Бон вояж

Вера Бакова
       Несмотря на то, что с 1980 года концертная организация в которой я
    
   состояла на службе, имела опыт зарубежных гастролей, получила возможность
 
  выступить во Франции в декабре 1990 года, обрадовало и взволновало.
      
  Позади были выезды в Финляндию, Югославию, Польшу, где пронимая участие в
 
  международном конкурсе  профессиональных коллективов, проходившем в
 
  приграничном с Белоруссией, городе Хайнувка, Ленинградская Академическая
 
  капелла в "обязательной" и "произвольной" программах, заняла первое место,
 
  география её выступлений  расширилась.
 
   
  Почти традиционными стали выезды в Голландию и в ФРГ на католическое
 
  Рождество, в Болгарию.

  По прибытии в один из аэропортов Парижа, нас разместили в просторном 

  автобусе и отправили на северо-восток за 300 километров от Парижа,в город Мец.

  Никаких выступлений в столице. Все концертные площадки города расписаны под

  конкретных исполнителей на несколько лет вперёд. "Новичков" надо "обкатать",

  собрать прессу и отзывы слушателей. И чтобы жизнь "малиной не казалась",
 
  второй концерт должен состояться за 1000 километров от первого, в курортной

  Ницце.  В декабре курортный город на Лазурном берегу  совершенно свободен от
 
  туристов. А будет ли публика? Для кого концерт?

  Публика была в достаточном количестве.
 
  Вероятно, это потомки первых эмигрантов, которые покидали Россию морем через

  Стамбул и Бизерту, а Ницца, один из прибрежных городов, приютивших их.
 
  Совершив марш-бросок в 1000 километров, "прошив"   страну с севера на юг- мы
 
  прибыли на место. Несмотря на долгий и утомительный "переход"- большой концерт
 
  русской духовной музыки прошёл на достойном уровне. В качестве бонуса, на
 
  завтра, была предложена экскурсия в соседнее княжество Монако. Погода нам

  благоволила - было солнечно и тепло. Живописная дорога вдоль залива оживила
 
  артистов. Единственный город княжества и его столица город Монте-Карло, 

  лепится многочисленными тесными ярусами на прибрежных предгорьях и опускается
 
  к морю. Все два квадратных километра земли княжества застроены роскошными
 
  виллами, фешенебельными гостиницами и пышными казино.

  Уютный залив превращён в одну большую, густо - "заселённую"  "парковку" для
 
  прогулочных яхт от  класса- "эконом" до класса- "люкс". Монте- Карло-
 
  Мекка мирового игорного бизнеса. Сюда устремляются состоятельные люди,
 
 чтобы неплохо развлечься. Первые казино строились для финансовой поддержки

 местного монарха и, как видим, эта  поддержка не ослабевает. Здесь проходят
 
 бесчисленные мировые кино- фестивали и конкурсы, соревнования "Формула -1",

 регаты и много, много всякого другого.
 
  Сопровождающий провёл нас по узкой улочке наверх, на небольшую площадь,где
 
  какую-то её часть занимало массивное здание серого цвета Океанографического

  института, руководил которым, более 30 лет, знаменитый французский учёный,
 
  фотограф, режиссёр, изобретатель, исследователь мирового океана,Командор
 
  Ордена Почётного Легиона, академик Жак - Ив Кусто. Он совершил более полусотни
 
  экспедиций в самые загадочные и малоизвестные воды планеты.
 
  За его путешествиями на "Калипсо" следил весь мир. Им написано множество
 
  книг и снято фильмов."Если хочешь изучать жизнь рыб-будь сам рыбой".
 
  Но на осмотр музея и океанариума при институте время никто не
 
  выделял. В небольшом уютном кафе угостили завтраком- кофе с круассаном, на
 
  этом экскурсия завершилась.
   
  Нам предстоял переезд в Марсель. Марсель от Монте-Карло, в каких-нибудь,
 
  трёх часах езды. Надлежало  добраться до предместья города,
 
  заселиться в гостиницу, перекусить, переодеться и спокойно выехать на вечерний
 
  концерт. Это планы, но их корректирует реальная жизнь.
 
  Выехав с большим запасом времени, коллектив никаких опасений не испытывал.
 
  И, как оказалось, напрасно.         
 
