Проповедь в день памяти апостола Иакова!

Роман Овчаренко
Очень сложно писать о прошлом. И дело вовсе не в том, что это не интересно, или никому не нужно, а в том, что прошлое имеет свой неповторимый образ, который при переносе в настоящее время теряет свою красоту и значимость, и это безусловно обедняет его. Для того чтобы уловить богатство символов, звуков, вкусов минувших времен, необходимо создать такое описание, чтобы возникали точные или подобные ассоциации с прошлым.
Итак, попробуем. Закроем глаза, и перенесемся в первый век нашей эры. Нас встречает Палестинская земля. Она разнообразна. Есть здесь и пустыни, и горы, и степи. А еще тут есть Генисаретское озеро, по форме напоминающее закругленный ромб (название "Киннор" с древнееврейского переводится как струнный инструмент, наподобие нашей арфы), местные жители с уважением называли этот водоем Галилейским морем. Море это пресноводное, в него впадает много небольших рек с севера, но основной свой объем она получает от реки Иордан, которая впадает в озеро с северной стороны, а затем с южной стороны вытекает из него и продолжает свой путь по земле Обетованной. Море это было весьма обильно рыбой. Слава о вкусе этой рыбы доходила даже до Рима. И когда правители великой империи бывали проездом в этих местах, обязательно вкушали местный рыбный деликатес. Так что совсем не удивительно, что основным занятием местных жителей была рыбная ловля. Большое количество рыбаков не способствовало удовлетворению всех запросов. Промысел этот был трудным, с непостоянным заработком. Тем не менее, это был шанс хоть как-то выжить.
Мы уже как-то говорили с вами о том, что большинство апостолов Христа были родом из Галилеи. Равно как и сам Господь. Ведь несмотря на то, что он родился в Вифлееме (Иудейская область Палестины), большую часть своей жизни он провел в городе Назарете, а это у нас Галилея. Некоторые из апостолов могли похвастаться своим родством со Спасителем. Церковный историк Евсевий Кесарийский сообщает нам о древнем предании, что у Иосифа Обручника от первого брака были дети: четверо сыновей (Иаков, Иосия, Иуда и Симеон) и три дочери (Эсфирь, Фамарь и Саломия). Все эти дети были старше Христа и приходились ему родственниками, так как они были из одного колена Иудина и одного рода Давидова. Не удивительно, что все они со временем стали верными последователями Христа. Четверо братьев пополнили число апостолов от семидесяти, а сестры служили Христу своим имуществом, домом.
Сегодня Церковь вспоминает апостола от двенадцати Иакова Зеведеева. И он тоже связан со Христом родственными узами.
В Галилее, у озерного города жило семейство. Отца звали Заведей, а мать - Саломия (дочь Иосифа Обручника). Господь даровал им двух чудесных сыновей. Старшего звали Иаков бен Заведи, а младший был назван Иоанном. Оба они воспитывались в истинной вере, и помогали отцу в его рыбном промысле. Вскоре до них дошла весть о необычном пророке Иоанне Крестителе, который проповедовал доселе неслыханное дело. Он призывал людей креститься в покаяние перед грядущим Мессией. Братья с горячностью последовали за последним пророком Ветхого завета. Но когда к Иоанну пришел Христос, то он сам указал своим ученикам на Того, к кому надо присоединиться. Из четырех учеников Предтечи, только двое (Андрей и Петр) сразу последовали за Христом, а вот Иаков и Иоанн промедлили. Но Господь видел их чистые сердца и Сам призывает их на служение. "Идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним" (Мф. 4, 21 - 22). Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, "насколько эти ученики были бедны, раз чинили старые сети и не могли купить новых". Братья не заставили себя долго ждать и сразу следуют за Христом. Блаженный Феофилакт Болгарский сделал предположение, что их отец Зеведей не уверовал во Христа. Сейчас бы это нам показалось дикостью, что незнакомый человек отвлекает нас от дела и зовет заниматься непонятными вещами. Скепсис не позволил бы нам последовать за Господом. Мы считаем себя достаточно умными и образованными, чтобы обращать внимание на какие-то там знаки судьбы. И потому часто поступаем глупо и опрометчиво, о чем потом жалеем. Но эти двое отключили логическое мышление и послушали свое сердце. Святитель Григорий Двоеслов Папа Римский хвалит братьев и говорит, что "они умудрились приобрести Царство Небесное ценой лодки и старых сетей".
За свою горячность и несдержанность оба брата удостоились от Господа прозвища "Воанергес" (в переводе с еврейского - "сыны грома") (Мк. 3, 17). В Евангелии не раз указываются примеры их горячности. То они хотели спалить поселок в Самарии за то, что они отвергли Христа (Лк. 9, 54). То просили у Господа чести сидеть на небе по правую и по левую руку от него, тем самым вызвав негодование остальных апостолов. Скорее всего они еще не до конца понимали всю ту задачу, которую решал Христос. Придет время и они поймут, как тяжела "шапка Мономаха". И как пишет святитель Иоанн Златоуст: "Видишь ли, как все они были несовершенны, — как эти двое, желавшие возвысится над десятью, так и те, завидовавшие двоим? Но, я сказал уже: посмотри на их последующую жизнь, и ты увидишь их свободными от всех этих страстей".
Иаков вместе со своим братом Иоанном и апостолом Петром стали самыми приближенными учениками Христа. Им одним разрешено было присутствовать при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (Мк. 5, 37). Так же все они стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор и его последней Гефсиманской молитвы.
После Пятидесятницы и сошествия святого духа, апостолы разошлись в разные края на проповедь нового христианского учения. Каждому по жребию достался свой удел. Где проповедовал апостол — можно только догадываться. Разные апокрифические источники указывают самые разнообразные географические варианты: Иудея, Самария, Лидия. Нередко можно встретить упоминания о том, что Иаков проповедовал в Испании, но это скорее всего поздняя и неверная интерпретация.
Иаков первым из апостолов принял мученическую кончину. За его проповедь, которая уводила евреев тысячами из иудаизма в христианство, он стал преступником в глазах царя и глав Синедриона. Далее последовал приказ о его аресте, и после весьма поверхностного и быстрого допроса в суде его приговаривают к усечению мечем. По свидетельству раннехристианского богослова Климента Александрийского, Иаков настолько поразил своей верой человека, который привел его на суд, что приведший апостола попросил прощения у Иакова и был обезглавлен вместе с ним. Произошло это в Иерусалиме в 44 году. Согласно Церковному Преданию, останки апостола Иакова положили в ладью и пустили по воде. И эта ладья прибыла чудесным образом на север Иберийского (Пиренейского) полуострова.
Позже христиане возведут над этим местом церковь Святого Иакова, а город получит название Санть-Яго де Компостела. В 1589 году случилось прискорбное событие: из-за набега объединенной англо-голландской флотилии во главе со знаменитым пиратом на службе королевы Фрэнсисом Дрейком мощи св. Иакова вынули из крипты и спрятали в алтарной части собора – да так надежно спрятали, что потом несколько столетий никто не мог их найти! И только в 1879 году старинный реликварий с мощами апостола Иакова был обнаружен в кладке стены. Несколько лет ушло на споры и освидетельствование мощей, и только потом останки апостола поместили в новый серебряный реликварий. С тех пор святыня находится там неизменно.
Такова короткая, но очень насыщенная судьба апостола, чья проповедь громом пронеслась по всему Востоку. Может нам и не суждено стать подобными громогласными и убедительными проповедниками своей веры, но по-крайней мере постараемся хоть в какой-то мере соответствовать своему призванию. С праздником, дорогие друзья.