Лоцман ушёл и никогда больше не вернётся

Эдуард Волков
Полное название:<<Лоцман ушёл и никогда больше не вернётся(Поминальное слово о Хвостике>>.

I.
Лоцман – это котик Хвостик.

“Хвостик” – имя собственное моего котика, а не имя собирательное для котиков и собачек…Когда я его подобрал малышом со двора, то у него был прищемлен кончик хвостика, вот я его так -  не долго думая -   и назвал.

Хвостик меня очаровал своим окрасом – весь черный, а кончики четырёх лапок – белые, а на груди под шеей как бы белая салфеточка.

(К слову, точно также меня очаровал 7 месяцев тому назад белый котёночек с разноцветными глазками, Юленька, и я не удержался и взял её в нашу семью).

А “лоцманом” его я величаю потому, что в течение последних 3-х лет (2020-2022 гг.) он прокладывал нашей стае во главе со мной курс в лесу во время наших прогулок.

(Ради справедливости, напомню, что первым лоцманом для наших гуляний с собаками лет десять тому назад была дворовая кошечка Пантерка, но продолжалось, это, увы, недолго, несколько месяцев. Пантерке посвящен текст “Реквием по Пантерке”. А лет 7 тому назад эту функцию, тоже недолго, исполняла другая кошечка – Маруся).

Конечно, мои собачки двигались бы по маршруту и без помощи Хвостика, но тем не менее, именно он бежал впереди и показывал путь.

Временами Хвостик   сбегал, точнее ускакивал с курса то направо, то налево, удовлетворяя свой исследовательский интерес. Исчезал на время из нашего поля зрения. Потом неизменно появлялся впереди нашей стаи и с нескрываемым чувством превосходства и некоторого снисхождения поджидал нас: “что же Вы такие медлительные», — говорил весь его внешний вид.

В тот период я в трёх местах кормил полулесных кошечек. Они в основном обитали в районе мусорки, но порой уходили в лес на охоту, а также не брезговали и моими угощениями.

В зависимости от настроения Хвостик в редких случаях их не трогал, но чаще всего начинал их гонять.

Я, понятно, его ругал за это, но Хвостик был неисправим и непреклонен – по его твёрдому убеждению, он, и только он должен был владычествовать в этих местах среди кошек.

Нагулявшись, Хвостик чаще всего вместе с нами возвращался домой. Но иной раз оставался на ночь в лесу и утром неожиданно выскакивал из травы или кустарника то в одном месте, то в другом во время прогулки нашей стаи.

Случалось и такое, что он пропадал на сутки или даже на две. Понятно, что всё это время я места себе не находил, поздним вечером, перед тем как лечь спать, выходил из дома с надеждой, что Хвостик поджидает меня недалеко от входа.

И, действительно, подчас он ждал, увидев меня, неторопливо поднимался и с достоинством шёл ко мне. Я радостно поднимал его, прижимал к груди, а он тёрся своим личиком о мою щеку и тихо урчал.

Однако это случалось редко. Чаще всего у входа никого не было, и я раздосадованный возвращался домой, про себя поругивая его всякими нехорошими словами.

Но достаточное было его увидеть ранним утром, как беспокойство вперемешку со злостью моментально улетучивались, и я с радостью приветствовал его: “Где же ты пропадал, такой-сякой Хвостик, папочка места себе не находил, пока ты, такой-сякой, всю ночь гулял”.

Уставший, он, как правило, после ночных гуляний возвращался домой.
Но его ночные гульки в конце концов привели к тому, что он позапрошлой поздней осенью простудился, начал чихать, потекли сопелки. Я его вылечил от этой напасти, но в прошлую осень всё повторилось заново. 

Поэтому, избавив его от сопелек и чиханий, в эту зиму я никуда его не выпускал, как и в эту весну, всё ждал, когда потеплеет не только днём, но и ночью.

Но Хвостик, не зная о моих намерениях, почти каждое утро выбегал вместе с моими собаки в прихожую, ожидая прогулки. Я неизменно брал его на руки, приоткрывал дверь в комнату и закидывал его на стол, рядом с дверью. Несмотря на это, Хвостик настойчиво практически каждое утро повторял раз за разом свою попытку.
“Подожди еще немного, Хвостик, еще чуть-чуть, скоро пойдёшь гулять”, - увещевал я его. Однако я – ошибся, фатально, Хвостику не суждено было погулять на свободе и на просторе в этом году. И никогда больше. По моей вине. Я перестраховался. Предполагал, что делаю это на пользу Хвостику, оказалось, ему в ущерб.


