Занятия музыкой

Вячеслав Штанько
Темрюкские зарисовки 60-х годов

Когда пацаны нашей улицы учились в 5-6 классах Витя Данильченко записался в музыкальный кружок Дома Пионеров по обучению игры на домре и мандолине, тогда остальные, вдохновленные примером Вити, у кого были склонности к музыке: Саша А., Володя Г., Толик Т., Толик П. и Сергей Ч., также записались в этот кружок. Учителем музыки был пожилой музыкант Георгий Константинович, очень добрый, чуткий и всегда уравновешенный человек. Он в начале давал основы музыкальной грамоты, как правильно держать инструмент во время игры и как работать медиатором, с помощью которого создавалось звучание нот или аккордов. Чтобы извлекать звук струн, нужно было медиатор быстро перемещать поперек струны, это вибрационное движение медиатора называется тремоло. Когда мы научились этому тремоло, учитель показал на грифе домры где находятся ноты на каждой струне. Стали обучаться гамме нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Затем он нас начал обучать игре простейшей песенке " Во саду ли, в огороде". Когда, эта песенка стала у всех получаться, Георгий Константинович обучил мелодиям посложнее. Самой любимой мелодией у Сергея была «Неаполитанская песенка» Чайковского, по мнению автора эту песенку наиболее виртуозно исполняет Татьяна Ненашева.

Конечно, пацанам, из простых рабочих семей вхождение в мир музыки открывало новые возможности для развития творческих способностей, для более утонченного восприятия окружающего мира, по сравнению с грубой и примитивной жизнью, которой на улице было в изобилии, а у нас, в меру нашей душевной, духовной организации и характера каждого из нас вырабатывало, новые, более тонкие качества души и характера. Некоторые родители, увидев, что их сын увлекся музыкой, покупали мандолину любимому чаду, только чтобы не шатался по улицам и не связывался со всякой хулиганской шпаной. Родители Сергея также купили мандолину в красивой лаковой окраске красновато вишневого цвета, на которой он поигрывал, когда возникало желание, и над ним никто не стоял над душой, заставляя музыцыровать из под палки.
 
В то время дети были более свободными в выборе занятий, только если за плохую учебу в школе получали двойки или учителя жаловались на плохую успеваемость и плохое поведение, тогда отец брался за ремень и порол, как сидорову козу. Никто из родителей не водил нас за ручку в Дом пионеров, чтобы записать в тот или иной кружок. Дети сами выбирали, в соответствии с их наклонностями, чем заниматься и чему учиться вне школы. Никто из родителей не сидел с нами дома, чтобы выполнить домашние задания, может потому что родители были малограмотные, но скорее всего родители воспитывали своих детей не по методичкам ученых мужей, а так как им подсказывало сердце.

Сергей бывало выходил на улицу с мандолиной, садился на лавочку и играл мелодию из тех, которые обучил учитель. Однажды, к нему подошел сосед дядя Посылай, отец Люси и попросил - "Дай попробую сыграть что-нибудь". Сергей удивился такой просьбе, потому что знал его, как служившего раньше  где-то в органах, а там, у серьезных мужиков не до музыки было. Но когда сосед заиграл настолько виртуозно и мастерски, что у Сергея возникло не только удивление, но и восхищение его игрой.

Никто из группы наших пацанов-музыкантов не подбирал музыку на слух, все играли в начале строго по нотам, а потом по памяти. Но был один талантливый паренек на год старше нас Алексей (Леха) Репях, проживавший в нашем районе, который на слух подбирал любимые и популярные мелодии и песни. Никто его не обучал ни музыкальной грамоте, ни игре на гитаре и гармошке. По вечерам он, сидя на лавочке, виртуозно играл нам разные мелодии и песни. Да. это был музыкант высокого класса, а мы ему в подметки не годились и были музыкантами со слабо развитыми музыкальными способностями и не очень развитым музыкальным слухом. Как-то в его присутствии Сергей насвистывал мелодию песни "Трещит земля как пустой орех" из фильма "Последний дюйм", Леха услышал, и сказал, что Сергей точно воспроизвел музыку, и это было для него высшей похвалой талантливого музыканта.

