Куда катится Родина?

Александр Турчин
Вы только гляньте, какое направление избрал себе правительственный журнал «Родина».

Я хотел отправить отклик на электронную почту журнала. Не получилось. Интернет сообщил, что почтовый ящик переполнен. Наверное, он просто ломится от посланий таких же возмущённых читателей, как и я.

В статье с подзаголовком «Чувство страха полезно для поэтов и революционеров» доктор философских наук Семён Экштут цитирует «форменный донос на 25-летнего Александра Сергеевича» генерал-майора Ивана Никитича Скобелева: «Не лучше ли бы было оному Пушкину, который изрядные дарования свои употребил в явное зло, запретить издавать развратные стихотворения?.. Я не имею у себя стихов сказанного вертопраха, которые повсюду ходят под именем: Мысль о свободе. Но, судя по выражениям, ко мне дошедшим (также повсюду читающимся), они должны быть весьма дерзки… Если б сочинитель вредных пасквилей (Пушкин – прим. ред) немедленно, в награду лишился нескольких клочков шкуры – было бы лучше. На что снисхождение к человеку, над коим общий глас благомыслящих граждан делает строгий приговор?»

Затем, процитировав донос, автор статьи сообщает, каким замечательным человеком и гражданином являлся этот самый военный генерал-полицмейстер Скобелев. Он «вовсе не был кровожадным извергом или изощрённым садистом», он умел «говорить с русским солдатом на понятном тому языке».

«Иван Никитич Скобелев, сын отставного сержанта-однодворца, – рассказывает Семён Экштут, – рано остался сиротой и в возрасте 14 лет не по рекрутскому набору, а по собственной охоте начал воинскую службу рядовым солдатом… Он принял участие почти во всех войнах, которые вела Российская империя… Многократно отличался беззаветной храбростью. Проливал кровь на полях сражений». – Вот, читатель, пример для подражания, вот как надобно жить! Как Скобелев, а не как Пушкин.
Через всю статью автор проводит противопоставление Скобелева Пушкину, человеку легкомысленному, человеку, соблазняющему людей развратными стихотворениями о политической свободе. Кондовый ретроград генерал-полицмейстер у него – заслуживающая внимания антитеза всем вообще передовым образованным людям, всем если не революционным, то оппозиционным кругам.

С. Экштут буквально скорбит о том, что к началу ХХ века «книжные знания образованных людей никак не корректировались» уже властями предержащими, поэтому мало кто из этих людей думал о последствиях своеволия (это стремление к свободе он называет своеволием!). А последствия, по нему, оказались никем не предвиденными – «русская смута 1917 года», которая и случилось-то, оказывается, только потому, что к этому времени «выросло несколько непоротых поколений, у которых не было ни страха перед властью, ни уважения к её верховному носителю». Ну, прямо по Высоцкому:


Падайте лицами вниз, вниз!
Вам это право дано:
Пред королём падайте ниц,
В слякоть и грязь – всё равно!


И кто же учит этой средневековой морали? Философ! Я специально заглянул в толковый словарь: философ – профессиональный мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения. И не стыдно же современному мыслителю разрабатывать эту патриархальщину для народа…


2021