Похождения СССР на Кубе

Олег Алифанов
При встрече в Вене с Хрущёвым в июне 1961 Кеннеди сказал, что Кастро не коммунист, но если СССР начнёт его обрабатывать, то, конечно, он им станет. Намёк был прозрачным: сейчас это дело английское, но вы взялись перехватить знамя; подумайте, вам оно надо??

В самом деле, чтобы был понятнее стопроцентно подставной характер затеи и фон переговоров: в коммунистов кастровцев переодели почти сразу, но!.. где партия? А на партию не стали тратить времени. В 1962 натаскали ракет, но дело не выгорело, тогда в рамках перевода спекуляции в инвестицию в 1963 создали единую партию социалистов, а компартию... только в 1965. Ленин, как помним, переименовал свою РСДРП сразу, при том, что нефиктивная организейшн у него была давно. А что же Кастро?

Идеологически Кастро был непонятно кто. «Декабрист». Его рисуют националистом, но какой нафиг может быть национализм на крохотной Кубе? Коммунизм ещё куда ни шло: это дело трансграничное. А национализм-то всегда местный. Мизерной Кубы для национализма явно не хватает. Дело не в территории, и не в количестве прописанных, а вообще, несерьёзно как-то: что-то ведь общенациональное должно быть у населения...

И сочинили, конечно, речёвку второго ранга «Свобода или смерть» в европейскую череду лозунгов о равенстве и братстве или богохранимом короле. Придумали не для кубинцев – это был ремейк французского слогана для американской революции, – так что англичане сепарировали Кубу от США под те же визги, под которые американцы сами отделялись от Империи, – впрочем, кубинцам секондхэнд тоже сгодился, просто потому что улучшать французские кричалки и вопилки только всё портить.

Так что очевидно, что Кастро просто жаждал власти. Пусть в ж..е мира, пусть с Большим Братом во главе, пусть даже на необитаемом уязвимом острове свободы, но – личной власти.

Горлопаны реально нужны. К ним можно прислать группу спецназа и за ними спрятаться. Горлопанов можно перепрошить на коммунизм, фашизм или исламизм в любой момент.

Миф о том, что переворот на Кубе совершили какие-то патриот-отщепенцы следует оставить из соображений хотя бы гигиенических, дабы не осквернять разум. Куба давно представляла собой зону свободной охоты. В принципе, сразу после захвата её американцами у испанцев (а Куба была для Испании эдакой жемчужиной-Индией). Во всяком случае, англичане её так рассматривали. По всему Карибскому морю были издавна разбросаны британские колонии. Часть их американцы прикарманивали за фук, часть, в виде военных баз, выменяли на 50 старых эсминцев в годы Второй мировой.

Американцы начали вытеснять англичан с Кубы немедленно после своего там воцарения. Торговый договор 1905 года Кубы с Великобританией они потребовали радикально исправить. В 1901 экспорт США и Британии на Кубу был примерно паритетным. Но к 1931 году объем капиталовложений США на Кубе составлял уже 1,5 млрд долл, английский же был на порядок меньше. Это причиняло англичанам много боли из разряда «всё, всё, шо нажито непосильным трудом, всё же погибло...»

После войны, когда, казалось, «всё, всё» решено, американцы пропустили хук слева. Захват власти Кастро описывается как чудо. Левые историки будут потом долго распинаться про «объективные» экономические предпосылки для кубинской революции, но всё это пустая брехня, и потому над ними все смеются.

1 января 1959 в Гавану вошли повстанческие войска. Но Фидель почему-то объявился там лишь спустя неделю. И это в решающие-то дни, когда харизматики вроде бы необходимы больше пулемётов. Или нет?

Подробный разбор переворота вообще не оставляет сомнений, что на Кубе действовала группа иностранного спецназа под прикрытием, а кастровцы были нужны как ленины в Октябре – орать и светить рожами. В сущности, под успешных большевиков всё и делалось. Изначально под рукой адвоката Кастро (помним, Ленин тоже был адвокат и ему, как и Кастро, приписывают бескорыстные дела защиты угнетённых) было всего 6 человек, которые издавали свою «Искру»: газету «Акусадор», то есть, «обвинитель». Как видим, там и сям, адвокаты быстро перевоплощались в прокуроров. Таких мелких групп с параллельным управлением было немало, всем их в нужный момент приказали собраться в кучку, как и некогда деятелям Февраля/Октября (там и сям люди потом перегрызлись и перерезались в стиле Паниковского: «нет, а ты кто такой!», в том же стиле и перемёрли).

Свергаемый Батиста получил, конечно, по башке первоклассной «чёрной легендой»: 90% его «зверств» есть чистой воды сочинительство английского прогрессивного человечества, такое же потом калькой перенесли на иранский САВАК. Просто Батиста был гладко проамериканским, и под англичан даже не припудривался. Правый националист (ну, или просто правый).

Он был, конечно, диктатор, но что иное было возможно в маленькой островной стране, где от века всё было на раздрай? Уж если крупные страны Латинской Америки бились в конвульсиях бесконечных переворотов, то объективно правление Батисты было весьма успешным и довольно гуманным. А СССР в ряду деспотий даже и поминать не стоит. (Придя к власти, Кастро не стал давать своим противникам шанса выступить на суде в духе «история меня оправдает», как некогда с пафосом и под скрип перьев защищал себя сам.)