Несмотря на посредственные музыкальные способности наших пацанов, по окончании обучения игре на домре Георгий Константинович выделил двух домристов Толика П. и Сергея Ч, как наиболее способных, и направил их в оркестр струнных инструментов при Доме культуры. Там по вечерам оркестр репетировал музыкальные произведения для концертов. Но неопытным музыкантам было сложно приспособиться к игре в составе оркестра, их этому не обучали, нужно было следить за ритмом, за дирижером, поэтому часто  сбивались с оркестрового строя . Кроме того, репетиции проходили достаточно поздно и мальчики играли в полудреме и вскоре они перестали ходить в РДК. На этом практически закончилось обучение игре на домре наших начинающих музыкантов, Сергей некоторое время доставал свою мандолину и играл, но с взрослением появились другие интересы, только уйти от музыки ему не дали в школе.
В то время, в школе до старших классов был предмет "пение". Учителем пения был пожилой музыкант, он играл чаще всего на скрипке, иногда на баяне, а школьники пели. Учитель отбирал детей с музыкальными способностями в детский хор, а некоторых он обучал вокалу, то есть индивидуальному пению. В число последних попал и Сергей, который участвовал в хоре, но там ему не было уютно, так как свой голос терялся в многоголосии хора. Учитель это заметил и с ним больше репетировал индивидуально или дуэтом с Тамарой Харченко с кудрявой симпатичной одноклассницей, которая пользовалась успехом у мальчиков. Сергей к этой категории не относился, так как его  развитие в любовном отношении немного отставало и его больше интересовали спорт и мастеровое дело, хотя  было приятно в два голоса петь с Тамарой.

С 7-го класса школьников стали привлекать к музыкальному участию на школьные вечера и на торжественные мероприятия. Из нашего 7 а класса только двое мальчиков могли более, менее петь, это Витя М. и Сергей Ч., поэтому они с учителем репетировали песни разного репертуара, популярные в то время. Однажды, на вечере встречи с выпускниками школы Сергей исполнил свою первую песню "Маричка", на украинском языке, очень задушевная и лирическая песня. Сергей старался петь от души и сердца, хотя ему не было еще знакомо чувство любви. Зрители тепло встретили его исполнение популярной песни. Сергей любил петь или насвистывать мелодии, видимо, это передалось от родителей, хотя у него не было выдающегося музыкального таланта. Но главным его певческим недостатком была плохая память на стихи и песни, особенно на сцене. Бывало, сбивался со слов, поэтому выходил на сцену со шпаргалкой, а если без шпаргалки, то из зала девочки подпевали и спасали его от провала. В репертуаре Сергея были популярные в то время песни: Маричка, Пусть всегда будет солнце, А у нас во дворе, Я люблю тебя жизнь, Подмосковные вечера, Дальних окон негасимый свет и другие песни лирического жанра.

После окончания школы занятия музыкой у Сергея прекратились, и мандолина перекочевала на чердак, появился магнитофон "Чайка М", который купил на деньги заработанные на железнодорожной станции во время летних каникул после 10-го класса. Музыку записывал с радиоприемника или у товарищей, имевших магнитофоны. А занятие музыкой в юности  у Сергея в старости перешло в  увлечение экспериментальными музыкальными духовыми и струнными инструментами, создаваемых им самим, но это уже другая история.

Хотелось бы напутствовать родителей, если у вашего ребенка есть хоть какие-то музыкальные способности, предложите ему записаться в музыкальный кружок или музыкальную школу. Там он разовьет музыкальный слух, а также любовь к музыке, и, уже став взрослым, он продолжит увлекаться музыкой, это поможет ему стать более культурным человеком, тонко чувствующим музыкальные композиции, в том числе симфонии, оперу, оперетту, оперных певцов и певцов лирического жанра. Язык музыки тонко трогает нашу духовную сущность, делает нас духовно чище и возвышенней.