Я то, что я есть

Лауреаты Фонда Всм
МАРИНА ЛАНГОВАЯ - http://proza.ru/avtor/ytpfelrbyf - ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ И ПИСАТЕЛЬНИЦ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 (Посвящаю Поэтессе Елене Ширман в преддверии весеннего женского праздника)

   ...Сухая земля не поддавалась. Руки не слушались. Лопата то и дело выпадала. Слёз не было. Мёртвые не плачут. Пару минут назад фашисты уже убили её. Пулями,выпущенными в мать и отца.И заставили дочь копать могилу для родителей.

   Дальше - тёмный подвал. Завтра... Она вспомнила, как жирный эсесовец хлестал по лицу её же книжкой стихов, а потом подшивкой газет и орал: "Зачем ты всё это написала?" Елена улыбнулась:"Всё было не зря."

   Вчера, когда гестаповцы загоняли людей в машину, она крикнула:"Да, нас везут на расстрел. Всё равно придётся умирать. Но надо уметь достойно. Не надо плакать. Посмотрите, какой чудесный день, как светит солнце!"

   Сегодня тоже солнце. Она копает могилу себе. Мелко. Фашисты, не выдерживая, начинают сапогами бить по ногам, пытаясь поставить приговорённую на колени. Не выйдет! Она встретит смерть, глядя зверью в лицо.

   Гитлеровцы ненавидели её. Выходившая в городе агитационная газета, которую возглавляла Елена Ширман, а также сборник её стихов "Бойцу Н-ской части" так поднимали боевой дух, что фашисты захлёбывались звериной злобой. Они были уверены, что уничтожили поэтессу...

       <<Жить! Изорваться ветрами в клочки,жаркими листьями наземь сыпаться,
       Только бы чуять артерий толчки,гнуться от боли,от ярости дыбиться.>>

   Эти строки пульсируют в нас, её читателях, негасимой памятью об удивительной женщине, Поэтессе с большой буквы. Она была голосом своего поколения, донеся до сегодняшних дней и героизм своего времени и мечты о будущем. "Пусть радости, пусть горе, трудности, что ж, пусть. Лишь бы всё время ощущать жизнь."

   Это МУЖЕСТВО ЖИТЬ в каждой её строчке. Видимо, предчувствуя неотвратимые события, Ширман пишет всегда предельно откровенно, словно обнажая душу.

    В этих стихах всё. Юношеские искания:

  <<Ты припомнишь ожоги смертельного холода, замерзание губ, содрогание плеч,
 Эту жизнь,эту смерть.Эту страшную молодость.Эту страсть,рассекающую, как меч.>>

   Не успевшая сбыться любовь:

 <<Ты поднимешь мне голову. Скажешь:"Здравствуй",непривычной рукой по щеке проведёшь.
 Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья. Это будет нескоро. Но ты придёшь.>>

   Боль несостоявшегося из-за войны материнства:

 <<У меня их не было и, наверное, не будет - маленьких, нежных и нужных.
 Но я уже чувствую горлом и грудью, как без них нестерпимо душно.>>

  Неудержимая страсть к творчеству:

  <<Поэзия-везде.Она торчит углами в цехах,в блокнотах.На клочках газет-
 Немеркнущее сдержанное пламя. Готовое рвануться и зажечь.>>

    В 1941,за год до расстрела Ширман пишет пронизанные любовью и болью "Последние стихи". Непривычно выстроенное письмо-исповедь обращено к человеку, который давал силы любить эту жизнь и мужественно сражаться:

 <<...я то,что я есть.И я говорю,что думаю:человек не может жить,не имея завтрашней радости,человек не может жить,перестав надеяться,перестав мечтать,
хотя бы о несбыточном.Поэтому я нарушаю все запрещения и говорю то,что мне хочется,что меня наполняет болью и радостью,что мне мешает спать и умереть...>>
 
   Она жива!И,кажется,где-то рядом,совсем юная,бегущим почерком пишет на листе:

  <<Разве можно,взъерошенной,мне истлеть? Неуёмное тело бревном уложить?
 Если все мои двадцать корявых лет, как густые деревья гудят - ЖИТЬ!">>
 


На Конкурс "О писателях и писательницах" http://proza.ru/2022/12/12/1655 Международного Фонда Великий Странник Молодым