II.
Как на духу говорю Вам, я не знаю и не понимаю, почему Хвостику стало плохо вечером 5-го мая, а рано утром 6 мая он умер, и я так и не успел отвезти его в ветклинику.

Ничто не предвещало такого трагического поворота событий.

Его смерть оказалось для меня шоковой, немыслимой,  столь же ошеломляющий, как информация о том, что в приюте “Живи” 12 февраля 2020 г. погиб Ян, или как смерть 2 февраля с. г. моей красавицы Роксаны через час после того, как я привёз её от ветврача Сергея Задорина, а последний меня обнадёжил , что с нею будет всё в порядке.

Хвостик был последним в виртуальном Списке моих кошек, о ком я мог подумать, что они могут заболеть и скоротечно умереть.

Двум моим кошкам – солидному джентльмену Принцу и капризной даме Багире по десять лет и у них – тьфу, тьфу, - всё в порядке.

Хвостику же шёл всего пятый год и в моём прайде кошек он был самым активным, энергичным, боевым.

Представить, что вот так запросто он может уйти в течение полдня для меня равносильно тому, как если бы Земля свалилась бы на Луну. Не Луна на Землю. А Земля, вопреки закону тяготения, на Луну.

Стоило мне направиться к холодильнику, как первым у моих ног оказывался Хвостик и начинал старательно протирать мои шаровары. При этом он никогда не впивался своими коготками в мою ногу, как делали в этот момент некоторые другие котики.

Только я усаживался за стол позавтракать или пообедать, как тут же   передо мной на столе вырисовывался Хвостик (не один, а в компании четверых-пятерых таких же сверх воспитанных, но избалованных детишек. Но впереди всех). Нет, нет, он не лез нахально к моему рту, а на некотором расстоянии ожидал, когда я соблаговолю обратить на него внимание и на то, что ему тоже нравится то, что я ем.

Спать Хвостик любил у меня на подушке рядом с моей головой. При этом он ложился не на бочок, а на животик и подогнув под себя лапки, занимал с края только краешек подушки, скромно расположившись на ней только половиной своего тельца, а вторая половина оставалась на простыне.

При этом он не любил, чтобы я гладил его голову, чесал за его ушками. Он всегда с достоинством отстранялся от моей руки.

К сожалению для него, были еще два любителя поспать на моей подушке рядом с моей головой – Алиса и Марго. А недавно к ним прибавилась еще и Юленька. Поэтому мне иногда приходилось регулировать хобби моего Хвостика, перенося его на другое место, и освобождая место на подушке или для пожилой Алисы, или для юной Юленьки.

Марго же(это -  мальчик, когда он был котёнком  я думал, что он – девочка и так его назвал, а он оказался мальчиком, который привык к своему девичьему имени) в последнее время я не подпускаю к подушке, ибо он имеет привычку обнимать мою шею своими лапками и, как это не трогательно, я вынужден  отстранять его лапки, а потом и его самого, ибо он время от времени  выпускает свои коготки и вполне может произойти, что  ненароком он случайно вопьётся  своим коготком мне в  сонную артерию.

Я люблю всех своих четвероногих детишек, но только с некоторыми из них у меня установился душевный контакт. И самый сильный был именно с Хвостиком. Поэтому столь сильны мои переживания.


III.
5 мая с утра Хвостик себя вёл, как всегда. Ничто не предвещало беды.

Вообще-то в последние полтора месяца я главным образом возился с Алисой, пожилой дамой. Как-то она вернулась с трёхсуточной гулянки (её единственную я зимой периодически выпускал погулять, ибо она надолго и далеко не убегала от дома, а этот случай был исключением) исхудавшей и с рванной раной на правом переднем бедре. К счастью, дома была и антибактериальная присыпка, и перекись водорода и антибиотик и относительно быстро рану мы вылечили.

А со здоровьем Хвостика не было никаких проблем вплоть до последнего дня.

Правда, он не любил сухой корм, поэтому приходилось его, а также котёнка Юленьку и травмированную Алису дополнительно подкармливать из пакетиков. И 5-го утром Хвостик с аппетитом, как и обычно, поел корм из пакетика.

Вернувшись с пресс-конференции и с рынка, я покормил своих кошек. Кормлю их я в нескольких, недоступных для собак местах – на шкафу, на этажерке, на полке, на двух столах. Не помню, в каком месте в этот  раз ел Хвостик( обычно он трапезничал на компьютерном столике), и ел ли он вообще. Я сильно устал, придя с рынка, поэтому дав еды кошкам я уселся за комп и следил только за тем, чтобы собаки не пытались слямзить кошачьи корм со стола. Специалистами в этом деле были и Яник, и Каштанка, и Барбуля.

