(Из цикла «Азбука Рима»)
Квиринал, самый высокий из семи римских холмов, круто подымается вверх на 61 метр на северо-востоке Вечного города. Холм унаследовал свое имя от стоявшего здесь в стародавние времена храма сабинского бога войны Квирина. Обитавшее на Квиринале племя сабинов славилось красотой своих женщин. А в городе Ромула на Палатинском холме преобладали воинственные, молодые и холостые мужчины. Чтобы исправить ситуацию, Ромул задумал хитрый и довольно злокозненный план. Он пригласил на праздник, устроенный на огромной площади Чирко Массимо, сабинян с их семьями. В разгар праздника римляне неожиданно бросились на безоружных гостей и похитили у них женщин. Сам Ромул выбрал себе в жены Герсилию, дочь царя сабинян Тита Татия. Очень скоро молодые, сильные и отчаянные римляне пришлись по душе похищенным сабинянкам, и вскоре они нарожали им детей. Однако сабиняне, не могли простить коварного «похищения». Поразмыслив какое-то время и собравшись с силами, они отправились на выручку своим женщинам. Спустившись с Квиринальского холма в долину на Форуме, они готовились уже вступить в жестокую рукопашную схватку с римлянами. Но тут в ход событий вмешались сами похищенные женщины. Во главе с Герсилией, супругой Ромула, представительницы прекрасного и вовсе не слабого пола с криками и рыданиями бросились между разъяренными мужчинами. Некоторые из женщин держали на руках недавно народившихся младенцев, и с мольбой они отчаянно взывали к своим родственникам с той и другой стороны, заклиная их прекратить кровопролитие. Призывы смелых и благородных матрон были услышаны, и 1 марта 752 года до н. э. состоялось примирение и объединение двух соседних народов. В память об этом событии Ромул учредил женский праздник Матурналий и предоставил женщинам много почётных прав. Вот откуда идёт мартовский женский праздник!
Более того, царь сабинян Тит Таций на несколько лет стал соправителем Ромула, а Квирин вошел в пантеон римских богов. По легенде, унесенный на небо Ромул отождествлял себя с богом Квирином (см. «Черный камень в центре Рима»), и потому граждане основанного им древнего города стали называться квиритами (Populus Romanus Quirites).
Кстати, наследовал Ромулу тоже сабинянин, мудрый Нума Помпилий (753-671 годы до н.э.). Он упорядочил первый древний календарь, провозгласил религиозные культы и празднества, учредил жреческие и ремесленные коллегии. Впрочем, и четвертым царем Рима был сабинянин Анк Марций, внук Нумы Помпилия. Миролюбивый царь покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле. Он обустроил гавань и соляные прииски в портовом городе Остии, расположенном неподалёку от Рима, в устье Тибра. Чтобы обезопасить Вечный город от нападений соседнего племени этрусков, Анк Марций укрепил крепость Яникул и построил первый деревянный мост через Тибр.
По прошествии времени у холма Квиринала появилось и второе имя - Монте Кавалло, или Лошадиная гора. Оно произошло от установленных на площади древних конных статуй Диоскуров, легендарных близнецов, Кастора и Поллукса. Авторство монументов приписывается Фидию и Праксителю, о чем свидетельствуют выбитые на пьедестале надписи. Хотя, исследователи полагают, что это, скорее всего, римские копии IV века с греческих оригиналов. Согласно иным мнениям, в изваяниях представлены Александр Македонский и его отец Филипп. Есть и те, кто считает монументы плодами состязания великих греческих скульпторов, каждый из которых на века воплотил в мраморе собственное видение Александра Македонского, держащего под уздцы своего легендарного коня Буцефала. По одному из многочисленных римских преданий, конные монументы были перевезены в Вечный город из Греции императором Константином для украшения императорских терм на Квиринале.
Скорее всего, так и было, потому как обнаружили статуи на месте разрушенных терм, когда в 1574 году понтифик Григорий XIII затеял строительство летней папской резиденции на Квиринале. Здесь, на обдуваемом ветрами высоком холме, папы могли спасаться от невыносимой летней жары, не покидая пределов Вечного Города. В создании этого огромного комплекса принимали участие архитекторы Фонтана, Мадерно, Бернини (центральный портал). Роскошные залы дворца украсили замечательными росписями именитые художники (Гвидо Рени и др.), на стенах развесили великолепные гобелены, на потолках сияли люстры. Пол в центральном зале покрывал огромный, сплетенный на месте ковер, занесенный позднее в книгу рекордов Гиннеса.
Специально для папы Григория XIII, который обожал любоваться окрестными видами, а в хорошую погоду мечтал достичь взглядом и моря, архитектор Маскарино построил башню Торрино дель Квиринале. С самой высокой точки холма в небо воспарила 52-метровая башня с прозрачной, парусной колокольней. Башня украшена мозаичным изображением Богоматери с Младенцем. В 1626 году на башне появились часы с циферблатом ««alla romana». Он, по старому обычаю, он разбит не на 12, а на шесть делений.
