Священники Николаевской церкви. 1908-1915 гг

Владимир Пузиков
24 декабря 1908 года по распоряжению Епархии диакон церкви станицы Безскорбной Иванов Константин определен на священническое место к Николаевской церкви села Сотниковского.

Иванов Константин Митрофанович родился 7 сентября 1885 года в семье священника, служил псаломщиком в церкви села Новомихайловского Кубанской области, 11 мая 1907 года определен на диаконское место к церкви станицы Безскорбной Кубанской области. 24 июня 1907 года Епископом Агафодором он рукоположен в сан диакона за божественной литургией в Соборном храме Ставропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря по случаю храмового праздника. Проповедь произнес священник монастыря Леонид Дмитриевский.

28 января 1909 года, в сороковой день смерти протоиерея Иоанна Кронштадского, Его Высокопреосвященство Агафодор в Кафедральном соборе совершал божественную литургию и после нее панихиду по усопшему о. Иоанне. За богослужением был рукоположен в сан священника диакон Константин Иванов.

Константину Иванову довелось служить в одном из больших сел Благодарненского уезда. Так, в 1909 году в селе Сотниковском в 1087 дворах проживали 4902 души мужского и 4744 души женского пола. Всего 9646 человек. В селе нашли приют многие иногородние граждане. Некоторые из них купили или построили дома, большая же часть жила на квартирах или в услужении у зажиточных хозяев. Занимались они торговлей и ремеслами. Среди иногородних было «…немало весьма дельных кузнецов, слесарей, столяров, плотников, печников, машинистов, мирошников, сапожников, полстовалов». Село растянуто в длину на 8 верст и в ширину на 3,5 версты, разделено на шесть широких продольных улиц с множеством поперечных переулков. В селе действовали две церкви и шесть школ, имелись почта и телеграф, казенная почтовая станция на 6 лошадей. Насчитывалось 25 торговых заведений и 21 промышленное предприятие, проводилась ярмарка и еженедельный базар. В селе действовали общественные учреждения: Сельский банк и Кредитное товарищество. При волостном правлении имелись: пожарный обоз и два хлебозапасных магазина.

Медицинскую помощь населению оказывал фельдшерско-акушерский пункт и две аптеки. Водопровода в селе не было, но имелось 5 прудов и 42 простых колодца. Село Сотниковское являлось центром 4-го административно-полицейского стана Благодарненского уезда. Здесь проживал полицейский пристав и урядник. В стан входили волости Арзгирская, Шишкинская, Александрийская, Елисаветинская, Благодаринская, Бурлацкая, Спасская, Сотниковская, Довсунская с пос. Звенигородским. [21] 

Должностные лица учреждений и организаций села Сотниковского в 1912 году:
Олехнович Сигизмунд Юстинович, коллежский секретарь, начальник 6-го земского участка, квартировал в селе Благодарном;
Дорожкин Павел Федотович, коллежский регистратор, становой пристав 5-го участка в селе Сотниковском;
Фальковский Борис Владимирович, участковый сельский врач;
Пастухов Никифор Георгиевич, губернский секретарь, начальник почтово-телеграфной конторы;
Дятчин Ф. И., почтосодержатель почтовой земской станции;
Карпенко Василий Потапович, председатель кредитного товарищества;
Середа Терентий Андреевич, распорядитель сельского банка;
Витман Роберт Борисович, провизор, владелец сельской аптеки;
Бертран Антон Альбанович, управляющий аптекой.

В связи с тем, что среди иногородних лиц имелись «…мошенники, воры, разбойники и конокрады», село Сотниковское было неспокойным. За год урядник составлял более 1000 протоколов. В год в сельскую тюрьму помещалось до 400 человек. Уряднику с несколькими десятскими, нанимаемыми обществом, справиться с большим объемом работы: осмотрами, розысками, дознаниями, было уже трудно. Следовало в селе учредить вторую урядническую должность. [21]


Сбор средств на постройку храма Святителя и Чудотворца Николая в городе Бари

В 1850 году в Турции на развалинах храма Святого Николая побывал русский путешественник А. Н. Муравлев. Возвратившись на родину, он предложил духовенству организовать сбор средств на восстановление храма, превратив его в центр паломничества.

