Чайник

Олег Булгак
- А смотрите, какой я чайник купила!
Мы с Марусей в субботу утром стояли у машины, собирались садиться, чтобы ехать в Новый Иерусалим. Мимо проходила с тележкой женщина лет 70. Маленькая, ссутулившаяся. Она остановилась рядом с нами, достала что-то из магазинного пакета и теперь радостно показывала нам. Это оказался обычный эмалированный белый чайник. На его боку были нарисованы яркие летние фрукты и ягоды.
- Правда, красивый?
Она так искренне радовалась, что я не удержался и улыбнулся в ответ. Глянул на Марусю - она тоже улыбалась.
- Очень красивый, - сказала Маруся.
- Прекрасный, - сказал я.
- Вот и мне очень нравится! - старушка повертела его в руках и снова стала впихивать в пакет. Но продолжала при этом говорить - так легко, как будто мы знакомы сто лет.
- А мне соседка говорит: "Иди, глянь, там такой чайник, как ты хотела! Красииивый!" Ну, я бегом. И правда! Вам тоже понравился?
- Конечно!
- Ну, вот. У меня-то дома есть один. Но маленький, а мне нужен был побольше, чтобы ещё и кошек своих поить. Они знаете, какие? Уууууу! Обожают чай! Я-то сама чаёвница, без чая не могу. И они приучились от меня. Теперь только горячую воду пьют. От холодной носы воротят. В маленьком чайнике вода быстро остывает, да её и мало. А в этом всем хватит. Даже мне.
- Мы тоже чай любим, - сказал я.
Она снова улыбнулась:
- Мы с мужем - его Борис звали - всё мечтали: вот состаримся, будем вместе чай пить. Но не вышло. Он умер в 96-м, скоропостижно, ночью. Сердце остановилось. 47 лет было. Осталась с двумя сыновьями. Младший через несколько лет в аварию попал, страшную, не выжил. А потом старший, ему было 36, женатый уже, вышел однажды из дома и не вернулся. Пропал. Представляете? Столько искали - и не нашли. Осталась я одна.
- Сколько же вам лет, уж простите за такой неприличный вопрос?
- Семьдесят шесть.
- Выглядите отлично!
- Ну... Если бы не мои кошки, даже не знаю, как бы я выжила. А вот поддерживают меня. Только очень уж дорогой корм кошачий.
- Как можно прожить на пенсию?
- Ой, по-разному. Тяжело, конечно. Зимой вообще плохо было. Так быстро деньги заканчивались! А сейчас ничего, полегче, вроде, стало. Видите, даже чайник купила! Хозяин магазинчика говорит: "Этот чайник у меня последний, я вам скидку сделаю. Так-то он 1400 стоит, а я вам за 1200 отдам". А как узнал, что я чайник беру и на себя, и на кошек, ещё 200 рублей скинул!
- Молодец!
- А мне везёт на хороших людей. Всю жизнь везёт. Вот с вами остановилась поговорить - вы хорошие, сразу видно. И Борис, муж мой, тоже очень хороший был. А ещё вот - осенью дело было. Я тележку перегрузила в магазине, и у неё колесо отвалилось. Стою и не знаю, что делать. Тут мужчина молодой идёт мимо, увидел меня, спрашивает, мол, помочь? Помогите, говорю. Он взял тележку и увидел, что она сломана. Как же вы, говорит, с такой тележкой ходите? Непорядок. Так ведь только что сломалась. Он осмотрел её внимательно, покачал головой, починить, говорит, уже невозможно, но пойдёмте. И идёт - но не домой, а в соседний магазин. Я за ним. Смотрю - а он тележку мне покупает новую! Перегрузил в неё продукты, довёз до подъезда и ушёл. И даже не сказал, как его зовут! За кого молить теперь Бога, даже не знаю...
Она улыбалась открыто, было видно, что не впервые заговаривает с незнакомыми людьми.
- А ещё я самовар хочу. Так любила из самовара чай пить! Но в 90-е времена были тяжёлые, совсем не было денег, вот Борис и снёс наш самовар в скупку - как лом цветных металлов. И с тех пор я мечтаю о самоваре. В магазине этом хозяин сказал, что узнает, может, и привезёт для меня. Со скидкой. Не смогла на старости лет с мужем чай пить, ну, буду с кошками, значит.
- Много их у вас? Кошек?
- Нельзя отвечать!
- Почему?
- А примета такая. Плохая. Всё плохо будет.
- Неужели?
- Было у меня. Родила собачка наша пятерых щенков (у нас и собачки были, не только кошки). И я всем говорила с радостью: "Пять их у меня, пять!" И пятерню показывала. А они вдруг начали умирать - один за другим, представляете? Так все и умерли. Потом смотрела как-то телевизор, а  там женщина про кошек рассказывала, и вот сказала, мол, нельзя говорить, сколько у вас питомцев. С тех пор не говорю.
- Как вас зовут, простите? Столько говорим уже. Раз мы соседи, значит, будем встречаться иногда - во дворе, в магазине...
- Валя. Я Валя.
Мы с Марусей назвались.
- Ну, и дай вам Бог здоровья! Маруся... хорошо. У меня одну кошечку так зовут.
- Пусть будет здорова! И вы тоже!
Тут я неожиданно для себя сказал:
- У нас в детстве тоже был самовар. И ведь до сих пор где-то есть. На антресолях у папы. Сто лет его не доставали.
- А вы поезжайте к нему и достаньте. Вымойте хорошенько, он же в пыли весь, наверное, и попейте с папой чаю! Вот он обрадуется!
Она снова достала чайник. Посмотрела на него нежно. Погладила. Повернулась к нам.
- Очень красивый! - ещё раз сказали мы.
Валя поблагодарила нас и пошла понемногу. Потом обернулась к Марусе:
- Как папу-то твоего зовут? Забыла!
- Олег.
- Ой, а я почему-то подумала, что Борис. Ну, вы понимаете...  Самовар бы ещё - и всё, и радость. Ну, ничего, Бог даст, куплю...

2021