Несусветная Грамота 30 Несусветная любовь?

Нина Похвалинская
     1. Что такое любовь?

       О любви мне, как учителю и педагогу с 55-летним стажем, приходилось не раз задуматься очень серьёзно. Особенно о первой юношеской и, конечно же, почти девчачьей. Ещё бы! Именно из-за такой преждевременной, очень сильной любви наших как-то незаметно подрастающих учеников, страдают учителя. Даже Антон Семёнович Макаренко* боялся первой любви своих воспитанников и её поспешных необдуманных проявлений с далеко идущими последствиями. Да, такая юная любовь может подломить тяжким трудом заработанную "карьеру". Нет, о какой там карьере говорить, когда всю жизнь приходится стоять от звонка на урок и до звонка с урока, боясь не успеть понятно да интересно изложить самое главное, написать на доске задание и ответить на все накопившиеся у ребят вопросы. А в выходные и отпускные дни, даже в транспорте, в театре, в кино, в очереди, в аптеке успеть записать пришедшую или услышанную мысль в блокнот, обдумывая, где её можно будет со временем использовать. Такая уж эта наша профессия! Всюду - подготовка к будущим урокам, лекциям, семинарам и дискуссиям, даже к пылким спорам о свершениях в стране...

       Вот недавно встретилась мне у Валентина Саввича Пикуля в его исторических новеллах интересная фраза:"...Была НЕСУСВЕТНАЯ любовь, и был диплом якобинца, на котором краснела печать с девизом: жить свободным или умереть."** Чувствуете: с одной стороны несу-свет-ная любовь, а с другой - свобода или смерть? Подчёркиваю, что слова жизнь, любовь и смерть заканчиваются одинаково - мягким знаком  в русском языке и письменности.Пришлось  мне задуматься: "Бывает ли "несу-свет-ная любовь", чем же она характеризуется? Кому же она "несёт свет" и вообще: что такое любовь? Начнём с определения такой расхожей бытовой категории.

       2. Преждевременная любовь.
      

       Почти любой человек знает, что любовь - это СВЕТлое чувство, приносящее неописуемую РАдость, трепет сердца и восторг. Первая любовь обычно вспыхивает в старших классах, в 14-17 лет, от неё-то снижается в это время и успеваемость, и увеличивается количество прогулов без всяких уважительных причин. Но это ещё не самое страшное, что может случиться.
      
       Пришла в мой 6-ой класс новенькая из соседней школы, было ей всего 13 лет. Назову её Валей. Мне на уроках она не мешала, но иронически смотрела из-под-лобья красивыми глазками и я легко читала в них:"Ну, ты, старая, чего ты понимаешь в чувствах молодёжи?" Подражала она безвкусице какой-то зарубежной неформальной организации, кажется, "эму". Красила брови, ресницы, губы чем-то чёрным, сделала татуировку и даже начала было разделять мой класс на "банды" после известного уничтожения нашей пионерской организации и ВЛКСМ***. Никакие замечания, беседы и советы не помогали. Жила с мамой и бабушкой, грубила им, даже издевалась. Отца у неё вообще никогда не было! Вот и увезли вскоре Валю на "скорой" прямо с детской площадки, в больнице сделали ей аборт в её неполные 12 лет. А потом она стала жить в подмосковном городке, приезжала и рассказывала, что хорошо учится, только на "четыре" и "пять", что школа элитарная, ей там всё нравится. Заметно было, что у неё полностью изменилось выражение глаз, она перестала иронически оценивать учителей, рассматривая весь урок их одежды, скептически оценивая её стоимость и степень устарелости в сравнении с модными журналами...
    
     3. О прогульщице Анфисе.
    
