В таком обществе о справедливости судят по относительной доле населения находящегося в этом пресловутом «стандарте обездоленности».

     Есть и такое понятие, как «стандарт связи поколений» который предполагает справедливое отношение к последующим поколениям. Сейчас становится ясно, что решения о том, что и как производить, принятые одним поколением, могут оказаться как благоприятными, так и неблагоприятными для следующих поколений. Например, когда живущее поколение ускоряет использование невосполнимых природных ресурсов и вызывает своей деятельностью разрушение окружающей среды, это приводит к ухудшению благосостояния следующего поколения.

     А значит следующее поколение может выиграть в благосостоянии, только если получит в наследство неразбазаренные природные ресурсы, а также научные и технологические достижения по бережливости и возобновляемости природных ресурсов. Применение «стандарта связи поколений» означает, что при распределении доходов и материальных  богатств следует учитывать, какое воздействие на следующие поколения оказывает деятельность направленная на благосостояние общества сегодня.

     Из изложенного выше можно сделать вывод, что стремление к достижению максимальной эффективности экономики и желание соблюдать при этом справедливость распределения могут противоречить друг другу только в капиталистическом обществе при монополии капитала с властью денег и анархией рынка.

     В социально справедливом обществе политические решения для повышения справедливости не обязательно должно означать повышение экономической эффективности, но обязательно может предполагать перераспределение доходов и материальных благ, а это может повлечь рост экономической эффективности без повышения производства. С другой стороны, оценивать благосостояние общества только на основе критерия эффективности экономики означает уклоняться от вопросов справедливости и не полностью учитывать все интересы общества.

     Формально, благосостояние общества улучшается, когда рост экономики способствует улучшению жизни всего населения, а не тогда, когда рост благосостояния одних снижает благосостояние у других. Критерии эффективности не накладывают никаких ограничений на величину разрыва между хорошо и плохо обеспеченными. Но политические меры должны приниматься с учетом сравнительной оценки благосостояния различных групп, поэтому их нельзя принимать только на основе критериев эффективности экономики.

     Поиск компромисса между эффективностью экономики и развитием социальной справедливости для буржуазного общества легко находится при применении коммунистического принципа в экономике!   Когда с гарантированным правом на честно и справедливо нормированный труд на благо общества, людям гарантируется право на все производимые в обществе и необходимые каждому блага достойно количества и квалификации этого труда!


     Комментарии жлобов, которые стремятся хапнуть больше, чтобы потом перепродать втридорога, автора этой страницы не интересуют и будут удаляться!