Впрочем, СССР и не упоминается. У кубинской революции, как и у большевиков, был свой неудачный Июльский путч – штурм казарм Монкада. Потом движение Кастро так и назовёт: «26 июля». Так всегда называют, когда ничего конкретнее сказать невозможно, ибо там и нет ничего, – так Герцен определил дезориентированных Сенатских стояльцев «декабристами». Утверждают, что законспирированные карибские боевики готовились к штурму целый год. Как и в 1917-ом, революционеры v.1953 потом частью разбежались, а частью попали в тюрьмы с крайне мягкими условиями содержания. За тех и за других заступалась «общественность». А какая общественность, если на кубинскую Батиста как бы плевал? Мировая? Но в СССР шла своя революция: по коридорам тюрем водили взашей Берию и Ко, было не до Кубы.

В общем, как и Ленина с Троцким, англичане братьев Кастро из под удара вывели. Уже через 2 года осуждённый на 15 лет Фидель оказался на свободе, преспокойно отбыв в Мексику. Всех репрессий было – запрет пользоваться библиотекой. Таков «царизм». Батиста, например, тюрьму посещал, интересовался условиями содержания, не надо ль чего... Его обхамили: сами всё возьмём. Тронуть мразь было нельзя.

Как и большевикам, англичане устроили кастровским второе пришествие. В конце 1956 их десантировали на Кубу. То есть, из Мексики прислали труппу актёров. Там они растерялись и снова принялись сдаваться в плен (группа серьёзных путчистов почему-то чуть запоздала). И тут случилось чудо: войска, посланные Батистой, вдруг массово дезертировали перед лицом сотни оборванцев, а несколько тысяч перешло на сторону революции. Как так? А так. Кто-то долго готовил, как в феврале 1917. Например, подавлялись кубинские спецслужбы. Перед десантом, в частности, в гаванском кабаке застрелили главу военной разведки.

Но на самом деле, и массового «саксонского шакала» скорее всего не было. Ну, сколько может прожить в горах партизанский отряд в несколько тысяч? Неделю, пока сухпай не кончится. Дальше неминуемый выход и сдача. А если они ещё и воюют? Там патроны нужны, как минимум. Так что под знаменем Кастро (но не под командованием) состояли профессиональные головорезы, совсем не кубинцы. Хорошо оплачиваемая и снабжавшаяся компактная группа командос командировочных. За два года последовательно и точно уработали остров. Фидель в бой не ходил, его берегли как будущего главу кабинета (кабинета чисто военного, и поначалу он стал военным министром, под атомную войну). А вообще, непонятно, где он был всё это время. Главную революцию, как и Ленин, прозевал, потом явился и перевернул аферу на коммунизм.

Впрочем, кубинцы в отрядах тоже были. «Декабристы». Многие из них сели на десятки лет сразу после революции, это вам не Батиста, знаете ли, тут, натурально «свобода или смерть». Это были люди, понимавшие суть дела: разорение благополучной американской сатрапии и превращение её в непотопляемый ракетный крейсер.

Впрочем, сами они были из тех же: фронтмены с банальной претензией на власть, знавшие Кастро как некогда равнорангового партнёра, просидевшего всю войну в тылу, – пока им всем было приказано демонстрировать единство ради победы. Разумеется, просто так сказать, что мы хотим власти вместо этих было нельзя, и политологи-идиоты долго потом разбирались в революционных фракциях и марксистском пустозвонстве кубаноидов. Но уж конечно ни один пристойный кубинский путчист на коммунизм не подписывался. Дураки они что ли? Так что понадобился Кастро, готовый ради власти на крайнюю подлость, как один лишь Ленин был готов сдаться немцам на пороге победы.

В общем, СССР поддержал на Кубе английский антиамериканский переворот. Подставился под атомную войну, тридцать лет вкладывался горючим, чтобы невзначай само не потухло. Что забыл на Кубе СССР? Это не тайна, он забыл забрать долги. Будучи дойной коровой. А кто осуществлял кубинский бизнес и в обход всех эмбарго во все стороны пропускал через себя сахар, никель, нефть за реальный гешефт? Швейцарская компания Гленкор и сорок её разбойных офшоров, собственно, и созданная для обхода американских санкций по всему миру. С двумя комическими зиц-председателями во главе. А чей офшор сама Швейцария, объяснять не надо.

Получается, пока СССР корячился в идеологических распальцовках под гнётом международных санкций, британцы, эти санкции голосовавшие вместе с США (в рамках англосаксонского братства, конечно) единственные преспокойно торговали с изгоем зерном и технологиями в обход восхищённого мирового сообщества. Впрочем, не совсем преспокойно. Американцы щупальца спрута потихоньку прессовали и в конце концов втоптали в ноль. Но контора жива. Меняются зицы, а бизнес только растёт.

Куба – страна-уникум. Не бывало такого, чтобы страна получала хотя бы картонную независимость без войны внешней, гражданской, террора или всего кучей. Это потому что остров готовили на полное распыление. Но Карибский кризис закончился благополучно, и получилось, что туземный халявщик получил свою вонючую свободу за пустой понт?? В английской мышеловке такого не положено в принципе. И чтобы жизнь мёдом не казалось, кубинцев десятками тысяч начали отправлять отрабатывать по всему свету. Солдатами они считались хорошими.