Об иностранных подлодках в Кригсмарине

Александр Щербаков 5
Как известно, Германия сухопутная держава, как и Россия, основные сражение в годы всевозможных войн вела на суше. Естественно, были у неё и боевые трофеи, которые она использовала в своих целях. Например, известно, что очень активно в первые годы войны использовались танки, захваченные в Чехословакии.  Но даже маломощные в военном отношении державы имели в своих флотах военные корабли и подводные лодки, которые достались Третьему рейху в качестве военных трофеев. Вот о них и пойдет речь в этой заметке.

Есть подсчёты, согласно которым в течение войны немцы строили в среднем одну подлодку каждые 2 дня и всего настроили их более тысячи. Однако в войну они вступили, имея всего 57, из которых в океане могли использоваться только 23. А если учесть их межпоходовое обслуживание и ремонт, то остаются вообще слёзы.

И когда в 1940 году европейские государства под напором Вермахта стали падать, как перезрелые груши, принадлежавшие им подводные лодки стали желанной добычей. Однако что это были за лодки и как их использовали? Начнём всё же с единственной, захваченной в бою. Ею оказалась британская HMS Seal (Тюлень). Это был минный заградитель, вступивший в строй 28 января 1939 года, новьё, как говорится:
Подробнейшим образом историю его пленения я описал в статье. http://proza.ru/2023/05/10/300

А теперь о его службе в германском подводном флоте, где он получил название UB. Введён в строй 30 сентября 1940 года, но использовался только как учебный и в пропагандистских целях. Немецкие подводники дали ему прозвище «Ноев ковчег», сочтя его примитивным, неудобным в обслуживании и в управлении. Особого толку от него не было и уже 31 июля 1941 года он был списан. Надо сказать, что и судьба его шести собратьев была незавидной. Из 6 построенных 4 пропали без вести, а 3 заложенных и достраивать не стали. Куда интереснее его немецкий командир, фотографии которого в интернете нет.

Это был фрегаттенкапитэн Бруно Ман, назначенный на эту лодку в возрасте 53 лет 30 ноября 1940 года. Ещё в кайзеровском флоте он служил на надводных кораблях и подводных лодках. Командиром UB-21 он стал 29 апреля 1918 года и за полгода до окончания войны успел потопить 6 судов.

23 ноября 1918 года уволился с флота и вернулся на него 1 июня 1936-го. После списания экс-Тюленя Ману было поручено контролировать достройку захваченной на стапеле голландской лодки, получившей название UD 5, а после спуска на воду он стал её командиром. Это были современные лодки с 8 торпедными аппаратами, водоизмещением 949 тонн в надводном положении и дальностью плавания 7100 миль, а также, та-дам!, они были оборудованы шнорхелем, когда на немецких его ещё и не думали применять.

Сначала эта лодка использовалась как учебная, однако 30 августа 1942 года в почти 55-летнем возрасте Ман вывел её в боевой поход. Проведя в море 75 суток, он сумел потопить один вражеский корабль, причём эта история достойна отдельного описания.

Это был SS Primrose Hill, 7628 брт класса CAM-ship - транспортное судно, оборудованное реактивной катапультой для запуска истребителя.
До начала постройки конвойных авианосцев они служили для защиты конвоев с воздуха. Полёт в один конец. Пилот, если оставался живым в бою, выбрасывался в море на парашюте в надежде на спасение кораблями конвоя.

После попадания торпеды судно загорелось. Команда за исключением трёх погибших (второго механика, смазчика и пожарного) погрузилась на шлюпки и отошла от горящего на поверхности моря мазута. При этом упоминается, что они постарались расстаться с униформой, что не совсем понятно, поскольку команда официально состояла из гражданских моряков.

Вскоре приблизилась подводная лодка и Ман начал опрашивать людей в шлюпках и потребовал, чтобы капитан поднялся на лодку. На что англичане отвечали, что вот он-то как раз и погиб. На самом деле Максвелл Даннет Маккензи дожил до 1969 года

Поскольку Ман был моряком старой закалки, добиваться истины силовыми методами он не стал, а вежливо пожелав им спокойной ночи, всадил в Primrose Hill ещё 2 торпеды, отправив его на дно, и лодка удалилась. Через 8 дней англичане были подобраны британским пароходом.