       Мои любимцы перешли уже в девятый класс. Я встретилась с ними и стала заниматься всерьёз после 9 мая, когда они были брошены молодой учительницей, не поладившей с родительским комитетом класса. И оказались несчастными среди других 3-их классов.Никто из учителей не хотел их брать. А я всё-таки согласилась с директором, он сумел убедить меня взять на себя такую обузу. Мы всерьёз начали готовиться к впервые введённому в нашей стране ЕГЭ, чтобы постараться получить документ, где преобладали бы хорошие и отличные оценки. Пять лет пролетели незаметно в школьной шумной жизни...Вот тут-то уже другая директор школы силой  навязала мне ещё Анфису. Была она "списана" из соседней закрытой школы прославилась огромным количеством прогулов и дерзостью.
       Так, весной она после длительных прогулов появилась, вдруг, на уроках и учительница биологии, обрадовалась, дала ей свой учебник,показала три вопроса, на которые она должна ответить на контрольной работе, и сделала  закладки на страницах, где можно было отыскать готовые ответы. На что только не идут учителя, чтобы  аттестовать и выпустить прогульщиков в "большую жизнь". Урок близился к концу. Биолог снова подошла к ней:
     -Ну, что же ты? Я должна тебе поставить хотя бы три тройки в журнал между отметками "не была". Осталось совсем мало времени. Поработай, пожалуйста!
     И на весь класс прозвучал ответ:
     - Тебе надо, Ты и работай!!!
     И вот тут нашему биологу, которая ежегодно давала школе лауреатов и победителей на московских и даже республиканских конкурсах, стало плохо (она на днях  похоронила мужа, с которым прожила в дружбе много лет), она вспыхнула и в горячке воскликнула:
     - Выйди вон из класса, шалава!
     Среди моих учеников нашёлся кто-то, кто снял на мобильный телефон всю эту "сцену", дал переписать. У меня в это время были свои уроки, но узнав об этом событии, я попросила показать мне запись, а на классном собрании попросила немедленно стереть запись раз и навсегда, поберечь честь своей школы. Я не знала, что кто-то дал посмотреть эту запись новому учителю химии, а он переписал на свой телефон и не стёр её.
     Мой класс хорошо сдал ЕГЭ, отличился на выпускном вечере. Казалось бы можно было забыть об этом случае. Учительницу биологии уволили на пенсию, мой класс присоединили к Б" и передали классное руководство не мне, а учителю химии, который на каждом педсовете устраивал скандал, а я перешла на должность методиста-организатора школьной музейной работы. Только через два года я узнала, что моим ребятам сказала директор и подтвердил химик, что я их "предала после шести лет работы", отказавшись от должности классного руководителя... Затем мне сообщили, что в Интернете появилась запись упомянутого урока биологии, в школу прибудет "компетентная комиссия" и я должна давать "показания".
     И, хотя глава этой комиссии, выслушав меня, дал на совещании у директора высокую оценку моей работы, перед моим отпуском меня "обрадовали" тем, что все мои документы, грамоты, благодарности и ежегодно присваиваемое мне МГУ звание "Наставник" вернули в профсоюз "без комментариев", отказав мне в высокой оценке моих двадцати лет работы в одной и той же школе Южного округа города Москвы. Увлечённая созданием школьного Музея Русской культуры, я не побежала по бюрократическим кабинетами, не платила никаких взяток до сегодняшнего дня, из каждой зарплаты покупала что-нибудь для музея, создав редкую библиотеку, собрав подаренные лично мне реликвии, ежегодно проводя 94-96 открытых музейных занятия, создав толстенную Книгу отзывов, я не обращала внимания на "подводные камни и пересуды". Я было довольна: мы (я и 40-45 ежегодных активистов музея)участвовали во многих конкурсах, давали Победителей и Лауреатов Москвы. Комиссия из Музея Победы, что на Поклонной горе, сделала запись, что музей является самым красивым, самым научным, живым, действующим школьным музеем Москвы с необычной и,пожалуй, единственной в Южном округе концепцией***: "Интересно и доступно показать на специальных занятиях в 1-11 классах, как делается научное открытие в гуманитарной области знаний". Всю душу я отдавала "чужим детям", будучи, наверное, одним из последних настоящих, но необъявленно гонимых коммунистов, особенно потеряв навсегда девятнадцатилетнюю внучку, а затем мужа, с которым прожила более 56 лет... Профессия такая, что я не могу показать результаты своей работы, протянув это на своих открытых общественности руках... Продолжу мою историю с Анфисой.