Где-то после 19 часов я решил поужинать, а перед этим дать своим кошкам по кусочку колбаски. Обычно, я только подходил к холодильнику, как Хвостик оказывался первым перед его дверью. На этот раз его не было.

Когда я начал раздавать кусочки колбаски я с удивлением обнаружил, что на компьютерном столике, куда обычно запрыгивал Хвостик, его опять-таки тоже нет.

Я огляделся и увидел его лежащим на боку у ножки дальнего стола. Никогда ранее там он не находился. Я подошёл к нему с кусочком колбасы и со словами: “Хвостик, посмотри, что я принёс”, - протянул колбаску к его личику. Хвостик дернулся, чуть приподнялся, и с негромким вскриком-плачем упал на прежнее место. Потом еще раз сделал попытку приподняться, открыл с трудом и с всхлипом ротик, раз, другой, словно ему не хватало воздуха и опять свалился набок. Я дотронулся до его тельца и с ужасом и одновременно со страхом отвёл руку – тельце было холодным и как будто одеревеневшим, словно Хвостика парализовало.

Чувства чувствами, но надо было действовать. Я осторожно перенёс Хвостика на диван и стал аккуратно массировать его тельце. Минуту, другую. Тельце стало размякать. Потом я кинулся к комоду и стал лихорадочно искать хоть какие подходящие для данного случая ампулы для инъекций. Увы, увы, одни были сильно просрочены, а из тех, которые можно было использовать, оставались только витамины В1 и В12 . Принесут они пользу или нет для данного случая, я не знал, но хуже точно не будет. Кроме того, обнаружил флакон с Раствором Хартмана.

Сделал два укола по 0,2-0,3 каждого из витаминов, а потом набрал в шприц немного раствора Хартмана и впрыснул его в ротик Хвостика.

После этого, я осторожно положил Хвостика себе на колени и стал его легонько поглаживать. Дыхание Хвостика выровнялось, стало стабильно-спокойным, тело, как мне показалось, перестало быть отчуждённо-холодным, и он заснул.

Надо было решать, что делать дальше. В “Чавдар” путь мне был заказан. В другую круглосуточную ветклинику я не решился поехать, да и состояние Хвостика не вызывало у меня больше опасения. Я решил подождать до утра, а ранним утром поехать в “Николетту”. Благо она находится по маршруту 29 троллейбуса.

Ночью Хвостик спокойно спал рядом с моей подушкой. Вернувшись с прогулки с собаками, я с радостью увидел, что Хвостик самостоятельно переместился на подоконник.

Это самостоятельное перемещение Хвостика вдохнула во мне надежду на благоприятный исход его непонятной болезни. Я решил перед поездкой в ветклинику повторить инъекции витаминов. А дальше – черт меня дернул – решил впрыснуть в его ротик раствор Хартмана вперемешку с водой.

Пишу всё, как было, без утайки и без прикрас. На этот раз процедура прошла не столько гладко, как вчера вечером, Хвостик ей противился и немного захлебнулся. И стал вести себя после этого беспокойно. Я взял его на руки, но он не успокоился, а стал усиленно освобождаться. Тогда я положил его на коврик рядом с собой. Хвостик немного полежал спокойно, потом еле слышно застонал, стал перебирать лапками и затих. Навсегда.

Лоцман ушёл и больше никогда не вернётся.

P.S. Не буду сейчас гадать, а если я утром не предпринял бы никаких процедур, довёз бы я его до ветклиники живым или нет? А если довёз бы, смогли бы там его спасти? И был ли шанс его спасти, если я его отвёз бы ночью в ветклинику? И самый главный вопрос: что всё же случилось с Хвостиком, что за хворь его поразила, или произошёл какой-то другой, неведомый мне несчастный случай в моё отсутствие?

Ответа на эти вопросы у меня нет, зато есть ответ на другой вопрос: кто виноват? Разумеется, - я и только я, что недоглядел, не был в достаточной мере внимательным, понадеялся вечером 5-го на чудо выздоровления, которое не произошло. С этой виной мне жить дальше и мучиться.До скончания моих веков.

P.P.S. Хвостика я похоронил в начале леса недалеко от могилки Роксаны по маршруту наших с ними ежедневных гуляний. 


Любимый  мой Хвостик, мой незабвенный Лоцман, я любил тебя и буду помнить и любить до конца своих дней! И сильно, очень сильно скучать по тебе. Без тебя часть моей души осиротела.

Прости меня, Хвостик, хотя я понимаю, что из-за того, что ты так рано ушёл, прощения мне нет! И я мало, совсем мало  сделал для твоего спасения.Не действовал быстро. Не повёз тебя вечером 5-го к врачу.

9-14 мая 2023 г.