К 1858 году руины церкви и участок земли были куплены, начались восстановительные работы. Но турецкие власти и Вселенская Патриархия не позволили русским воссоздать храм Святого Николая. Собранные пожертвования, «мирликийский капитал» в сумме 223 тысячи рублей, 7 декабря 1910 года передали Комитету по строительству храма Святителя и Чудотворца Николая в итальянском городе Бари. Этот комитет был учрежден в 1911 году под покровительством Николая II, который лично внес на строительство храма 10 тысяч рублей. Великая Княгиня Елизавета Федоровна, Председательница Палестинского общества, передала в фонд комитета 3 тыс. рублей.

20.01.1911 г. протоиерей Иоанн Восторгов приобрел у госпожи Скорча для подворья земельный участок в 1,2 гектара. Весной в Бари прибыли член Комитета Николай Жевахов и архитектор Владимир Покровский. Алексей Щусев составил проект храма.

9 мая 1912 года в церквах Ставропольской губернии был произведен тарелочный сбор на постройку русского храма и дома для паломников в городе Бари, где почивают мироточивые мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Комитет по сбору пожертвований в Ставропольской губернии 14 января 1913 года попросил Духовную Консисторию сделать распоряжение причтам Ставропольской Епархии о необходимости предоставления актов по сбору пожертвований на храм в г. Бари.

Фундамент храма был заложен 9 мая 1913 года. Стройку вел инженер Н. Рикки. 24 декабря 1913 года на территории строительства освятили деревянную церковь. В марте 1914 года объекты строительства уже были подведены под крышу, а летом открыли временный приют для паломников. В связи с начавшейся войной планировавшееся в декабре освещение нового храма не состоялось. Однако, стройка продолжалась…



***


21 мая 1912 года церковным старостой Николаевской церкви был назначен Семигук Ефим Федорович. Его сын Семигук Кондрат Ефимович родился в селе Сотниковском в 1900 году, был женат на Евдокии Степановне. Красноармеец Семигук служил в Красной Армии с 1941 года в 276-й стрелковом полку 77-й горнострелковой дивизии 44-й Армии, которая в конце сентября вышла из Ирана на территорию СССР и пополнялась в районе Махачкалы. В 1942 году Кондрат Семигук участвовал в боях с фашистами на Крымском фронте, попал в плен, в 1944 году был освобожден, продолжил воевать, в 1945 году пропал без вести в боях на территории Венгрии.

Сын Кондрата – Семигук Николай Кондратьевич, 1926 г. р., окончил в селе Сотниковском семь классов, выучился на товароведа. В ноябре 1943 года Бурлацкий райвоенкомат призвал его в РККА. Служил он в 124-м запасном стрелковом полку 38-й запасной стрелковой дивизии, демобилизовался из армии в 1951 году в звании старшина, работал в Сотниковском сельпо товароведом. Женился на Надежде Егоровне. В семье родились сыновья Юрий и Александр. Семья переехала в село Благодарное. С 1957 года Н. К. Семигук заведовал отделом торговли Благодарненского Райпотребсоюза, с 1973 года работал зам. начальника МПМК «Крайколхозстрой». [111]

В 1913 году священник Николаевской церкви Константин Иванов был переведен священником 3-го штата Казанской церкви села Большая Джалга Благодарненского уезда. 21 марта 1916 года за усердную и полезную пастырскую службу награжден набедренником. 22 февраля 1918 года его назначили священником 2-го штата Казанской церкви, где он и служил в 1919 году при оккупации села Большая Джалга Добровольческой армией.



***


17 июля 1913 года священником Николаевской церкви села Сотниковского был назначен Цветиков Александр Павлович, который окончил Курскую духовную семинарию, некоторое время служил в церкви села Зазирок Черниговской епархии. При нем в Николаевской церкви села Сотниковского в 1913-1914 годах служили псаломщик Федотов Андрей Терентьевич и просфорня Белова Мария Петровна, 1859 г. р. Метрические книги велись в церкви с 1905 года.

