Обелиск на Квиринале

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)
    Квиринал, самый высокий из семи римских холмов, круто подымается вверх на  61 метр  на северо-востоке Вечного города.  Холм унаследовал  свое имя от стоявшего здесь в  стародавние  времена храма сабинского бога войны  Квирина. Обитавшее на Квиринале племя сабинов славилось красотой своих женщин.  А  в городе  Ромула на Палатинском холме преобладали воинственные, молодые и холостые мужчины.  Чтобы исправить ситуацию, Ромул задумал хитрый и довольно злокозненный план. Он пригласил  на праздник, устроенный на огромной площади Чирко Массимо, сабинян с  их семьями. В разгар праздника римляне неожиданно бросились на безоружных гостей и похитили у них женщин. Сам Ромул выбрал себе в жены Герсилию, дочь царя сабинян Тита Татия. Очень скоро молодые, сильные и отчаянные римляне пришлись по душе похищенным сабинянкам, и вскоре они    нарожали им детей. Однако сабиняне, не могли простить коварного «похищения». Поразмыслив какое-то время и  собравшись с силами, они отправились на выручку  своим женщинам. Спустившись с Квиринальского холма в долину на Форуме, они готовились уже вступить в жестокую рукопашную схватку с римлянами. Но тут в ход событий  вмешались  сами похищенные женщины. Во главе с Герсилией,  супругой  Ромула,  представительницы прекрасного и вовсе не слабого пола с криками и рыданиями  бросились между разъяренными  мужчинами. Некоторые из женщин держали  на руках недавно народившихся младенцев, и с мольбой они отчаянно взывали к своим родственникам с той и другой стороны, заклиная их  прекратить кровопролитие.  Призывы смелых и благородных матрон были услышаны, и 1 марта 752 года до н. э. состоялось примирение и объединение двух соседних народов. В память об этом событии Ромул учредил женский праздник Матурналий  и предоставил женщинам много почётных прав. Вот откуда идёт мартовский женский праздник!
    Более того, царь сабинян Тит Таций на несколько лет  стал соправителем Ромула, а Квирин вошел в пантеон римских богов. По легенде,  унесенный на небо Ромул отождествлял себя с богом Квирином (см. «Черный камень в центре Рима»),  и потому  граждане основанного им древнего города стали называться квиритами (Populus Romanus Quirites).
    Кстати, наследовал Ромулу тоже сабинянин, мудрый Нума Помпилий (753-671 годы  до н.э.). Он упорядочил первый древний календарь, провозгласил религиозные культы и празднества, учредил жреческие и ремесленные коллегии. Впрочем, и четвертым царем Рима был сабинянин  Анк Марций, внук Нумы Помпилия. Миролюбивый царь покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле. Он  обустроил гавань  и  соляные  прииски в портовом городе Остии, расположенном неподалёку от Рима, в устье Тибра. Чтобы обезопасить Вечный город  от нападений соседнего племени этрусков, Анк Марций укрепил крепость Яникул  и построил первый деревянный мост через Тибр.
    По прошествии времени у холма  Квиринала появилось и второе имя - Монте Кавалло,  или Лошадиная гора.   Оно произошло от установленных на площади древних конных статуй Диоскуров, легендарных близнецов, Кастора и Поллукса.  Авторство монументов приписывается Фидию и Праксителю, о чем  свидетельствуют  выбитые на пьедестале надписи.  Хотя, исследователи полагают, что это, скорее всего, римские копии IV века с греческих оригиналов. Согласно иным мнениям, в изваяниях представлены   Александр Македонский и его отец Филипп. Есть и те, кто  считает монументы  плодами состязания великих греческих скульпторов, каждый из которых на века воплотил в мраморе собственное  видение  Александра Македонского, держащего под уздцы своего  легендарного коня Буцефала. По одному из многочисленных римских преданий, конные монументы были перевезены в Вечный город из Греции императором Константином для  украшения императорских терм на Квиринале.
     Скорее всего,  так и было, потому как обнаружили статуи на месте разрушенных  терм, когда в 1574 году понтифик Григорий XIII   затеял строительство летней папской  резиденции на Квиринале. Здесь, на обдуваемом ветрами высоком холме, папы могли спасаться от невыносимой летней жары, не покидая пределов  Вечного  Города. В создании этого огромного комплекса принимали участие архитекторы Фонтана, Мадерно, Бернини (центральный  портал).  Роскошные залы дворца украсили замечательными росписями именитые  художники (Гвидо Рени и др.), на стенах развесили великолепные гобелены, на потолках  сияли люстры. Пол в центральном зале покрывал огромный, сплетенный на месте ковер, занесенный позднее в книгу рекордов Гиннеса.
   Специально для папы Григория XIII, который обожал любоваться окрестными видами, а в хорошую погоду мечтал  достичь взглядом и моря,  архитектор Маскарино построил башню Торрино дель Квиринале.  С самой высокой точки холма в небо воспарила 52-метровая башня с прозрачной, парусной колокольней. Башня украшена мозаичным изображением Богоматери с Младенцем. В 1626 году на башне появились часы с циферблатом ««alla romana». Он, по старому обычаю, он разбит не на 12, а на шесть делений.
