098 Пещера Ласко Версаль пещерной живописи Франция

Виорэль Ломов
К сожалению, новые материалы размещаю без фотографий, не могу пока читать тексты и отвечать на ваши отзывы и давать свои.


Раздел 7. Олимп и Парнас — под землей?

Подземный мир — это загадочный источник творческого вдохновения поэтов, писателей, художников, композиторов? Или же он — всего лишь порождение человеческой фантазии и непокорного духа?

098 Пещера Ласко — «Версаль пещерной живописи» (Франция)

Пещера Ласко (Ляско) — комплекс подземных галерей, содержащих свыше 2000 наскальных рисунков, датируемых XVIII—XV тысячелетиями до н.э. (Предполагают, что их может быть 6000). Находится в историческом районе Франции Перигоре, на территории коммуны Монтиньяк в департаменте Дордонь около деревни Ласко. Залегает в известняковом холме на плато Перигор, на левом берегу реки Везер. Исторический памятник Франции (1940). Внесена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (1979).

В долине реки Везер обнаружено множество стоянок первобытных людей. 20 тыс. лет назад здесь распространилась солютрейская культура (название от общины из Солютре-Пуйи), для которой было характерно изготовление с большим мастерством кремнёвых наконечников копий и дротиков в форме лаврового или ивового листа, игл с ушками и т.п. Солютрейцы оставили великолепную наскальную живопись, лучшие образцы которой сохранились в пещерах Южной Франции.

Многие искусствоведы, впервые увидев в Ласко наскальные рисунки, испытали культурный шок. Поначалу решив, что это мистификация, потом признали, что «приемы, которые были на вооружении у древних художников, импрессионисты начали использовать в своем творчестве только в XIX веке». Испанский художник П. Пикассо, побывав в Ласко, лишь произнес: «За 17 тысяч лет мы ничего нового не изобрели». А польский поэт и эссеист З. Херберт так описал одну из живописных сцен: «Композиция, отмеченная ни с чем не сравнимой экспрессией, рядом с которой вся неистовость современных художников выглядит просто ребячеством, представляет двух смолисто-черных бизонов, повернутых друг к другу крупами. У левого шкура на спине словно бы содрана и обнажено мясо. Поднятые головы, вздыбленная шерсть, поднятые в беге копыта. Изображение, исполненное темной, слепой, взрывчатой мощи. Даже сцены тавромахии у Гойи кажутся слабым отзвуком этой неистовой ярости».

В переводе с окситанского языка название пещеры означает «каменистое место». Фамилию Ласко носил дворянский род, владевший здешними землями в начале XV в. В 1940 г. четверо подростков из городка Монтиньяк — М. Равид, Ж. Марсаль (он до своей кончины в 1989 г. оставался главным хранителем пещеры), Ж. Анье и С. Конкас наткнулись на дыру в холме, образованную поваленной сосной. Друзья проникли вовнутрь и при свете спичек разглядели на стенах рисунки. Они сообщили об этом своему учителю Л. Лавалю, который пригласил осмотреть пещеру аббата А. Брёйля, специалиста по палеолиту и истории первобытного искусства. Несколько месяцев Брёйль изучал изображения, но потом был вынужден прервать свои занятия и эмигрировать, т.к. в ходе Второй мировой войны Франция оказалась оккупированной Германией. Вернувшись в 1949 г. во Францию, аббат продолжил раскопки в Ласко и обнаружил новые рисунки. Он первым установил их подлинность, описал и изучил их. Искусствоведы любят цитировать высказывание ученого: «Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль». По просьбе А. Брёйля, с 1952 по 1963 г. раскопками в пещере занимался французский археолог А. Глори. Глори сделал главные открытия. Несколько лет он вынужден был работать ночами, т.к. днем пещера принимала туристов. Всего археолог извлек из грунта 403 каменных и 28 костяных орудий (острия дротиков, резцы, скребки, светильники), 10 украшений из просверленных раковин, 113 фрагментов растительного происхождения, угольки и остатки красителей, а на стенах и сводах обнаружил 1433 наскальных изображения.