В 1915 году священник Александр Цветиков планировал в приходе построить народный дом. Перевести в него церковно-приходскую школу из «…маленькой, невзрачной, полутемной церковной сторожки, не удовлетворяющей элементарным требованиям школьной гигиены». Он мечтал иметь в народном доме читальню с библиотекой духовно-нравственных книг, проводить в нем собрания прихожан, беседы и споры с баптистами. Но мечты его по причине войны с Германией не осуществились. Тем более, некоторые лица из числа местной интеллигенции были против строительства «приходского» народного дома. [51]

Священник Цветиков был одним из организаторов в селе Сотниковском Потребительской лавки. В Памятной книжке Ставропольской губернии на 1915 год названы ее руководители: Председатель Юрин Николай Алексеевич, казначей священник о. Александр Цветиков, секретарь Тучин Иван Владимирович.

26 февраля 1917 года священник Александр Цветиков в № 9 Ставропольских Епархиальных Ведомостей в статье «Труды пастыря в современной войне», подводя итоги своей 3,5 лет службы в приходе Николаевской церкви, рассказал «…о своей деятельности в текущую Вторую Отечественную войну». К моменту публикации статьи, с 31 января 1917 года он по распоряжению Епархиального начальства служил священником церкви села Левокумского.

Приводим его статью в сокращении:
- Я, Александр Цветиков, постараюсь изложить процесс своих работ и упомянуть о тех трудностях, которые пришлось мне преодолеть только путем терпения и наглядного показания полезности того или другого учреждения в селе Сотниковском. Не могу сказать, что у меня был опыт или особое умение строить общественное дело. Было только сознание силы, убежденность в полезности предлагаемого учреждения и твердая надежда на помощь Божию. Всякое дело в приходе я начинал обязательно молитвой. Все мы знаем, что в текущую войну одни добросовестно работают на пользу Родине, а другие, только прикрываясь патриотизмом, работали и работают на пользе не Родине, а – своему карману. Я имею в виду торговцев, в том числе нашего села. Впрочем, грабеж жителей нашими торговцами сопровождался умилительно ласковыми словами: «…Только для Вас, мой голубчик, а для другого эта вещь стоит дороже!» Покупатель и платил в три дорога. Но как бы ни были ласковы торговцы, а приходилось обывателю чувствовать их тяжелую руку еще в первый год войны. Вот в то время и возникла у меня мысль открыть в селе Потребительскую лавку.

Собственно мысль об открытии в селе Сотниковском Потребительской лавки была и раньше, но растущая дороговизна потребовала скорейшего ее осуществления. И вот как я это сделал. Мною устраивались в 5-м земском училище беседы о войне. Однажды, прочитав статейку из газеты «Русское Слово» о сокрытии торговцами продуктов первой необходимости, я, осторожно подойдя к намеченной мной цели, сказал в заключение:
- А, что, прихожане мои, если и у нас в селе случится подобное, или торговцы будут брать с нас в 5 раз дороже, чем теперь, во что будем одеваться, с чем будем чай пить?

Некоторые выразили сомнение:
- У нас этого никогда не будет!
А другие ответили:
- Придется самим торговать…

За последнюю мысль я и ухватился и начал объяснять, как можно устроить собственную торговлю, и какая польза от нее населению. Были и несогласные с моим предложением, но были и сочувственно отнесшиеся. Последних лиц я пригласил к себе в дом и более подробно ознакомил их с открытием Потребительской лавки. В соседних селах такие лавки уже были, и я ознакомил собравшихся с годовыми отчетами этих лавок. В заключение беседы я попросил гостей поддержать мою идею и поговорить с крестьянами. Через три-четыре дня зашевелились в селе. Всякий житель новое предприятие обсуждал по-своему. Были и нелепые разговоры, как например:
- Лавку для себя и попов открывает Батюшка, а нам, мужикам, от нее пользы не будет, и мы никогда в нее не запишемся!

Меня подобные разговоры не смущали. В скором времени ко мне присоединились интеллигентные люди села: земский врач господин Приселков, страховой агент господин Юрин, затем священник села Спасского о. Сиротинский и диакон, ныне священник села Правокумского, о. Панин. Мы запаслись на свои средства литературой из местного сельского Общества потребителей. Напечатали устав Общества, отправили на утверждение г-ну Ставропольскому Губернатору Б. М. Янушевичу, конечно, за своими подписями, как учредители. Устав наш был утвержден и дано разрешение на открытие лавки Общества Потребителей в селе Сотниковском. Нас было мало, пять человек. Решили вербовать людей в Общество. Выступали на общих сходах, на собраниях Кредитного товарищества, но везде нас преследовала неудача. Крестьяне слушали нас со вниманием и соглашались:
- Да, дело доброе!