  Дело в том, что наш автобус обслуживал польский экипаж. Работу свою они
 
 выполняли  неплохо, но вели себя совершенно автономно- не проявляя к нам ни
 
 малейшего интереса.
 
  Мы тоже их не задевали - едем и Слава Богу! И вот едем и теперь уже
 
  больше трёх запланированных часов и никак не доберёмся  до места. Дороги в
 
  Европе- комфортные автобаны   с замысловатыми многоуровневыми развязками,               
 
  перекрёстками, съездами и подъёмами- довольно сложная и запутанная система.
 
   А южная курортная часть Франции пронизана, как кожа капиллярами, густой сетью
 
   переплетённых дорог и наши "капитаны" совершенно запутались в них.
 
   Выбрав направление и проехав по нему час-полтора, убеждались в ошибке
 
   и столько же времени тратили на возращение  в  исходную точку.
   
   Они  "тыкались",как слепые котята,совершая одну промашку за другой.
   
   Навигаторов в ту пору не существовало, а французским языком они не владели.
 
   Обратись они к нам, им бы помогли артисты, знающие язык. Но сознаваться в
 
   в некомпетенции  польская гордость не позволяла. Совсем стемнело.
 
   Каким-то чудом за 15 минут до начала выступления автобус, наконец-то,
 
   затормозил у кафедрального собора Марселя.
 
   Публика была в сборе и ожидала  начала концерта.
 
  В Европе любят пунктуальность. "Заезженные", голодные мы вышли на сцену.

  Предстояло исполнить "Всенощную" С.Рахманинова. Непростая музыка  в 15 частях, 
 
  исполняемая без перерыва, сложна и для русского уха, а как исполнить её здесь,
 
  где публика не знает ни слова по-русски? Как удержать её слушательский интерес   
 
  до конца концерта? Ответственность и нервное напряжение зашкаливали.
 
  Как я уже упомянула, к нашему приезду вся публика была на местах, кроме
   
  совершенно свободного первого ряда. Неприятно было думать,что самые, видимо,

  значимые люди города не пожелали посетить концерт. В напряжённой тишине
 
  дирижёр поднял руки, чтобы сделать ауф-такт к началу пения,как вдруг громко             
               
   хлопнули входные двери, пропуская внутрь большую группу людей.
 
   Впереди, очень бережно поддерживаемого под руки с обеих сторон,вели пожилого
 
   человека. Все остальные теснились сзади.
               
   Они медленно двигались по центральному проходу вперёд и было ясно, что
 
  места в первом ряду принадлежат именно им. Дирижёр выждал значительную паузу,
 
  давая время слушателям занять свои места. Концерт начался. Во время исполнения
 
  музыки Рахманинова этот  пожилой человек всем телом подался вперёд, а в
 
  местах тихого звучания хора, прикладывал обе ладони к ушам, стараясь не
 
  пропустить ни единого звука.
 
   Несмотря на усталость и нервное напряжение, концерт был исполнен
 
  неплохо. Но какого же было наше удивление, когда вся эта группа людей вошла
 
  в трапезную,где мы судорожно переодевались,торопясь в автобус,чтобы,наконец,
   
  найти в глухой ночи, обещанную гостиницу. Оказалось, что все эти люди -   

  наши земляки! А пожилой человек, которому,как выяснилось, больше 95 лет,
 
  покинул Петроград в 1918 году."А что, Санкт-Петербург всё также хорош?"-

  спросил он. Что ответить человеку, нам приехавшим из страны, где старое
 
  рушится, а неизвестное новое ещё не наступило? Чтобы не огорчать
 
  почтенного человека, ответили:" Всё также!" Ему очень хотелось дольше
 
  пообщаться с земляками, но нас ждал автобус и неизвестная дорога в ночи.   
 
  Почему  эти очень состоятельные люди не переехали в Париж, а остались в
 
  Марселе? Может потому,что это порт и в случае необходимости  из него можно
 
  легко перебраться куда-нибудь ещё!?
 
  Показалось странным, но после концерта до гостиницы мы добрались довольно
 
  быстро. Помыться, постирать и попить горячего чая. Ранний подъём и опять
 
  дорога. Санари-небольшой курортный город,в котором ,проездом, давался дневной
 
  концерт. По окончании концерта местными властями был устроен небольшой
 
  приём, на котором  нас угощали французским шампанским.
 
