Недостающее звено

Владимир Каев
                Недостающее звено в цепочке между животным и настоящим
                человеком – это, вероятнее всего, мы с вами.
                Конрад Лоренц

Конрад Захариас Лоренц (1903 – 1989). Выдающийся австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии – науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине. Он знает, о чём говорит.

В 2012 году, 7 декабря, сделал запись в дневнике, сформулировал тезис, что всё человечество – один человек. Запись озаглавил "Кредо".

«Человечество переживает подростковый период; повзрослеет и пена юношеской агрессивности, дурь, жадность, непонимание других – всё уйдёт в прошлое, станет предметом исследований историков и поводом для глубокого изумления тех, кого этот период заинтересует. Верю в это, как другие верят в рай или в ад.

И не я один, Тейярд де Шарден о том же, или почти о том же: "Настанет день, когда, освоив космическое пространство, подчинив себе силу ветра, морских приливов и земного тяготения, мы похитим у богов огонь любви. И этот день станет для человечества вторым открытием огня".

Если видишь другого человека странно действующего, правильно думать, – отчего мы так поступаем? – ошибка, – почему он такой плохой? Хочешь понять, – помни, что другой – это ты в иных условиях; удивляйся, поражайся, но не осуждай – что проку осуждать самого себя?

В русском языке алфавит начинается с "Аз", завершается "Я" – возвращение к исходной точке, но на другом уровне. От себя никуда не деться, и никуда не деться от того, что все мы одно. Литература способствует пониманию этого парадокса.

Все неурядицы человечества, разногласия и войны – песок в глаза, когда вспыльчивые и неумные дети соседствуют в одной песочнице. Дети вырастут, простят друг друга, посмеются над собой.

Посмеяться бы с ними…»

Через пять лет, 11 декабря 2017 года, снял с полки изрядно потраченную временем книгу Эриха Фромма "Искусство любить" (издательство "Азбука-классика", Санкт-Петербург, 2004), раскрыл на странице 215-й и с удивлением прочитал:

«Я верю, что каждый человек – представитель всего человечества. Мы различаемся по уровню интеллекта, здоровью и талантам. И все же мы все – одно. Мы все – святые и грешники, взрослые и дети, и никто из нас не возвышается над другими и не судья ему. Мы все разбужены вместе с Буддой, мы все распяты вместе с Христом и мы все убиты и обездолены Чингисханом, Сталиным и Гитлером».

Продолжил от себя, что все мы также деспоты и диктаторы. Похоже, уже читал эту книгу, кредо моё оказалось подозрительно схоже с кредо Эриха Фромма. Заимствовал? – Похоже, что так. Не первый раз присваиваю, отчёта себе не давая.

Какая удобная вещь плохая память: сначала читаешь, слышишь, смотришь; потом забываешь прочитанное, услышанное, увиденное; потом обнаруживаешь в себе идею, мысль, догадку, кажущуюся собственной, ищешь ей форму, переиначиваешь так и эдак то, что совсем не ново. Образовательный процесс.

В 2016-м, 14-го июля, прочитал "Яйцо" Энди Веира (Andy Weir "The Egg"). Замечательный рассказ. В переводе назван "Ты умер по пути домой". Идея Веира заключается в том, что всё человечество, на всём промежутке его существования, это один человек.

Между гипотезой Фейнмана о том, что все электроны это один электрон (была такая), и тем, что сказано по поводу идентичности людей у Веира есть что-то общее. Все люди – один человек… Фейнмана с электронами зарегистрировал в эссе 12-го года ("Решётка на странице и одинокий электрон", раздел "Простая математика и чёрно-белые поля").

На сайте есть автор, Татьяна Бурдина, последовательно раскрывающая тему инкарнации. У Татьяны другой подход – человек словно прошивает ниткой ряд персонажей, некогда существовавших и ему предстоит воплощаться, довершая линию развития… похоже на курс обучения. Такого рода эволюционная гипотеза мне не очень нравится, она слишком прямолинейна… что-то вроде кредита по грехам – сначала берёшь (грешишь), потом возвращаешь (каешься). Только процентов не хватает. Но психотерапевтический эффект идеи инкарнации возможен.

А ещё есть расстановки по Хелингеру, в них разыгрываются сцены, в них роли значимых для клиента людей исполняют те, кого назначает психотерапевт. Один человек заменяет другого. Для того, кто в центре проблемы, этот заменяющий тот, кого заменяет… и вдруг заменяющий говорит о том, о чём может знать только тот, кого он заменяет. Два человека – один.

Мне человечество представляется скорее организмом, чем одним лицом. Но когда все оказываются вдруг одним человеком… да, сюжет Веира выразительнее абстрактных рассуждений, театр лучше нудной лекции.