В наши дни в Квиринальском дворце находится резиденция президента Итальянской республики, здесь проводятся важные заседания и церемонии, останавливаются высокие гости. Причем, чтобы узнать, находится ли президент «на рабочем месте», достаточно взглянуть на башню Торрино. Если на верхушке развевается итальянский флаг, значит президент во дворце. К слову сказать, все желающие могут посетить дворец каждое воскресенье с утра. А вот 2 июня, в Праздник Республики, можно даже прогуляться по роскошным квиринальским садам, любуясь редкими деревьями, цветами и изысканными фонтанами. В будние дни остается только наблюдать смену караула, да смотреть на недвижно стоящих у входа кирасиров в красочной форме.
После смерти папы Григория XIII, сменивший его папа Сикст V, продолжил строительство дворца, реконструировал площадь и поручил архитектору Доменико Фонтана перенести в центр площади стоявшие сбоку конные статуи. С присущим ему тщанием и аккуратностью Фонтана установил монументы на нынешнее место.
Как раз в это время при раскопках у мавзолея Августа нашли остатки нескольких египетских обелисков, и папа Сикст V захотел перенести их в подобающие места, дабы украсить Город. Однако задача извлечения обелисков из-под многовекового культурного слоя оказалась настолько трудной, что папе пришлось отказаться от задуманного.
В 1666 году папа Александр VII вернулся к идее объединения в единый комплекс статуй Диоскуров и египетского обелиска. Он даже хотел по древнему образцу использовать египетский монумент как стрелку солнечных часов (см. «Прогулки по Монтечиторио»). Но и этот проект остался невоплощенным. Лишь в XVIII веке архитектор Сантини, изобрел хитроумный механизм, с помощью которого он смог извлечь из-под многовековой толщи грунта три куска разбитого обелиска и даже его базу.
Установить обелиск на Квиринале поручили архитектору Антинори (см. «Обелиск над Испанской площадью»). Однако для начала Антинори решил развернуть конные статуи, которые прежде были неделикатно обращены тылом к папской резиденции. Проведя сложнейшие расчеты, Антинори вознамерился разом повернуть огромные монументы вместе с их базами. Но первая попытка оказалась неудачной. Соперники и злопыхатели талантливого архитектора стали распускать негодные слухи, сочиняли и распространяли сонеты, пасквили и анекдоты. Папа Пий VI уже готов был отступиться, но упорный и несгибаемый Антинори уговорил папу позволить ему продолжить начатые работы. При повторном проведении задуманной операции, 16 рабочих, используя специальный ворот, изобретенный самим Антинори, развернули первую конную статую вместе с базой за четверть часа, а вторую - всего за 10 минут.
Теперь осталось поместить в центр сооружения древний египетский обелиск. Надпись на его поверхности рассказывает, что этот монумент из розового гранита был вырублен в горах Египта, перевезен по морю в Рим и стоял у мавзолея Августа, вероятно, со времен императора Домициана. Новый постамент украсило самое большое и самое льстивое посвящение понтифику. В нем повествуется о том, как обелиск долгие годы лежал разбитый под толстым слоем земли и ила, накопившегося от многочисленных разливов Тибра, и был возвращен к жизни папой Пием VI. В 1786 году на вершине воздвигнутого обелиска закрепили крест со святыми реликвиями. Высота самого обелиска - 14,63 м., а с постаментом и венчающим его крестом составляет почти 30 метров.
Оставались лишь небольшие доработки, и можно было проводить освящение обелиска. Но 15 февраля 1799 года Наполеон I увез папу во Францию, где понтифик вскоре умер. Следующий за ним папа Пий VII, также плененный и сосланный Наполеоном, вернулся в Рим только в 1818 году. (Кстати сказать, именно во время «французского пленения» этого папы, Наполеон самокороновался в 1804 году, взяв корону из рук понтифика и собственноручно возложив её на свою голову).
Завершающие работы папа Пий VII поручил архитектору Штерну, который украсил монумент традиционным фонтаном с огромной плоской чашей из восточного серого гранита, найденной при раскопках римского Форума. Вода к фонтану идет по одному из сохранившихся древнеримских акведуков. Так, в памятнике на квиринальском холме Вечного города оказались переплетенными воедино три древние культуры: египетская, греческая и римская.
Площадь перед дворцом одновременно служит террасой бельведера. Отсюда открывается панорама Рима с бесчисленными куполами, колокольнями, шпилями, зелеными террасами и черепичными крышами, уходящими вдаль до высящегося на горизонте купола собора Святого Петра. Особую прелесть панораме Вечного Города придают своеобразные очертания римских пиний и остроконечных кипарисов, которые обычно высаживались в местах захоронений.
(Пиния – итальянская сосна с высоким стволом и раскидистой кроной. Изображения шишек пиний нередко встречаются на папских гербах. В отличие от сосновых, орешки из шишек пиний съедобны и очень похожи по вкусу на кедровые).