Альпинизм и его люди

Полковник Чечель
       Рецензия на «Главный полюс Земли» (Евгений Кашкаров)

    Евгений, открыв повесть, я не планировал сегодня читать её до конца. Слишком много дел накопилось, пока три дня гостил брат Володя, прилетевший на праздники из Иркутска. Но, начав читать, я уже не смог от неё оторваться, пока не дочитал до конца. Что меня поразило - честно скажу, я не могу книги об альпинизме читать равнодушно - хотя у меня дома в Херсоне осталось более 50 грамот, дипломов и наград по 22 видам спортивных дисциплин: каратэ, бокс, стрельба, гимнастика, беговые лыжи, горные лыжи, настольный теннис, волейбол, баскетбол, гандбол и куча беговых и прыжковых видов лёгкой атлетики, но альпинизм один из немногих видов спорта, который я бы точно не потянул, хотя у меня корочки Инструктора по горному туризму, на лыжах бегал по 30 и 50 км на соревнованиях, дважды довелось пробежать малый марафон – традиционный пробег Пушкин – Ленинград (30 км), т.е. я умею терпеть боль и усталость. Но альпинизмом серьёзно я бы не смог заниматься никогда, это не мой вид спорта. Почему?

Когда мне раз доводилось размышлять над этим непонятным в кавычках для меня феноменом, я пришёл к выводу, (хотя, возможно, он ошибочен) – всё дело, что в альпинизме отсутствуют зрители, которые помогают тебе не струсить, не сдаваться, проявить силу воли и т.д. Во всех видах спорта, которыми по жизни мне выпадало заниматься – зрители были: прыжки на лыжах с трамплина, бокс, каратэ, парашютный спорт, лёгкая атлетика, беговые и горные лыжи, игровые виды – зрители были. Даже в горном туризме они есть, если поход не пределен по тяжести. А в альпинизме ты один, или с друзьями, которые, как и ты, разделяют твой предел физиологических и психических возможностей.

Они тоже могут восхищаться тобой, аплодировать или завидовать, но для меня это почему-то не то. Один раз у меня была попытка попробовать, что такое «чистый альпинизм». Я находился зимой на военной турбазе Терскол на Кавказе в Приэльбрусье, когда туда приехала отдыхать сборная СССР по альпинизму, которая меньше месяца назад вернулась после первого покорения Эвереста. Естественно, руководство турбазы устроило с ними встречу. Было много вопросов к легендарным альпинистам, которые, не рисуясь перед нами, дилетантами, честно рассказали обо всех трудностях восхождения, а когда они ушли, одна девушка из моей группы, как потом выяснилось, имевшая 1-ый разряд по альпинизму, подняла нас насмех: «Да вы не мужики, вы матрасники, только на креселках подниматься в гору и можете, а своими ножками даже попробовать слабо?»

Короче, она нас "завела". Я отобрал 10 человек в группу желающих попробовать, шо це такэ «настоящий» альпинизм, и на следующий день мы доехали на подъёмном вагончике до ст. «Мир» на Эльбрусе (высота 3060 метров), дальше канатка не работала, пешком, с горными лыжами, поднялись до ст. «Гора-Баши», (3800 метров), там с местными «аборигенами», жившими в жилых бочках, попили чай, передохнули, и я повёл группу вперёд и вверх, не имея конечной цели нашего похода – идём, пока ноги сами не скажут «ХВАТИТ», (дилетанты, что с нас взять? А ещё Джек Лондон про таких салаг говорил «чечако»).

Короче, через час ходьбы поднялся сильный ветер, а мороз и так не слабый, около минус 20. Тут мне пришлось вспомнить про свои командирские обязанности, и что я отвечаю за безопасность каждого члена группы. Провёл внешний осмотр экипировки, и двоих сразу отправил на лыжах вниз. Через час ходьбы ещё один «турист» скис. Его тоже отправил вниз, но не одного, а сопровождающим, хотя тот парень мог бы с нами ещё идти вверх. И когда до Приюта-11, куда я намеревался дойти, хотя бы до него, оставалось всего 200 метров предвершинного гребня, девочка – альпинистка, которая сама втянула нас в этот авантюрный подъём, сама приняла решение в отношении себя: «Вася, мои штаны не держат эту температуру и ветер, я поеду вниз. Сопровождать меня не надо, даю слово, что до бочек я доеду сама, а там вас подожду, только не сидите в Приюте-11 долго. Погода, судя по всему, идёт на ухудшение».