   В наши дни в Квиринальском дворце находится резиденция президента Итальянской республики, здесь проводятся  важные заседания  и  церемонии,  останавливаются  высокие гости. Причем, чтобы узнать, находится ли президент «на рабочем месте», достаточно взглянуть на башню Торрино. Если на верхушке развевается итальянский флаг, значит президент во дворце. К слову сказать, все желающие могут посетить дворец каждое воскресенье с утра. А вот 2 июня, в Праздник Республики,   можно даже  прогуляться по роскошным    квиринальским  садам, любуясь редкими деревьями, цветами и изысканными фонтанами. В будние дни  остается только  наблюдать смену караула, да смотреть на недвижно стоящих у входа кирасиров в красочной форме.
    После смерти папы Григория XIII, сменивший его папа Сикст V,  продолжил строительство дворца,  реконструировал площадь  и  поручил архитектору  Доменико  Фонтана  перенести в центр площади  стоявшие сбоку   конные статуи. С присущим ему тщанием и аккуратностью Фонтана установил монументы на нынешнее место. 
      Как раз в это время при раскопках у мавзолея Августа нашли остатки нескольких египетских обелисков, и папа Сикст V захотел перенести их в подобающие места,  дабы украсить Город.  Однако задача извлечения обелисков из-под многовекового культурного слоя оказалась настолько трудной, что папе пришлось отказаться от задуманного. 
     В 1666 году папа Александр VII  вернулся к идее объединения в единый комплекс статуй  Диоскуров и египетского обелиска. Он даже хотел по древнему образцу использовать египетский монумент как  стрелку  солнечных часов (см. «Прогулки по Монтечиторио»). Но и этот проект остался невоплощенным. Лишь в XVIII веке архитектор Сантини,  изобрел  хитроумный механизм,  с помощью которого он смог извлечь из-под многовековой толщи  грунта три куска разбитого обелиска и даже его базу. 
    Установить обелиск на Квиринале поручили архитектору Антинори (см. «Обелиск над Испанской площадью»).  Однако для начала Антинори решил развернуть конные статуи, которые прежде были неделикатно обращены тылом к  папской резиденции. Проведя сложнейшие расчеты, Антинори вознамерился  разом повернуть огромные монументы вместе с их базами.  Но первая попытка оказалась неудачной. Соперники и злопыхатели талантливого архитектора стали распускать негодные слухи, сочиняли и распространяли сонеты, пасквили и анекдоты. Папа Пий VI уже готов был отступиться, но упорный и несгибаемый Антинори  уговорил папу позволить ему продолжить начатые работы. При повторном проведении задуманной операции, 16 рабочих, используя специальный ворот,  изобретенный самим Антинори,  развернули первую конную статую вместе с базой за четверть часа,  а вторую - всего за 10 минут.
   Теперь осталось поместить в центр сооружения древний египетский обелиск. Надпись на его поверхности рассказывает, что этот монумент  из розового гранита был вырублен в горах Египта, перевезен по морю в Рим и стоял у мавзолея Августа, вероятно,  со времен  императора Домициана. Новый  постамент украсило самое большое и самое льстивое посвящение понтифику. В нем повествуется о том, как обелиск долгие годы    лежал разбитый под толстым слоем земли и ила,  накопившегося от многочисленных  разливов  Тибра,  и  был возвращен к жизни папой Пием VI. В  1786  году  на  вершине воздвигнутого обелиска закрепили  крест со святыми реликвиями.  Высота самого  обелиска - 14,63 м., а с постаментом и венчающим его крестом составляет почти 30 метров.
     Оставались лишь небольшие доработки,  и можно было проводить освящение обелиска. Но  15 февраля 1799 года Наполеон I  увез папу во Францию, где понтифик вскоре умер. Следующий за ним папа Пий VII,  также плененный и сосланный Наполеоном,  вернулся  в Рим только в 1818 году.  (Кстати сказать, именно во время «французского пленения» этого папы, Наполеон самокороновался в 1804 году, взяв корону из рук понтифика и собственноручно возложив её на свою голову).
    Завершающие работы папа Пий VII поручил  архитектору  Штерну, который украсил монумент  традиционным фонтаном с огромной плоской чашей из  восточного серого гранита, найденной при раскопках римского Форума. Вода к фонтану идет по одному  из  сохранившихся   древнеримских акведуков. Так,  в памятнике на    квиринальском холме  Вечного города   оказались   переплетенными  воедино три древние культуры: египетская, греческая и римская.
     Площадь перед  дворцом одновременно служит террасой бельведера. Отсюда  открывается  панорама Рима  с  бесчисленными куполами,  колокольнями, шпилями, зелеными террасами и черепичными крышами,  уходящими вдаль до высящегося на  горизонте купола собора  Святого Петра. Особую прелесть панораме Вечного Города придают своеобразные очертания римских пиний и остроконечных кипарисов, которые обычно высаживались в местах  захоронений.
(Пиния – итальянская сосна с высоким стволом и раскидистой кроной. Изображения шишек пиний нередко встречаются на  папских гербах. В отличие от сосновых, орешки из шишек пиний съедобны и очень похожи по вкусу на  кедровые).