Какая форма государства нужна народу для счастья?

Алексей Горшков
Никогда не поздно поразмышлять о Государстве и Народе, поскольку это сфера повседневной жизни человека, а значит — нет более актуальной темы, чем эта. Предлагаю посмотреть на наше российское государство через призму философских взглядов и суждений самых известных миру философов древней Греции. Разумеется, я не собираюсь «нагружать» уважаемых читателей текстами всех философских трактатов, а остановлюсь лишь на их основных взглядах на государство, с тем, чтобы каждый из нас, мог сравнить эти взгляды с особенностями нашего государства, в котором мы живём...Не поленитесь прочитать, - найдёте много интересного!

Сократ (469-399 гг до н.э.)  Выделял 5 форм государственного правления:
Монархия: Монарху подчиняются добровольно. Плутократия: господство богатых (*уже можно сравнивать...) Аристократия- господство меньшинства (* я бы добавил — очень богатого меньшинства). Демократия – правление всего Народа. Тирания: насильственное подчинение народа Тирану. (*Кто-то со мной не согласится, но я хорошо помню времена, когда «чуть что» - и получи 10 лет на Колыме без права переписки)

Сократ  критиковал все формы правления. * Почему? Он во всех этих формах видел главный недостаток- некомпетентность правления.Ну, это точно про наше государство! 
 Идеалом Государства, Сократ считал «Правление Аристократии»  – правление лучших и знающих, где разум и добродетель царят и направляют шаги политика (*Боже, какая розовая идиллия!)

ПЛАТОН (427-347гг. до н.э., ученик Сократа ) - имел аристократическое происхождение. (*Это должно означать, что он принадлежал к классу «самых умных и добродетельных» людей?...) В сочинении «Государство» Платон изображает идеальный государственный строй:  «Свобода должна замениться на твердый порядок, господство массы  (*то есть Народа) - на правление мудрецов, отсутствие просвещения – продуманной системой воспитания и образования. Имущественные отношения строго регулируются»  (*А что? Когда 80% народа являются «глупцами», голосуя за единственного «мудреца», то Свободу непременно заменит «порядок», (*как было в период пандемии Ковида) а отсутствие просвещения заметит ЕГЭ!)

Весьма любопытными, на мой взгляд, являются суждения Платона о «Защитниках государства» ( * он называл их воинами, стражами). Основная цель «стражников» – охранять государство от внешних и внутренних врагов. Это граждане в собственном смысле слова, которые соединяют храбрость против врагов с кротостью к согражданам. Это достигается тщательным воспитанием, образом жизни (*может именно с этой целью у нас была создана Национальная гвардия в 400 тыс. бойцов?).

Платон разработал свою систему по воспитанию граждан: гимнастика и музыка, которая должна быть подчинена человечеству. (*Вспомните, что ВВП поставил задачу, чтобы 90% населения в обязательном порядке занимались физкультурой) Вернёмся к «Стражам государства»,. Защитники государства живут в полном коммунизме – нет частной собственности, нет жен и детей, все общее. Все материальные ресурсы они получают от первого класса граждан, золота и серебра у них не должно быть. Все имущество у них должно быть отнято, дети после рождения отбираются у матерей и воспитываются государством. У граждан все интересы, радости и печали будут общими. «Уничтожение частной жизни – это лишение, но хорошо воспитанные стражи находят счастье в служении общему благу». Из стражей выделяются правители, старшие годами и обладающие наибольшими добродетелями. Они немногочисленны, им вверяется неограниченная власть в государстве.  (*Власть действительно неограниченная, но эти Правители далеко не мудрецы и не добродетельны!)
Платон считал, что ДЕМОКРАТИЯ И ТИРАНИЯ –худшие формы государственной власти: они напрочь лишены всех добродетелей. В демократии слишком легко жить, но при этой легкости происходит упадок нравов и управления. А это приводит к анархии! Произвольное равенство вырождается в худшее неравенство, т.к. должности получают случайно, по жребию, по лести толпе, по блату, по воле Правителя (*ну как же это актуально для нашего государства!). Это ведет к тирании – жесточайшему рабству. Тиран вырастает как ставленник неимущего народа, дает ему щедрые обещания. (*Боже! Платон это предвидел ещё 2350 лет тому назад!)

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).  Философ был убеждён в необходимости рабовладения, и объяснил это так: «У раба на первом месте тело (*то есть потребление), а у господина - душа. Душа должна господствовать над телом, т.к. она начало властвующее, а тело подчиняющееся. Граждане должны всецело отдаваться служению государству, поэтому должны не беспокоиться о материальном состоянии, для этого у них существовали рабы» (*Просто невозможно представить, что у 30 миллионов бедных россиян есть рабы, а посему им не стоит ни о чём беспокоится, спокойно жить и заниматься политической жизнью, то есть во всём поддерживать своего главного Господина!)

Аристотель о государстве: «Человек по природе коллективное существо и стремиться к совместному жительству, Государство есть совершенная форма такого общежития. Цель государства - достижение общего блага, не для войны, не для предотвращения преступности, а чтобы жить счастливо. Так как. цель общая — то и управление должно быть общим» (*как  Верховный Совет СССР?). Исходя из этого, Аристотель оправдывает остракизм (*богатые и известные граждане, которые становились популярными политиками, во имя демократии подвергались суду посредством черепков и изгонялись на 10 лет из государств. Это было почетнейшее изгнание!.В нашем государстве, вот такой остракизм народ бы приветствовал!)

Основным принципом государственного правления Аристотель считал РАВЕНСТВО! Цель государства - общественное благо (*не на словах, а на деле!), и все формы правления должны соответствовать этой цели, все остальные формы — извращенные. Извращенными формами правления он  считал «Олигархическую аристократию»,  -  где правят богатые для своего счастья (*в Кремле явно не уважают Аристотеля...) А именно РАВЕНСТВО, по мнению Аристотеля, является главной причиной переворотов государственной власти. Государственной формой правления  в виде «Олигархической Аристократии» угрожаю члены собственного клана , сам народ,  зависть, интриги, честолюбие.....Чтобы заботится о сохранении своей власти, Олигархия должна заботится о народе: по мнению Аристотеля, полезно предоставлять низшие должности в государственном правлении представителям низшего класса. Внутри же сословия олигархов должно быть равенство в слое, это предупреждает распри. 

Марк Туллий Цицерон (106 – 43гг до н. э )  «Государство – это дело народа. Народ не всякое множество людей. Народ - основанное на общности права и пользы соединение людей. Таким образом, государство - есть дело народа, как соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью пользы»

Уважаемые читатели! Согласитесь, что у всех нас есть множество серьёзных поводов задуматься над тем, в каком государстве мы живём, устраивает ли нас такое государство,  какой мы хотим видеть форму государственного правления и политическую структуру,  и за какую государственную Власть мы будем голосовать в 2024 году?....