Но как только речь заходила о вступительном взносе в 1 рубль и паевом взносе в 10 рублей, так слушатели расходились. По моему предложению, которое было принято учредителями, решили крестьян пока не трогать, а пригласить в члены Общества имеющуюся в селе интеллигенцию и поскорее открыть торговлю, дабы на деле показать населению пользу от потребительской лавки. Но каково же было наше удивление, когда сельская интеллигенция решительно отказалась присоединяться к нам. А если кто и согласился, то раз 50 приходилось ходить к нему с просьбой внести пай. В конце концов, дошло до того, что фамилии неплательщиков нами вычеркивались из списка. Итак, дело не пошло на лад. А местные торговцы, что называется, из кожи лезли вон, отговаривая мужиков:
- Дело пропащее! Погибнут Ваши денежки!

Торговцы намеренно отожествляли Потребительскую лавку с Кредитным Товариществом, дела которого в то время шли незавидно. И как услышит мужичок, что Потребительская лавка все равно, что Кредитное Товарищество, так и отмахивается:
- Ни за что не запишусь!

Торговцы ликовали. И все же собралось 14 человек членов, кроме учредителей. С маленьким капиталом в 180 рублей начали торговать. И теперь это маленькое дело разрослось в обширное и хорошо организованное предприятие. Население, осознав пользу от лавки, благодарит учредителей.

- В нашем селе явилась необходимость открыть сельское Попечительство о раненых воинах и их семьях. Собственно инициатива в сем деле, вероятно по предписанию Начальства, принадлежит Волостному правлению. На состоявшемся в августе 1914 года собрании меня избрали председателем Попечительства. Все силы я направил на сбор средств и как можно больше, так как текущая война с бесчеловечными в ней приемами врага – удушливыми газами, разрывными пулями, истязаниями пленных, - обещала наградить села многими инвалидами. С разрешения земского начальника г-на Олехновича был произведен сбор по селу. Сбор дал 360 мер пшеницы и деньги, которых с членскими взносами оказалось 120 рублей.

Через неделю к Попечительству потянулись вереницы солдаток за материальной помощью. Одни, действительно, нуждались, а другие потому шли осаждать Председателя, что их соседке уже что-то дали. В то время казенного пайка еще не было. Помощь мы оказывали только нуждающимся семьям. Из членов Попечительства избрали комиссию, которая занималась обследованием хозяйственного положения солдаток, составляла анкеты.

На собрании Попечительства члены комиссии докладывали, в чем нуждалась семья. Если нужна была обувь, давали обувь; одежда – одежду; если хлеб – давали хлеб. Избегали давать деньги, чтобы отучить солдаток от франтовства, которое за ними замечалось с уходом мужей на войну. Помощь оказали 37-ми семьям. Благодаря такой распорядительности Попечительства, теперь у него составился капитал, которым можно оказать приличную помощь инвалидам.

- 2 сентября 1914 года я открыл в своем приходе Попечительский Совет о больных и раненых воинах. Советом собрано 217 пудов пшеницы, 8 подушек, 6 кальсон, 7 рубашек, 175 носовых платков, 64 аршина холста, 5 пар шерстяных чулок. Пшеницу продали за 189 рублей 85 копеек. Деньги эти и вещи отправили в Губернский земский комитет в город Ставрополь. За это мне и членам нашего Совета была выражена Губернским комитетом Благодарность за № 155 от 18 сентября 1914 года.

В июне 1915 года мы собрали 176 мер пшеницы, продали ее, а на вырученные деньги жены членов Совета пошили 72 пары белья. Белье отправили в Гродненский 3-й сводный полевой госпиталь. Начальство госпиталя 3 июля 1915 года за № 1226 прислало нам отношение, в котором выразило благодарность членам приходского Попечительского Совета.

В нашем Совете никаких недоразумений не было. Все работали дружно, прихожане жертвовали охотно.