Что же представляет собой пещера? Объем ее составляет 1778 куб. м,, средняя температура в ней +13 °С. Ласко находится под мраморным панцирем, препятствующим попаданию в нее влаги. Это предохраняет стены полости от образования кальцитовых отложений, что и явилось главной причиной сохранности рисунков в течение тысячелетий. Современный вход в пещеру соответствует доисторическому, в нем только появились 3 тамбура и бронзовая дверь. Протяженность всех галерей 250 м. Подземелье состоит из нескольких залов и узких ходов. Первый от входа, в котором находятся самые впечатляющие изображения, Брёйль назвал ротондой — «Залом быков». Этот грот с белыми стенами длиной 17, шириной 6 и высотой 7 м — наиболее богатый на рисунки. Тут находится самое крупное изображение пятиметрового быка. Шесть точек над его головой некоторые исследователи трактуют как звездное скопление Плеяд в созвездии Тельца. Следующим за ротондой помещениям аббат дал имена: «Пассаж», «Апсида», «Неф», «Колодец» («Шахта»), «Осевой проход», «Кошачий лаз».

Наскальные рисунки «с потрясающей реалистичностью» изображают быков, черных коров, бизонов, лошадей Пржевальского, баранов, львов, оленей, медведей, носорога. Есть еще загадочный единорог, человек с птичьей головой, не поддающиеся расшифровке символы, «гербы», знаки, палочки, прямоугольники и точки, давшие богатую пищу для научных и околонаучных толкований. Многие рисунки связаны в сцены бегущих стад и охоты. Исследователи склоняются к тому, что люди в пещере не жили, а использовали ее в ритуальных и церемониальных целях, а также как картинную галерею.

Экспертиза красящих веществ показала, что это были окись марганца, дающая черный цвет, и окись железа, красящая в желтые, красные и оранжевые цвета. Оксиды использовались в чистом виде без добавления минеральных примесей и без тепловой обработки. Этот вывод, правда, противоречит мнению некоторых художников, считающих, что широко применялась также охра, а минералы измельчались и смешивались с водой или с животным жиром. Краска с водой наносилась распылением через трубочку и кистью. Гравировка заключалась в вырезании острым камнем контура рисунка и заполнении его краской. Древние живописцы использовали в своем творчестве растушёвку, перспективу, полихромию, искаженное изображение, учитывающее рельеф поверхности и колеблющийся свет светильников.

Огромный наплыв туристов нарушил в 1960-е гг. микроклимат в пещере, вследствие чего на стенах появилась черная, зеленая и белая плесень, угрожавшая уничтожить рисунки. Дело в том, что выдыхаемый людьми углекислый газ смешивался с водяными парами и порождал эти грибки, которые разрушали природную прозрачную корочку кальцитовых  отложений, покрывавших рисунки наподобие лака.

Власти закрыли пещеру в 1963 г., установили систему поддержания микроклимата, позднее модернизировали ее. Но и сегодня периодически образуется плесень, которую удаляют два раза в месяц.

После того, как команда специалистов произвела замеры Зала быков и Осевого прохода, скопировала и сфотографировала находящиеся в них рисунки, в 1983 г. была построена бетонная имитация этой части древней пещеры — Ласко 2. Воспроизведя наскальные изображения, объект открыли для посещения. Что же касается природной пещеры, в обозримом будущем она останется недоступной для экскурсионных туров.

«При том, что копии … абсолютно идентичны оригиналу, восприятие совершенно иное и не в лучшую сторону». (Я. Шер) Специалисты уверены, что «через первые 10 лет без людей — Ласко 2 начнёт обваливаться. В то же время оригинальная пещера Ласко сохранится и не изменится в течение тысяч и возможно миллионов лет».