  Оказалось, что французское шампанское исключительно "Брют".Мы, "воспитанные"на
 
  "Советском-полусладком", этот вкус не поняли.
 
 Местный ксёндз, присутствовавший на встрече, после услышанной русской духовной
 
 музыки горячо уверял:" Во Франции, как и во всей Европе, никакой веры в Бога у
 
  людей давно нет. Истинная искренняя вера осталась только в России".
 
   Никто из нас ему не возразил.
 
  И опять дорога- те же 1000 километров с юга на север- возвращение в Париж.
 
  Поздней ночью автобус припарковался у странного здания в неизвестном нам
 
  округе Парижа.Прежнее назначение этого здания так и осталось для нас загадкой-
 
  толи бывшая казарма, толи тюрьма? Комнаты с низкими сводчатыми потолками
 
  красного кирпича заставлены двухъярусными металлическими кроватями.   

  Получив своё койко- место, мне захотелось узнать как устроена моя старшая
 
  коллега и многолетний партнёр по совместному проживанию в гостиницах.Ей, как
 
  выяснилось был предоставлен отдельный номер.Блуждая по узким коридорам, то
 
  поднимаясь,то опускаясь по лестницам, отыскала нужную дверь. Открыв её
 
  я застыла на пороге.В каморке в два квадратных метра без света сидел и рыдал
 
  человек.К узкому топчану,на котором она сидела,нужно было спуститься вниз на
 
  несколько ступеней.Это бывший карцер или кладовка.Неизбалованная жизнью из
 
  многодетной семьи,рано потерявшей отца и проживающая в коммунальной квартире в
 
  Ленинграде, не молодая женщина,такого ночлега испугалась.Я не могла оставить
 
  её одну и обе, примостившись на топчане, стали ждать утра. Утром угрюмое

  настроение немного  развеялось  от предложенного завтрака в местной
 
  столовой,и молодого весёлого негра, который стоял на раздаче.Он так широко и
 
  щедро улыбался своей безукоризненной улыбкой,выражая свой восторг при виде
 
  молодых русских артисток, что не ответить ему, хотя-бы, кивком головы - было
 
  не вежливо.
 
  Загружен багаж-отбываем в аэропорт. По прибытии на место выясняем, что наш

  полёт не может быть осуществлён.
   
  Бастуют служащие аэропорта, требуя повышения зарплаты. Неужели суждено
 
  возвращение назад в этот отвратительный "бомжатник"?
 
   Тянулось время напряжённого  ожидания.
   
   К огромному облегчению сложившейся ситуации  нам был подан другой автобус, с
   
   предложением пересесть в него, и отправиться за 350 километров от Парижа

   в графство Люксембург, где, как заверили французы, служащие аэропорта, в
 
   настоящий момент , не бастуют.

   Что нам какие-то 350 километров ради возвращения домой!
   
   На крошечном  лётном поле стоял один-единственный  самолёт, освящённый
   
   единственным прожектором и казавшийся совершенно безжизненным.
 
   Из чёрной  бездны ночного декабрьского неба тихо падали крупные хлопья
 
   снега, покрывая    фюзеляж самолёта и всё лётное поле искрящимся
   
   пушистым покрывалом... Сколько  же времени пришлось ожидать ему, родимому,

   своих пассажиров? А страна, пребывая в сложнейшей политической ситуации,не
 
   бросила горстку своих граждан на произвол судьбы!
 
   И, как только наши ноги  застучали  по трапу- самолёт ожил.
   
   В салоне включился свет, запустились двигатели. Погрузившись
   
   в кресла самолёта, все были счастливы. Наконец-то, мы дома! 
   
   Ровно через десять лет после  первого посещения страны, в ноябре 2000 года,
    
   из рук Пьера Кордена руководителем капеллы была получена премия от Академии

   Изящных Искусств Франции, а коллектив признан лучшим ансамблем мира!

   


  P.S. Аудио запись "Всенощной" С.В.Рахманинова произведённая во Франции, была
   
    ими же перенесена  на пластинки и продавалась миллионами  экземпляров, побив
   
    все рекорды реализации данной продукции.
 
    Маленькая подробность.  Самих исполнителей об этом факте известить"забыли"!?