Последнее поражение немецкого аса

Андрей Грачев 2
Гюнтер Шак – личность, весьма примечательная. Этот пилот всю войну прошёл в JG51, и в итоге стал одним из лучших асов эскадры. У Шака очень высокая подтверждаемость побед, даже, как кажется, были случаи, когда ас, одержав победу, не записывал её на счёт, так как падения не видел. Иными словами, этот ас был чуть ли не самым объективным в люфтваффе. При этом Шак много рисковал, и его самого сбивали очень часто. Причём каких только с ним приключений не было: его цепляла МЗА и ЗА, его сбивали стрелки «Илов» и американских «крепостей», он сталкивался в воздухе с напарником, но при этом ас каждый раз возвращался в строй. В литературе насчитывается 15 случаев, когда самолёт Шака был сбит или сильно поврежден. Самый опасный эпизод был 12 апреля 45 года, в конце Войны. К тому времени Шак командовал I группой JG51, но группы уже не было: практически все самолёты были сбиты в боях. 12 апреля сбили и самого Шака на бф-109, он был ранен и еле успел покинуть самолёт. Это был последний из его прыжков и самый опасный. На тот момент ас имел на счету 174 победы.

В литературе прочно укоренилось мнение, что сбили его пилоты «Нормандии». Тот бой протекал так.

Семёрка Де Шане встретила четвёрку фв-190, которая шла на малой высоте. Её тут же атаковали. Фв-190 стали после первой же атаки уходить. Пилоты «Нормандии» на своих скоростных Яках-3 вскоре их догнали, пилот Жорж Анри атаковал отставший от остальных фв-190 и сбил его. Де Шане атаковал ещё один фв-190, но тот ушёл. Стоит добавить, что в тот же день Жорж Анри погиб при обстреле аэродрома артиллерией немцев.

Конечно же, из этого описания понятно, что никакого Шака Анри не сбивал. Прежде всего, не сходится тип. Судя по описанию, атакованы были неопытные пилоты, которые тут же решили сбежать, но и это им сделать не получилось. И сбит был ведомый, который ещё и отстал от своих. Скорее всего, это вообще были пилоты штурмовиков.

Очевидно, Шак был сбит не в этом бою, а в схватке с 18-м гиап. Этот полк воевал на тех же Яках-3. На задание по прикрытию отправилась шестёрка полка, вся состоявшая из опытных пилотов. А ведущим был блестящий ас Барсуков Василий Николаевич. Шли «уступом» - основная четверка внизу, а одна пара страховала сверху.

Четыре бф-109 пытались внезапно атаковать нашу основную группу, но их вовремя заметили, и атака не имела успеха. Прикрывающая пара тут же заняла позицию сверху, карауля бф-109 в том случае, если бы те решили уйти на вертикаль. Шаку и его напарникам путь на спасительную вертикаль был отрезан, пришлось принять бой на горизонтальных виражах. Тут у Яков-3 были все козыри. В общем, Шака поймали в ловушку.

Бился с ним сам Барсуков и в ходе боя на виражах сбил немецкого выдающегося аса. Его напарник, Абрамишвили Мириан Иосифович, сбил другого «мессера». Шак, судя по дальнейшим событиям, успел вызвать подмогу по радио, его задачей было продержаться до её появления, но ему сделать этого советские пилоты не позволили, довольно быстро реализовав своё преимущество.

О появлении ещё одной группы бф-109 сообщили вовремя, и Барсуков с Абрамишвили, уже закончив бой, быстро набрали высоту и сами атаковали новую группу бф-109, застав их врасплох. Один из бф-109 отстал, и Барсуков сбил его, оформив «дубль» в бою. Бой этот был выигран начисто советскими пилотами. Этот бой можно рассматривать как эталонный, так как в нем всё советские пилоты исполнили блестяще.

Но горе-историки попытались отобрать у советского аса эту победу и отдать её безусловно тоже хорошим, но явно уступавшим советским пилотам французам. Пришло время восстановить справедливость.