Проповедь в день памяти пророка Иеремии!

Роман Овчаренко
Во все времена отношение людей к пророкам было двойственным. С одной стороны они уважали и боялись их, и исполняли все, что они возвещали им, а с другой стороны ненавидели и старались убить их, чтобы больше не слышать их обличительных речей. А теперь зададимся вопросом, согласится ли человек добровольно взять на себя бремя пророческого служения? Конечно же нет. Никто в здравом уме не посмеет назвать себя пророком самовольно. А тот, кто так поступает, берет на себя очень большой грех. Пророки всегда избирались Богом. И у них не было возможности отказаться от предложенной им работы.
Шел 655 год до Рождества Христова. В небольшом иудейском городке Анафоф в семье священника Хелкии родился сын, которого нарекли Иеремия (с еврейского яз. "Йирмеяху" - "Господь возвеличит"). Мальчик с детства воспитывался в строгости и в истинной вере. Ему уготовано было со временем сменить отца на священническом поприще. Дело в том, что земли города Анафофа по жребию достались колену Вениаминову. А так как именно из этого колена происходил первосвященник Аарон, то и его потомки также могли претендовать на священнические должности наряду с левитами, потомками колена Левина. Но Господь усмотрел другой путь для мальчика Иеремии.
Едва тому исполнилось 15 лет, к нему было первое видение и он услышал голос Божий: "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя" (Иер. 1, 5). Мальчик в ужасе стал отнекиваться, придумывал разные отговорки: "я молод, не умею красиво говорить, мне никто не поверит и т.д." "И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои" (Иер. 1, 9). Путь пророка не предусматривает спокойной семейной жизни. Это путь отшельника и аскета. Господь прямо сказал своему избраннику: "Не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сём" (Иер. 16, 1). Как человек, как личность, Иеремия пережил огромную внутреннюю драму. Так, неожиданно даже для себя самого, он стал пророком.
Его пророческое служение пришлось на весьма непростое время. На Ближнем Востоке начался очередной передел земли. Великая и могущественная Ассирийская держава клонилась к своему закату. Ей на смену поднималось Ново-Вавилонское царство во главе с царем Набопалассаром. Ассирия судорожно пыталась сохранить государственность за счет дипломатических и военных договоренностей с Египтом, но все было без толку. Ненавистная всеми Ниневия должна была пасть. В 612 году до Рождества Христова, этот город был практически полностью стерт с лица земли. А причем тут иудеи и их пророки, спросите вы?
Дело все в том, что в этой крупной игре иудеи стали разменными пешками на шахматной доске. Если ассирийцы знали, за что гибнут, то для иудеев их смерть казалось несуразной. Но так ли уж несуразно все было. И здесь после небольшого исторического экскурса мы вновь возвращаемся в Иудею, в город Иерусалим.
Мы видим с вами достаточно обеспеченный, можно даже сказать богатый город, с сытыми и довольными людьми. Как же так? Ведь Иудейское царство в описываемое нами время была вассалом Ассирии. Все просто. Ради своего спокойствия и умиротворения цари, священники, да и просто простые люди вступили в мирные отношения с ассирийцами, забыв о своем бесчестии и клятвах, которые они давали своему Истинному Богу. В обмен на сытую жизнь они отреклись от Бога. Но такое предательство не могло быть ненаказанным. Здесь стоит сделать ремарку. Нас наказывает не Бог, а мы сами. Существует понятие непреложности закона. То есть если мы даем кому-то слово, а потом нарушаем его, не принеся при этом никакого покаяния, и исправления, то мы преступники. И торжественное слово данное нами обращается против нас в сильнейшее наказание за его неисполнение. Наивно полагать, что никто ничего не узнает. Свидетелем всех наших поступков и слов является Бог. Он же и напоминает нам о том, что мы так отчаянно хотим замолчать и забыть.
У стен Иерусалимского храма в простой отшельнической одежде стоял молодой человек с глиняным кувшином в руках. Люди из любопытства стали собираться вокруг него. И что же они услышали и увидели? Иеремия, это был он, с силой бросил горшок на землю и тот разлетелся на мелкие осколки. Он поднял свои глаза на людей и начал очень горячо и быстро говорить: "Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились" (Иер. 2, 5). "Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе" (Иер. 2, 19). "Народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют" (Иер. 4, 22). "Ибо от малого до большого, — каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь" (Иер. 6, 13 - 15). "О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слёз! я плакал бы день и ночь" (Иер. 9, 1). И, действительно, из глаз этого человека текли слезы. Люди недоумевали, зачем он говорит такие страшные вещи. И только Иеремия знал какая участь ждет Иудею и особенно Иерусалим. Ему являлись видения разрушенного города, наполненного зловонием разлагающихся трупов, он слышал слезы и плач множества женщин и мужчин. Святитель Григорий Богослов говорит на этот счет следующее: «Иеремия плачет о прежних их бедствиях и сетует о пленении Вавилона. Как не пролить было горьких слёз, когда стены раскопаны, город сравнён с землёю, святилище разрушено, приношения разграблены… Пророки умолкли, священство отведено в плен, к старейшинам нет милости, девы предаются поруганию… песни заменены плачем. Всякий раз, когда читаю … слёзы льются сами собой… и я плачу с плакавшим пророком».
Иеремии было больно за свой народ, и это несмотря на то, что они гнали его, издевались над ним, сажали в тюрьму и не раз. А он раз за разом просил у Бога для них прощения. Но Господь отвергал его молитвы: «Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7, 16). Одиночество - это очень тяжелый крест. И Иеремия не раз ощутил на себе все бремя этого состояния. «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землёю! Все проклинают меня» (Иер. 15, 10). За что же он страдал? Увы, на земле все те, кто стоят за правду всегда страдают. Потому что миром нашим правит зло. Вспомните, как диавол обещал Христу все царства бросить к его ногам, если он поклонится ему. Неужели вы думаете, что диавол бахвалился? Мир знает, в чем разница между добром и злом, но сознательно избирает второе. Будем же помнить о том, что добро - это энергия самого Бога, и она неистребима, потому Он есть изначальная Истина и Благо. "Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный" (Иер. 10, 10). Зная Истину, и выбирая правильный путь, мы идем навстречу Богу. "Я, Господь, проникаю в сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его" (Иер. 17, 10). С праздником, дорогие друзья.