Дела давно минувших дней Глава 5

Ефим Шейнис
Глава 5
Важное государственное дело

По мере приближения к Киеву, Днепр становился все шире и полноводнее.
Отсутствием иссушающего зноя пользовались селяне, трудившиеся на зеленых склонах реки. Они вырубали и жгли деревья, остававшаяся от них зола служит удобрением. Косили сено на лугах и складывали их в копны. Рыбаки забрасывали сети, бортники рыскали по лесу в поисках пчелиных дупел. Бортный промысел был очень выгоден, потому что, кроме меда, он доставлял и воск, который шел на свечи для храмов и зажиточных людей. А мед служил главным предметом угощения во время пиров и попоек. Он варился с хмелем и приправлялся пряностями. Еще в Киев тянулись соляные караваны.
По всему периметру Киев был окружен высокими крепкими стенами. Оказаться в городе можно было, только пройдя через единственные ворота – Софийские, которые надежно охранялись и днем, и ночью. Через эти ворота наши путники и вошли в Киев.
После отдыха и угощения в отведенных им покоях дворца князя Владимира, Мал и Добрыня встретились с князем. Владимир впервые увидел своего деда, обнял его и крепко расцеловал в обе щеки, а Мал сердечно поблагодарил внука за помилование и попросил помочь ему обосноваться в своем княжеском доме в древлянском Малине. Объяснил свое решение так: в тишине и отдалении от суеты он будет усердно выполнять наказ княгини Ольги – писать историю Руси.
– Дед, сейчас князем древлянским я назначил моего сына Святослава, он находится в городе Вручие. Я велю писарю подготовить два письма, сыну и его наставнику воеводе Претичу, они обеспечат тебя в Малине всем необходимым, чтобы ты ни в чем не нуждался. Есть у тебя какие-то специальные нужды?
– Да, есть. Мне нужен доступ к библиотеке княгини Ольги. Правда, я уже стар и глаза стали видеть хуже, поэтому я попрошу поработать в библиотеке сына Добрыни моего внука Светозара.
– Дед, если тебя интересуют устные рассказы, одну историю я могу тебе рассказать, как я спас Киев от печенегов, – сказал Владимир. –  Было мне 12 лет. Отец со своей дружиной находился далеко в Переяславце, а за мной и моими братьями присматривала бабушка Малуша и нянька Лада. Проведали печенеги, что сильного войска в Киеве нет, и решили, что это – лакомый кусок. Нет, они не претендовали на Киевскую землю, просто грабили бояр, уводили лошадей, скот и пленников, которых потом превращали в своих рабов или продавали на сторону.
Так вот, приплыли они по Днепру, окружили Киев и потребовали его сдать. Киев долго держался, а когда в городе начался голод, собрался Совет старейшин, и решил город печенегам сдать.
Вечером приходит огорченная бабушка Ольга и сообщает эту ужасную новость.
– Завтра парламентеры пойдут на переговоры с печенегами, – сказала бабушка, –  Киев сдадут, но они обещают, что не тронут семью князя. Сдержат ли они свое слово? К нам на помощь могла бы придти дружина воеводы Претича, что на левом берегу Днепра, но он о нашем бедственном положении не знает. И сообщить им невозможно, Киев окружен, и ни одну душу из него не выпустят.
– Вот тут и пришла мне в голову идея. Когда все легли спать, я сказал, что спать буду у приятеля на сеновале. Я там уже спал. Я нашел в конюшне кнут и уздечку, вымазал грязью лицо и надел рваный армяк. Сумел переползти под городской стеной, только мальчишкам ведом этот лаз, и стал ходить по стоянке печенегов, как будто в поисках лошади. Их язык я немного знал.
– Вы не видели моего жеребца, – спрашивал я, – коричневого в яблоках? Оборвал уздечку и убежал. Отец меня убьет!
¬– Ищи своего коня вон там, где пасутся кобылицы, – смеялись печенеги.
Так в поисках коня я постепенно добрался до берега Днепра и бросился в воду. Тогда у них поднялся шум, в меня посыпались стрелы, но я благополучно переплыл Днепр. Меня привели в воеводе Претичу, и я потребовал немедленно придти на помощь Киеву.
– Если вы не спасете Киев, – сказал я, – отец вам этого не простит.
Ночью на лодках и плотах дружина Претича переплыла Днепр и атаковала печенегов с таким шумом и треском, что они подумали, будто со своим войском вернулся Святослав. Печенеги сняли осаду Киева и ушли. А я под утро весь в соломе явился домой и узнал замечательную новость, как некий отрок спас Киев!
– Еще хочу представить вам моего духовника Анастаса Корсунянина. Это замечательно образованный человек, который помогает мне в крещении Руси. Не все знают, как мне удалось взять в Крыму греческий город Корсунь. Это тоже важно для истории Руси. До этого я поддерживал молодого византийского императора Василия II в борьбе с соперниками, и за это он пообещал отдать мне в жены свою сестру Анну, а слово свое не сдержал. Вот я и решил показать ему могущество Киевской Руси, взяв Корсунь, который находился под византийским правлением.
Окружили мы Корсунь весной и предложили городу сдаться. Последовал отказ. И я бы не согласился сдать город, окруженный такой мощной и высокой стеной с достаточным запасом продовольствия. Стоим у его стен месяц, другой, третий. Я приказал свозить с окрестностей землю, насыпать у стены, чтобы подняться наверх. Землю возим, возим, а куча не растет. Уже потом я узнал, что они сделали подкоп и потихоньку увозили землю на свои огороды. На шестой месяц прилетает из-за городской стены в наш лагерь необычная стрела. Мои дружинники приносят ее мне, и я читаю вырезанные на ней буквы: «Перекройте доступ воды в город из колодцев, расположенных за крепостной стеной. Без воды город сдастся». И подпись – Анастас. Мы перекрыли воду, город сдался, а я женился на византийской принцессе Анне и им город вернул. В благодарность я сделал Анастаса своим духовником, и сейчас он в Киеве руководит строительством Десятинной церкви.
Мал пожал руку Анастасу и подумал: он фактически предал свой город. Надо встретиться с Владимиром наедине и напомнить ему, что сказано в Библии: "Предавший однажды - предаст не единожды".