После чего Настя, так звали эту девушку, помчалась вниз, а мы вяло потащились наверх к Приюту-11, который был, казалось, совсем рядом, но высота 4000 метров, без нормальной аклиматизации сыграли свою коварную роль. Мы до него еле дошли. Согрели чай, минут 20 повалялись на койках и поехали на лыжах вниз. Перед стартом я всех осмотрел, провёл инструктаж, проверил у всех регулировку креплений и напомнил действия во всех «пожарных» случаях. После чего определил очерёдность, как будем спускаться. Первый я, за мной мой старший сын Саша, потом самый слабый лыжник, (имя уже не помню), затем офицер из Ленинграда Дима, и замыкающей я определил Люсю Кутзову, с которой мы не раз совпадали в отпусках, я даже бывал у неё в гостях в пригороде Питера, и в чьей горнолыжной технике я был уверен.

В общем, почти без падений доехали до «бочек», ребята напоили чаем, сообщили, что наша Настя под присмотром двух мужчин поехала вниз до самой турбазы. Мы тоже, настроившись на крайний бросок, стартанули. Часа через два доехали до холла турбазы, сдали в прокат лыжи, время было 18.40, т.е. 20 минут до ужина. Решили, не переодеваясь и не поднимаясь в номер, подождать перед телевизором на диване, в холле турбазы.

Но только зад коснулся мягкой опоры, мы с сыном мгновенно отрубились в крепкий сон. Проснулись в 23.10, точнее, нас разбудил дежурный по турбазе, сказал, что «Отбой произведён, и спать надо идти в свои номера». Утром ноги болели так, что я еле заставил себя встать, за завтраком выпить только кофе и пойти на склон. У остальных состояние было не лучше, кроме девушки Насти – альпинистки. Она каталась на горных лыжах, как всегда, мы же катальный день, в основном, просидели в кафе «Ай» - «Луна» в переводе с балкарского языка, заедая глинтвейн хачапури с сыром и хитчинами с мясом. Лишь на третий день после этого «восхождения» вернулось нормальное самочувствие, но стойкая неприязнь к альпинизму, как виду спорта осталась.

Сейчас я думаю, что если бы прошли начальную горную подготовку в каком-нибудь альплагере, типа Алибек в Домбае или Эльбрус неподалёку от Терскола, и подъём бы осуществляли не в килограммовых горнолыжных ботинках, а в нормальной альпинисткой обуви, то всё было бы по -другому. Про нюансы аклимматизации в горах, я даже не упоминаю, т.к. это само собой разумеется. Но вышло, как вышло, что ж теперь об этом говорить. В тоже время повторюсь, все книги по альпинизму для меня имеют притягательную силу, именно поэтому, Евгений, я так среагировал на Вашу повесть.

Кстати, вспомнилось: «Райнхольд Месснер, в одиночку покоривший все "восьмитысячники" планеты,как то сказал: "Моим злейшим врагом на пути к цели является страх. Я очень трусливый человек и, как все трусливые люди, стремлюсь победить свой страх. Победа над страхом делает меня счастливым. Я хочу быть сильнее собственного страха, ради этого я снова и снова ищу опасности."

Восьмое - Правильный разбор причин неудач. Я вспоминаю свои бои на ринге и татами. Когда выходишь на бой с противником, которому жестоко проиграл раньше и знаешь "почему?" - это одно состояние. А когда даже не понял каким ударом он тебя уложил на пол, состояние совсем другое. Это относится к любому виду спорта или экстремальной деятельности. Надо досконально и честно перед самим собой разобраться, почему ты потерпел неудачу. Приведу ещё пример из книги "Хрустальный горизонт" моего любимого Месснера. Когда он, покоряя Эверест, под Северным седлом сорвался в трещину и шансов выбраться не было почти никаких, он сказал себе: "Я даю себе слово повернуть назад, если когда-нибудь вновь увижу белый свет. Никаких больше "восьмитысячников" в одиночку."

Выступивший от страха пот замёрз в волосах и на бороде. А между тем страх, сковавший мои члены, тут же исчез, как только я начал действовать, пытаясь достать верёвку из рюкзака." Когда Месснеру удалось через несколько часов всё-таки выбраться из трещины, он сначала постоял, размышляя, в чём состояла его ошибка. А когда понял, развернулся и пошёл на Эверест, забыв о своём первоначальном намерении...

В общем, Евгений, повесть у Вас удалась, мысли глубоки и интересны – дерзайте дальше.     http://proza.ru/2011/06/01/1003

     П.С. Хотел добавить ещё про лавины, которых насмотрелся достаточно много и даже принимал участие в спас. работах, но отзыв на Ваш опус итак получился длинным - увы, коротко писать нет времени...
                С уважением, Полковник Чечель   16.05.2023

   На фото - в центре казахский альпинист Анатолий  Букреев.