Исполнение мечты. Сплав по Ветлуге

Светлана Шуга
Сплав по Ветлуге. Я об этом мечтала с тех пор, как впервые увидела эту реку лет 15 назад. С высоты жд моста в ноябрьских сумерках тогда она казалась суровой, таинственной, дикой. Наконец-то все сложилось.

Хотели идти от Варнавина до Воскресенского, оставив машину на базе Бориса Сергеевича, но последний посоветовал сделать наоборот, и плыть от Воскресенского вниз, до Марьино в Марий Эл. Оттуда, спустя два дня, он нас и забрал, за что ему большое спасибо. Ещё и баню затопил, чтобы мы отмылись и отогрелись с дороги. Но это всё потом, а пока, за несколько дней до майских выходных зацвела черёмуха и погода испортилась: дубак, дождь, синоптики обещают на обе наши ночёвки заморозки до -5С на земле. Это вогнало нас в лёгкую депрессию, но не остановило.

6 мая, в день отъезда, было холодно, но сквозь облака пробивалось, пригревая, Солнце. Я сразу решила, что всё будет нормально и не ошиблась. В итоге за два дня на воде мы видели всё: и грелись на солнышке,чтобы через пять минут грести прочь от снежного фронта, ветер то весело подгонял в спину, то фигачил в лицо - река-то выписывает петли. А к ночи Ветлуга замирала и в её глади купалось отражение почти полной Луны - под песни ночных птах, пролёты вальдшнепов и крики кукушки, отсчитывающей наше время на Земле. В голове от всего этого стремительно меняющегося великолепия была полная ментальная пауза, и только время от времени бесконечное восхищение формировалось во что-то вроде: "Офигенно-то как, господи". Мы были замороженными свидетелями Весны.

Но вернёмся на берег Ветлуги в Воскресенском, где, уже не ранним утром, преодолев дорогу от областного центра и очередь в ларьке за местными обалденными пирогами, мы выгрузились со всем своим барахлом (несметным - по Диминой версии, и аскетичным - по моей) на место стапеля.

Дима развернул четырёхместную "Щуку", на которой нам предстояло плыть, и я подумала: "****ец". Как вдвоём управиться с этим огромным драккаром - непонятно. Потом уже мы выяснили, что эта лодка вызывает такую реакцию у всех, кто её видит впервые. На деле всё оказалось предельно легко (если нормально её накачать и правильно разместиться - со второго раза мы справились с этой задачей).

Стартовали в полдень и около четырёх часов встали на обед в красивом месте, оставив позади Богородское с его храмом-маяком и усадьбу в Галибихе. У шикарной стоянки в вековых соснах был обнаружен только один минус: она находится на эко-тропе, где в любой момент может выскочить из кустов компания хипстеров и попросить сфоткать на плёночный Зенит. В остальном - отличное место.

Когда мы отобедали традиционной яичницей, на берег высадились с катамарана человек семь - единственные туристы, которых мы встретили на реке за время путешествия. Они на сегодня уже наплавались и искали место ночёвки. Ну а мы решили грести до талого и не прогадали: через пару часов Ветлуга наградила невероятно красивой погодой, как раз в то время, когда проходили красивейшее и уникальное место - Красный Яр. Это возникающая на ровном месте на левом берегу песчаная гора с аккуратным обрывистым берегом, который сходит на нет примерно через километр также внезапно, как и начинается. Заезжали сюда год назад во время Большого путешествия по Марий Эл и Поветлужью, понравилось.  С воды впечатление оказалось не менее сильным. Проходя мимо, мы даже почти не гребли: растягивали удовольствие. Тут как раз и ветер стих, так что мы почти неслышно скользили по глади древней реки, изредка отпуская восхищённые реплики.

А вот после РэдЯра пришлось поднажать: скоро ночь, надо искать место для сна. Нашли его внезапно на мысу, недалеко от посёлка Мирный, где река вновь делает крутой поворот. С последним лучом Солнца развели костёр, поставили палатку.

На меня с непривычки навалилась усталость, из чата вышли поясница и левая рука, заныл палец с полуоторванным еще на стапеле ногтем. До утра договаривалась с организмом, чтобы не шалил, обещала вести себя аккуратнее. Внял.

В сумерках Дима пошёл по дрова и принёс ёжика.
- Это Женька, - говорит.
Поумилялись и вернули зверя в кусты.

Наше место было явно обжито рыбаками: накатанная дорога, рогульки для удочек у воды, стол с крышей и банкой малинового компота под раскидистым дубом. Так что в целом мы не удивились, когда в четыре утра в паре метров от нашей стоянки тормознул УАЗик и кто-то зычно взвыл:

- Седьмое мая, [ять]! Ноль, [ять], ноль! Седьмое мая! Я [обескуражен]! Смотри, Вован, тут ещё с палаткой кто-то!! [Сойти с ума]! Седьмое мая! Рыба, наверное, [обескуражена], по ямам сидит. Нет, пока костёр не разведу, никакой рыбалки! Седьмое мая! Ноль!

Если бы время от времени Вован ему тихонько не отвечал, было бы полное впечатление, что мужик ведёт беседы с самим собой.

Промаявшись до шести утра на берегу, Седьмое Мая и Молчаливый Вован наконец-то поймали какую-то рыбу и свалили, оставив нам к завтраку замечательных сосновых дров. Золотые люди, у нас как раз кончились. И дремалось по эти вопли, кстати, вполне спокойно: люди, которые так орут, ничего дурного точно не замышляют.

Встали часов в восемь. Пока завтракали нас навестил ещё один рыбак с очаровательной собачкой, и в очередной раз испортилась погода. Спустя какое-то время уже мы, гребя под снегом, радостно орали: "Седьмое мая! ...ять!"

Днём пересекли границу с Марий Эл, а ближе к вечеру уже завершили маршрут напротив деревни Марьино: Дима чудом углядел хорошую рыбацкую стоянку на высоком берегу. Внезапно ловко забрались вместе со всем барахлом и лодкой. За день прошли 36 км, всего - 70. Душа рвалась дальше - но пугало грядущее отсутствие связи и останавливала договорённость, что забрать нас должны именно 8-го. А так до впадения Ветлуги в Волгу с нашим темпом оставалось как раз ещё два дня ходу. Надеюсь, ещё наверстаем.

Легли рано, спалось чудесно. Деревня оказалась очень тихой, а птицы - наоборот, распелись. Часа в два в птичьем оркестре были соловей, кукушка, и деревенский петух - и всё это над залитой лунным светом рекой. Отвал башки. Обещанные заморозки обе ночи были, но сквозь кучу тёплых шмоток до наших костей не добрались.

Закончилось всё неожиданно быстро. Утром мы просто переправились на другой берег, неспешно собрали лодку и сели ждать Бориса Сергеича, поглядывая на проносящуюся стремительно полноводную Ветлугу и уже скучая по ней.