Ал. Михайлов и земные заботы Николая Ерёмина

Николай Ерёмин
Ал. МИХАЙЛОВ  и «ЗЕМНЫЕ ЗАБОТЫ» Николая ЕРЁМИНА

 Литературная Газета за 23 ноября 1983 года Александр Михайлов:

 В Красноярске живёт тонкий, думающий поэт-лирик Николай Ерёмин.
Об этом мне хочется сообщить тем, кто  не знает, не читал его.
Увы, я тоже прежде не читал и познакомился с ним через книжку «Земные заботы», она у него четвёртая, вышла в местном издательстве и вряд ли попадёт на всесоюзный книжный рынок.
А жаль.
Не так часто встретишь ныне в поэзии столь высокий спрос к человеку, какой негромко, но твердо, настойчиво предъявляет ему Ерёмин.

О чём ты мечтал, человек?
И что в твоей жизни сбылось?
Ты вышел под мартовский снег,
На сердце – тревога и злость.
Беспечно снежинки летят –
И год, и десяток, и век…
Чего твои дети хотят?
Ты выслушал их, человек?

       Николай Ерёмин умеет прислушиваться к человеку, ему дан талант на это. Проявляется он прежде всего в познании себя, в прислушивании к собственной душе.
                «Гляжу то в небо я, то в воду –
                В бездонное житьё-бытьё...
                И чувствую свою свободу,
                И рабство чувствую своё».
К такому самоощущению приводит опыт жизни, общение с природой...Сюжет мысли вызрел из знаменитого державинского: «Я царь, я раб, я червь, я бог»
А что такое свобода?
О ней хорошо рассуждать, говорить возвышенные слова.
 «Но едва приоткрылась мне суть –
Нерешительно замер у входа.
За спиною спешащие вслед, -
Они недоумевают, подталкивают, спрашивают:
- Неужели войти не хотите?»

       Философски-психологический этюд, напоминающий о том, как иногда человеческие представления не сообразуются с сутью многих явлений.
       В притчевых сюжетах у Ерёмина мораль почти обнажена, но сами сюжеты не лишены поэтической тонкости.
      А вот это воззвание к совести, звучащее на эмоциональных верхах, обращено и к себе, и к собратьям по перу, да, собственно, и к каждому человеку:

В день, когда невозможно стоять,
В ночь, когда невозможно лежать,
В год, когда невозможно бежать,
В век, когда невозможно дышать,

Что ты хочешь, писатель, сказать?
Что ты хочешь, поэт, прокричать?
В час, кошда невозможно смолчать?
В миг, когда невозможно солгать?

      Не забывайте, люди, в каком тревожном и жестоком мире мы живём, не забывайте о вашей гражданской ответственности.

       В общежитейском плане мне показалось, Ерёмина очень волнуют отношения между людьми. И если от первого лица он может высказаться прямо: «Я стал прощать чужие недостатки…», то загадку чужой души не спешит раскрывать.
       Вот рассказ о человеке, который 
«С неба звёзд не хватает,
Тихо делает дело своё»,
То есть, живёт как-то скучновато, встречи с ним «ничего…не значат», и всё же:
«Но когда я смеюсь или плачу,
Мне всегда не хватает его»
      В чём же привлекательная сила этого человека? В том, видимо, что в душе его угадывается скрытое от внешних взоров богатство.
      Ту же недосказанность, ту же полураскрытую загадку мы находим в стихотворении  «И каждый раз, когда я приезжаю…»
Приезды к другу на речку Лиственку нужны тому и другому
(…И другу моему со мною легче,
И мне легко – я здесь необходим!..)
Лёгкий романтический флёр покрывает какие-то события в прошлом, которые не прошли для них бесследно…
      Николай Ерёмин  прошёл «школу» Тютчева. Из современных поэтов ему ближе других Твардовский с его поздней лирикой и Василий Казанцев.
      Процитирую стихотворение, чтобы напомнить о «школе» и вместе с тем приоткрыть мироощущение поэта:

Всё уходящее прекрасно:
Весна, и юность, и любовь…
Я верю, верю ежечасно,
Что лучшее вернётся вновь.
Жить не могу без этой веры,
Покуда птицы в небесах,
Покуда пульс вздымает вены,
Покуда мысль и свет в глазах,
Покуда есть перо и лира
И для тебя, и для меня –
Я ощущаю свежесть мира
И радость будущего дня.

       Мне понравились стихи Ерёмина о любви  прежде всего тем, что редко и мало удаётся поэтам, - поэзией любви, приносящей счастье.
      В лирическом романе Ерёмина есть свои будни и праздники  и есть загадки.

Ты – небесная, ты – земная,
Мне с тобою смутно вдвоём.
Ничего о тебе я не знаю,
Но – догадываюсь обо всём.

       Загадочность любви, её многоликость даже в последней глубине слова как раз и приманивает к себе художников всех времён.
      И уж когда человек оказывается бессилен, может быть, перед последней загадкой любви, ему остаётся только верить.

Я верю, милая, я верю
В твою любовь и доброту.
Я слепоту и немоту –
Сожгу и по ветру развею!
Я верю, милая, я верю.

       В книжке новых стихотворений объёмом почти в четыре авторских листа редко кому удаётся выдержать достоинство слова, чувства, мысли.
Ерёмин выдерживает.
      Очень бы хотелось и ещё цитировать стихи Николая Ерёмина – те, в которых явственно проступают чистота и благородство человеческой души, человеческих отношений, но рецензия подходит к концу, и мне остаётся сказать, что знакомство с «Земными заботами»
оставляет след в душе.
«Литературная Газета»
23 ноября 1983 г

Необходимый коммент.
 
Эот номер ЛГ подарил мне Роман Солнцев в заполярном городе Норильске,
Куда нас пригласили почитать свои стихи Эдик Нонин, Юра Бариев, Серёга Лузан и Елена Ягумова.
Статью Ал. Михайлова мы читали вслух, любуясь сполохами Полярного Сияния.
Ал. Михайлов – над Норильском – ал –
Северным Сияньем полыхал
Так, что я с тех пор его статью,
Как поэму, сорок лет пою –
И в ответ Сиянием сам-друг
Полыхает мне Полярный Круг…