Пресвитер Дмитрий Песков

Владимир Пузиков
Песков Дмитрий Яковлевич родился в 1870 году в селе Сотниковском. Его предки выходцы из Тамбовской губернии. Женился Дмитрий 28 октября 1888 года на Вышняковой Марии Ивановне. Как и все местные крестьяне, они много трудились, воспитывали детей, почитали старших, хранили традиции и обычаи своих предков.

До революции 1917 года и в советское время Песков занимался хлебопашеством, имел в собственности 120 гектаров земли, хутор в балке Крутой, набор сельскохозяйственных орудий и инвентаря, разводил скот. Был у него наемный работник, но стал зятем, женился на одной из его дочерей. Песковы проживали в собственном доме с надворными постройками и большим приусадебным участком. Дмитрий Песков был грамотным, разбирался в церковных книгах, Библии и Евангелии. При организации религиозной общины Духовных Христиан Старого Израиля единоверцы избрали его своим пресвитером.

В начале 30-х годов прошлого века на территории Сотниковского сельского совета активно проводилась сплошная коллективизация. В 1932 году были организованы колхозы «Сельмаш», имени Тучина, «Красный Восток», «Пролетарская революция». Единоличника Д. Я. Пескова в 1933 году раскулачили, конфисковали все движимое и недвижимое имущество, которое передали в сельхозартель «Пролетарская революция».

По решению местных советских органов Д. Я. Песков, вместе с сыном Тимофеем от первой жены, второй женой Акулиной Евдокимовной и младшим сыном Василием были сосланы на поселение в село Кисту (Манычское) Дивенской спецзоны. Три его замужние дочки остались в селе Сотниковском.

Как известно, в начале 30-х годов на территории Северо-Кавказского края органы ОГПУ создали зоны для размещения граждан, выселяемых в ходе коллективизации из станиц, сел и хуторов Дона, Кубани и Ставрополья. В Дивненскую спецзону вошло 11 населенных пунктов, в том числе села: Дивное, Киста, Киевка, Малая Джалга, Новая Киста, Маки, Дербетовка. В закрытую зону доставили ссыльных граждан, лишив их паспортов, права выезда, обязав регулярно отмечаться в комендатуре.

23 августа 1937 года Д. Я. Песков был арестован органами НКВД, обвинен в проведении контрреволюционной подрывной работы в колхозе, в антисоветской агитации среди колхозников, направленной на развал колхоза. 8 декабря 1937 года он был расстрелян по приговору Тройки при УНКВД СССР по Орджоникидзевскому краю. Реабилитирован 24 апреля 1965 года.

Примерно так же судьба сложилась и у священника Николая Розанова, который ушел в обновленческий раскол в 1922 году, в 1935 году репрессирован органами НКВД, в 1937 году расстрелян.

Сын Дмитрия Яковлевича – Песков Василий Дмитриевич, 1928 года рождения, оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без отца, признан подвергшимся репрессии и реабилитирован. Справка о реабилитации ему выдана Прокуратурой Ставропольского края 10 февраля 2003 года за № 13-53-92. К тому времени в действие вступили: Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года и определение Конституционного Суда РФ № 103-О от 18 апреля 2000 года.

Органы НКВД подвергли репрессиям соседа Дмитрия Яковлевича – Пескова Алексея Ефимовича, бывшего делегата 1-го Благодарненского уездного съезда Советов, садовода колхоза. Его арестовали 23 августа 1937 года, обвинили во вредительстве и контрреволюционной деятельности. Тройка Управления НКВД вынесла суровый приговор – 10 лет лагерей.

9 ноября 1937 года был арестован его сын Песков Михаил Алексеевич, 1907 г. р., тракторист МТС. Он обвинялся по той же 58 статье, приговорен к 10 годам лагерей, был узником Сотниковского и Ставропольского ДПЗ, Благодарненской, Ставропольской и Саратовской тюрем, отбывал каторжные работы в четырех лагерях, в том числе в Ухта-Печорском лагере на строительстве более чем 1000 километровой железной дороги Котлас-Воркута.

Рабский труд и бесчеловечные бытовые условия не сломили волю нашего земляка, только мужество и стойкость позволили ему преодолеть все невзгоды и вернуться домой к родным через 10 лет.

Розанов Николай Федорович прослужил в Николаевской церкви села Сотниковского 3 года, в сентябре 1908 года назначен уездным противосектантским миссионером.

В СЕВ № 40 от 4 октября 1908 года объявлена священническая вакансия в Николаевской церкви села Сотниковского: «…В приходе 458 дворов, населения 3024 души обоего пола, причт 2-х членный. Квартира предоставляется священнику общественная. Церковной земли нет. В приходе действуют: одноклассная церковная школа и Министерское училище».

За свою усердную, полезную пастырскую службу и миссионерскую деятельность священник Николай Розанов награжден бархатной фиолетовой скуфьею, камилавкой, 14 июня 1917 года наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым.

В 1919 году он возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви в городе Екатеринодаре и Кубанским Епархиальным противосектантским миссионером. С 1920 года служил в Москве в Петропавловской церкви у Преображенской заставы, в 1921 году за антисоветскую агитацию задерживался и содержался под стражей 55 суток. В 1922 году он ушел в обновленческий раскол, служил в церкви города Краснодара, с 14 сентября 1924 года состоял настоятелем Крестовоздвиженской церкви. В сентябре 1923 года органы ГПУ его вновь арестовали за антисоветскую агитацию.

С 1 по 10 октября 1925 года протоиерей Николай Розанов участвовал в 3-м Всероссийском Поместном Соборе православных церквей на территории СССР. Собор, проходивший в Москве в Храме Христа Спасителя под председательством «Митрополита» Ленинградского Вениамина, заслушал доклады: «О современном положении в православии», «О деятельности Синода», «О Высшем Церковном Управлении». На заседании Собора было принято ряд резолюций и воззвание к верующему населению.

В 1927 году Николай Розанов был рукоположен в Епископа. C этого времени он возглавлял обновленческие кафедры в Хабаровской, Севастопольской и Пензенской Епархиях, входил в состав миссионерского Совета при обновленческом Синоде.

26 апреля 1935 года органы НКВД арестовали Николая Розанова и осудили на три года исправительно-трудовых лагерей с формулировкой «за участие в контрреволюционной организации». Срок наказания он отбывал на Соловецких островах, 9 октября 1937 года постановлением особого совещания УНКВД по Ленинградской области приговорен к расстрелу. Приговор в исполнение приведен 3 ноября 1937 года в урочище Сандармох Карелии. В Сандармохе в годы массового политического террора в СССР было казнено более 5-ти тысяч советских заключенных, приговоренных к высшей мере наказания. Здесь было расстреляно более 1100 узников Соловецкой тюрьмы особого назначения, в их числе: Епископ Николай (Розанов Николай Федорович) и Архиепископ Петр (Руднев). [30] [33]