- Когда жители губерний, прилегающих к театру военных действий, напуганные зверствами германцев, начали бежать в глубь России, явилась необходимость организовать в селе Сотниковском Комитет помощи беженцам. И в этом общественном деле я принял активное участие. По просьбе земского начальника г-на Иоселиани и просьбам крестьян, я согласился принять в Комитете председательство. К беженцам в нашем селе относились весьма несочувственно. Объясняется это тем, что в городе Святой Крест беженцы решительно отказались работать. Поэтому крестьяне, видевшие в каждом беженце работника, отказались их принимать. На мне лежала обязанность развеять у крестьян села Сотниковского создавшееся убеждение о беженцах и поднять вопрос о средствах к их обеспечению. Действовать я начал быстро и решительно. В августе 1915 года, с разрешения земского начальника г-на Иоселиани, я обратился к сходу граждан с речью. Тысячная толпа в присутствии местной интеллигенции слушала меня со вниманием. В своей речи я провел мысль: беженцы, вследствие диких приемов войны со стороны врага, остались голодными, босыми, потерявшими своих детей, жен, мужей, имущество. Они бредут к нам не работать, а просить угла, приюта «Ради Христа». Наш христианский долг – принять их. Получасовая речь моя произвела сильное впечатление на крестьян. Когда я речь окончил, старшина села Петров, со слезами на глазах, спросил у схода:
- Примем ли мы беженцев? Окажем ли мы им помощь?

В ответ раздались громкие и единодушные возгласы:
- Поможем! Обязательно поможем!

Обрадованный таким решением схода, я внес три предложения, какими способами мы можем помочь беженцам: Распределить беженцев по одному человеку на надел земли, начиная с богатых домохозяев; Пустующие в селе 100 домов представить беженцам и обеспечить их продовольствием в натуре или деньгами, по подворному обложению хозяев; Распределить беженцев по домам по желанию хозяев, предоставив им стол, одежду, отопление и освещение. Сход принял мое первое предложение. Составили протокол. Но скрепить его подписями крестьян не удалось, так как нашелся человек, якобы «знающий законы», который расстроил это дело, заявив: «…Уважаемые! Крестьяне не имеют права делать такое постановление! Оно незаконно!» Сход закрылся, люди разошлись по домам. Народ заговорил, Бог знает что. Многоземельные крестьяне высказывались против меня:
- Ну и Батюшка, ну и хитрец! Обделать нас хотел!

Пришлось снова начинать дело. Собрали сход, помитинговали, в результате чего приняли третий пункт моего предложения. На другой день из членов комитета избрали комиссию в составе 8-ми человек, по два человека на порядок села. Комиссия работала 5 дней, обошла все дворы, все семьи. В результате оказалось, что село Сотниковское может принять и разместить беженцев 1500 человек. Доложив об этом Благодарненскому уездному Комитету, я получил уведомление, что беженцы будут прибывать из города Святой Крест партиями по 100-200 человек. В виду того, что село наше является трактовым, и через него будут направляться партии беженцев в села Спасское, Бурлацкое, Благодарное и другие, предложено нам в селе Сотниковском устроить питательный пункт. Для этой цели провели в селе сбор, который дал 100 мер пшеницы, 40 печеных хлебов, много арбузов, верхней и нижней одежды, 2 рубля 30 копеек денег. Чай и закуску для беженцев решили устроить на общественной площади села, если погода будет благоприятная. А в случае ненастья, зажиточные крестьяне изъявили желание обогреть и приютить беженцев на время в своих домах. 25 августа из города Святой Крест получена телеграмма: «Идут беженцы, встречайте». До вечера прождали беженцев у Волостного правления. Их не было. Пришла вторая телеграмма: «Отправка отменена». И с тех пор, по счастливой или несчастной случайности, беженцы в наше село не прибывали.

Комитет просуществовал 6 месяцев и ликвидировал свои дела. Пшеницу передали местному сельскому Попечительству, одежду и другие вещи продали, вырученные деньги – 29 рублей 3 копейки отправили в Ставропольский Губернский Комитет Великой Княгини Татьяны Николаевны…

В заключение своей статьи священник Александр Цветиков писал: «…Хотя мне и пришлось пережить много неприятностей при участии в общественных делах, но это не удерживает меня от дальнейшей работы на пользу Родины. В этом году, на время полевых работ, предполагаю устроить «Ясли» для детей». [28]