      Где-то в апреле или в конце марта ко мне пришла бабушка Анфисы и поделилась: внучка где-то на дискотеке  познакомилась со студентом, выдала себя за "совершеннолетнюю" и теперь беременна. Мать родила её в 17 лет и теперь только начала устраивать свою личную жизнь, требует сделать, пока не поздно аборт, а бабушка - против... Что делать?
        Директор вызвала маму и начала упрекать нас, меня и маму, в том, что 
не аттестованность ученицы в 9 классе срежет и так невысокий рейтинг нашей школы. Мама сообщила, что договорилась со своими родственниками в Питере, там есть врачи, выслушают, подскажут, помогут решить главную проблему и устроят её дочь  в Школу рабочей молодёжи. У них есть там связи, да и школа рядом с домом. Надо будет получить документ об окончании 9-ти классов правдами и неправдами. На том и порешили...

     А через  несколько лет в конце рабочего дня в дверь тихонько постучали. Вошла молодая, хорошо одетая женщина. За руку её крепко держала симпатичная голубоглазенькая девочка-блондинка лет пяти.
     - Вы меня не узнаёте? А это - моя дочка, мы с ней в подготовительную группу для первого класса сегодня записались! Я - Анфиса, а она у нас Василисой Премудрой быть хочет, правда? - обратилась она к дочери.
     - Ну, Василисушка, проходи, посмотри, какой в нашей школе музей. Ты с мамой была в Музее?
     - Мы на автобусе ездили на Красную площадь, видели Кремль, а ещё были рядом с Историческим музеем и Кремлёвскими стенами. Потом мы были всей группой в Театре кукол и в цирке на Новый год, и ёлка там весёлая была с клоуном и красивыми подарками.
     - А у нас в школе музей небольшой, но всем нравится. Ты его кругом обойди, рассмотри, а потом я тебе расскажу о том, что ты выберешь и принесёшь мне на стол. Договорились? Я с твоей мамой давно не виделась, надо побеседовать.
    
