14. 1 Взгляды ведантинов на дух и душу человека

Лариса Болотова
«Для вашего уяснения позволю себе (Блаватская) сказать несколько предварительных слов и тем сделать последующий разговор более понятным для читателя. Иначе незнакомому с философией ведантинов (тайной школой), и особенно с их сложною теорией души и её значения в вечности, было бы весьма трудно уследить за всеми этими столь разнообразными названиями «духовного человека».

 Они безчисленны, как  и имена их масок – богов, потому что каждый аспект души (или скорее того совокупного духовного агрегата, который зовётся у ведантинов настоящим человеком, или «духовною личностью», тогда как его бренное тело или земная личность считается иллюзией), каждое качественное видоизменение души имеет своё особенное, характеристическое название. Например, они делят «земную личность» на три главные группы: духа, души и тела, а затем подразделяют эти группы на семь составных сил или принципов, из коих первые две, дух и «божественная душа» (седалище духа), безличная и безкачественная per se, а пять остальных именуются коша, то есть «ножнами» или оболочкой разных духовных и земных качеств человека, стало быть личные и качественные.

 Так маномая коша в буквальном переводе вышло бы: «призрачного понятия ножны», то есть седалище или вместилище чисто земных, а поэтому самому призрачных концепций человека. Эта коша есть оболочка понятий его земного разума, в соединении с действиями органов наших пяти чувств, которая, затемняя божественный, чистый разум своими грубыми земными понятиями, превращают, таким образом, всякую истину в мираж».

                Откуда берутся эти грубые земные понятия? Воспитание? А если его изменить  в самом раннем детстве?

«Особенно затруднительна эта теория для тех, кто, признавая сотворение отдельной души для каждого человека и отвергая теорию его многочисленных реинкарнаций, тем самым отвергает эманации, то есть самую суть пантеистического учения Индии. Читая, например,о семеричной конституции человека, можно подумать, будто в нас сидят семь отличных одна от другой личностей («семь бесов», по выражению одного русского теософа), которые являются, в своём нумерическом порядке, будто кожицы в луковице, становясь по мере своего удаления от наружной и самой грубой оболочки, то есть тела, всё эфирние и субъективнее». 

                Если представить, что разные качества в человеке – это определённые сущности, под влияние которых человек попадает во время своей земной жизни, то этот русский теософ прав.

«Но философия Веданты ничего подобного не проповедует. Все эти коши придуманы ради уяснения её догмата о полном единстве Парабрама – основания и субстанции всей явленной вселенной; если же не объяснять эманациями этот догмат зарождения качественной вселенной от безкачественого духа, то догмат этот остался бы совершенно непонятным для самих пантеистов.

ДУХ ЕДИН И НЕРАЗДЕЛИМ; а души человечества представляют несчётное число отдельных единиц. Эти души суть эманации, «духи от Духа». Но так как безличная и безкачественная безусловность лично проявиться не может, то представляется оборотная сторона Парабрама, Мулапракрити, его совечная сила или энергия, корень всего существующего.

Мулапракрити – буквально «корень материи», то есть первобытная эссенция вещества. Но так как Парабрам – Всё, то и этот корень тот же Парабрам.

Неотделимая от Парабрама, она вместе с ним составляет невидимую вселенную. То, что отделяется, не есть Мулапракрити, но только свет или сияние от «света вселенной, который и есть эманация, превращающаяся в видимую вселенную. Но здесь снова является затруднение: где место для видимой вселенной? Как поместить что-либо там, где всё уже занято даже и в безграничном пространстве, если фактически это пространство и есть самое Вездесущее, Сат? Как, наконец, извлечь качественное вещество из безкачественного духа, то есть из того, что является в нашем представлении ничем?

Ведантины решают это затруднение так: видимая вселенная есть не что иное как призрак наших чувств, временная иллюзия столь же временных, как  и обманчивых понятий земного человека, который и сам есть иллюзия и одна коша или ножны духовной и поэтому единственной реальной личности. Не видимый мир, ни объективный  человек, не существует в действительности; ибо всё видимое и подлежащее сознанию посредством свидетельства наших пяти чувств есть самообман, потому что существует и есть всё лишь одно – Сат».

                Такая Сат одна или их множество и множество вселенных?

Сат – слово почти непереводимое на еврейские языки. Здесь Сат означает единосущную реальность, кроме которой всё одна иллюзия, самообман. Сат есть вечная, безграничная суть всего, в вечном и безграничном пространстве, где кроме Сата нет ничему более места. Словом, Сат есть единосущее безкачественного и безусловного духа – неявленного божества.

«Но прежде чем превратиться из реального «ничто» хотя бы в призрачное «нечто», такая трансформация должна происходить постепенно».

                Подобие трансформации гусеницы в бабочку? Место в пространстве одно и то же.

««Сияние от света» есть всё-таки Парабрам безкачественный, стало быть и неспособный к действию. И вот тень – конечно, тоже «призрачная», ибо тени без тела не бывает, а Парабрам безтелесен, - начинает в постепенной дифференциальности своего  безсознательного  действия (nota bene – безсознательного только в нашем условном понятии о самосознании) превращаться из безкачественного и безличного в качественное и личное, то есть сперва в видимые миры, а затем и в человека».

                Для чего это нужно? Так живёт «Ничто» через «Нечто»?

Источник информации книга  Е.П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» (стр. 374).