     - Сами видите, какие мои новости: я вышла замуж, свадьбу сыграли. Законный брак.Только дочка и муж - это не те... Там всё было плохо: сделали мне операцию, я долго болела, всё лето, какие уж тут экзамены. На грЯзи меня послали лечиться. А как подлечилась, работать пошла, сначала посуду мыла в кафе, потом меня на завод мамин брат устроил. Но встретила я там, в Питере, парня, он меня сильно полюбил, а я всё опомниться не могла от моей "взрослой жизни". От суда я того студента спасла, заявление написала, что сама виновата, наврала ему. А вот отец моей  сказочной Василисочки сразу же в ЗАГС предложил идти, мне уже тогда восемнадцать исполнилось. Я отказалась, заплакала, потом всё ему рассказала: и то какой дурочкой была, и как от школы отстала по глупости, как врачи меня предупреждали, что детей больше может и не быть... Всё ему рассказала, думала, что он от меня сразу же откажется. Только просила никому обо мне ничего не рассказывать, он - свободен, найдёт себе поумнее, а мне учиться надо. Профессию получать.
      Но он за мной в Москву приехал, адрес у наших родных взял, с мамой и с бабушкой познакомился. Душевный он очень оказался, мединститут заканчивал, уже на практике был. Сам без отца вырос...Тяжело ему пришлось... Вот теперь у нас дочка, а у бабушки - правнучка. Она её и к школе готовит, говорит, что постарается и отличницей вырастит. А мне придётся дочку самой догонять. Зато муж у меня очень хороший, светлый такой и голубоглазый, слова плохого за все годы не слышали. Вот и всё! Мы любим друг друга!
    - Очень за тебя рада!
    - Но я ведь не для этого к вам зашла.- У неё на глазах появились слёзы.- Она сползла со стула, встала на колени и поклонилась. - Прощенья мне нет, я знаю, но всё-таки простите вы меня, Христа ради...
    - Немедленно встань, сядь, попей водички. Минеральная, стакан чистый! Тебе надо успокоиться.
    - Я из нашей школы пригласила друзей из "А" и "Б" классов на свой день рождения. Они мне всё про вас рассказали. Вот, как вспомню, так и плачу, плачу... Виновата я очень! Грех большой на мне: и дитя погубила, и вам дорогу перешла. Подвела я вас, а какой класс был! Мучаюсь я, простите меня, пожалуйста.
    - Тише, а то дочку испугаешь. Вот она уже оглядываться начала... Не надо её беспокоить...      
    - Да, я знаю: все ребята говорят, что вам из-за меня в департаменте всё испортили... Говорят, что вы теперь только в музее работаете, вся ваша работа насмарку пошла.  Но в музее, говорят, очень интересно! Жаль, что мне многое пришлось пропустить. Глупая совсем была после того, как нашу школу  решили уничтожить. Говорят, что директор у нас в бывшей школе настоящим коммунистом была, справедливой и честной... Вот и расправились с ней, судьбу всем сломали... И вам  бюрократы дорогу перешли.
      - Теперь тебе больше о себе надо думать, дочка  у тебя, надо ей пример показывать, образцом быть, понимаешь? У тебя есть время, нагонишь, главное, чтобы муж любил, а дочка уважала. Поняла? Всё остальное - забудь. Ты куда поступать-то хочешь? Выбрала специальность?
      - Я, как вы, хочу учительницей стать, наверное, младших классов. Я малышей люблю, не было у меня ни сестрёнки, ни братишки. Одна росла, балованная...
      - Зато теперь дочка есть! Она мне понравилась: развитая, спокойная, общительная и правильно говорить умеет, и память хорошая. Отец тоже, наверное, души не чает?
      - У нас теперь дружная семья. Мама с мужем отдельно живут, у них - своя квартира. А мы с бабушкой в её доме, она нам помогает, и мы её не обижаем, не забываем. Только о вас у меня сердце болит. Простите... Я за эти годы многое поняла, осознала. Вот, мучаюсь... Муж говорит: "Сходи, поговори, попроси прощенья у своей учительницы..."
      - Я уже скоро на пенсию выйду, буду в лесу жить, в сосновом, дача у меня там. Никаких грамот не потребуют и звания не нужны. Не знаю, говорили тебе или нет, но я писать начала, есть у меня отличное занятие.
      - Ваши страницы в Интернете многие ребята читают. Мне говорили, что литературными медалями вас наградили и в Союз писателей приняли, правда?
      - Это - правда.
      - Я все ваши работы читать буду, мне нужно набираться  педагогического опыта. Мне это пригодится. Но мы вас задержали... Вам домой пора?  Василёнок, иди, доченька, сюда!
      К ним подбежала девочка с длинноухим Зайцем в обнимку.
      - Этого Зайца можешь с собой взять насовсем. Ветераны детям в подарок это приносят. Так что Заяц будет твоим. Возьми на память о нашем школьном музее...
      - А мне мама вашу сказку прочитала! А я потом в садике её рассказывала.  Все приключения Чайника вспомнила! А потом мы отвечали воспитательнице на вопрос: "Что же самое главное в этой сказке?" И я правильно ответила: " КТО ПРИНОСИТ ЛЮДЯМ ПОЛЬЗУ, ТОТ СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!"  Я каждое утро это повторяю, меня бабушка научила, а она  свою молитву читает на коленях. Я ей не мешаю...
      - Ты права! Спасибо вам, что меня не забыли, навестили. Мне очень приятно!Забегайте ещё когда-нибудь! И, Анечка, Несу-Свет-ной любви вам всем! То, что ты мне рассказала о муже, о бабушке, о ваших родных людях, мне помогло: я как раз размышляла о том, бывает ли Несу-свет-ная любовь?  Убедилась: может настоящая бескорыстная любовь нести СВЕТ И РАДОСТЬ окружающим людям! И через детей дальше передаётся из поколения в поколение. Ну, пока! Берегите семью. Это - самое важное  для человечества в любом веке. Будьте счастливы! 
      
                Конец