Ман после этого похода в море больше не ходил, служил на различных береговых должностях, умер в 1961 году. А лодку вернули после войны Голландии, где она служила до 1959 года и была разобрана как раз в год смерти своего немецкого командира.

Можно ли его считать престарелым? Дело в том, что англичане, например, считали тогда, что в возрасте после 35 лет на подводных лодках служить не следует из-за тяжёлых условий этой службы. Видимо, у немцев был свой взгляд на эту проблему, поскольку капитан-лейтенант Вильгельм Кизеветтер был назначен командовать бывшей норвежской лодкой под новым названием UC-1 в возрасте 62 (!) года.

Этот офицер известен тем, что во время Первой мировой войны, командуя минным заградителем UC 56. 26 февраля 1918 года торпедировал британское госпитальное судно «Гленарт Касл». По оценке британских историков Гибсона и Прендергаста, на «Гленарт Касл» погибли 8 сестёр, 7 врачей, 43 рядовых военно-санитарного ведомства и 95 членов команды. К счастью, эвакуируемых больных и раненых на нём не было.

История достаточно тёмная, атака действительно производилась ночью и однозначно установить, знал ли Кизеветтер, на кого нападает, не удалось. Однако в пропагандистских целях этот случай был использован англичанами на полную катушку

Кизеветтера пытались судить, как военного преступника, но по различным обстоятельствам это не удалось.

С началом Второй мировой войны он вернулся на флот и с августа 1939 по август 1940 гг. служил в штабе командования береговой обороны в качестве советника по организации защиты портов и баз. Потом прошёл курсы переподготовки подводников и ему досталась захваченная норвежская подлодка. Она была принята на вооружение Норвегии 1 октября 1929 года. Скорость в надводном положении составляла 15 узлов, а в подводном — 8,9 узла. Вооружение состояло из одной 7,6-дюймовой палубной пушки и 4-х торпед на борту. Так выглядели эти лодки: Фото на заставке.

Никакой боевой ценности они не представляли и некоторое время служили как учебные. Уже в мае 1941 года ветеран-подводник покинул свою, а в 1942-м её разобрали на металлолом. Кизеветтер исполнял ряд должностей на берегу, а 28 февраля 1945 года уволился со службы в звании фрегаттенкапитэна запаса. Дальнейшая его судьба, как и дата смерти, неизвестна.
Самый младший из них, Гельмут Ригеле, был австрийцем

Во время службы на Австро-венгерском флоте он отличился тем, что перед самым окончанием Первой мировой войны смог торпедировать и повредить британский бронепалубный крейсер «Веймут», разворотив ему корму.

После начала Второй мировой войны он стал служить в немецком Кригсмарине, но не в кадровом составе, а по контракту. Вот ещё когда "контрабасы" появились!

21 ноября 1940 года Ригеле стал первым немецким командиром захваченной голландской лодки UD-1. Она была интересна тем, что построили её в Канаде в 1915 году. В январе 1916 года она села на мель у голландского побережья и была интернирована (а если без выкрутасов, захвачена) голландцами. Немного позже её включили в состав голландского флота, и вот уже тут она была захвачена немцами в 1940-м году. Так выглядели эти лодки, снимок сделан в Канаде:

Она была включена в состав 1-й учебной флотилии, базировавшейся на Киль. Ригеле командовал ей до мая 1941 года, после чего его назначили на другую голландскую лодку, современную, родственницу описанной выше UD-5 Бруно Мана. Голландцы успели её затопить, но немцы вскоре подняли, подшаманили и под названием UD-3 она вошла в состав Кригсмарине

Сперва она имела статус испытательной на Балтике, но 3 ноября 1942 года лодка вышла в море из Лориана, взяв курс на Фритаун. Ригеле должен был заменить лодку Мана в том районе Атлантики, так как последний возвращался на базу. И этот ветеран также не подвёл. 26 ноября 1942 года он атаковал норвежское судно "Индра"

После попадания торпеды команда покинула судно на двух шлюпках. Подождав около часа и видя, что тонуть оно не собирается, Ригеле добил его ещё двумя торпедами, из которых одна не сработала. Потом Ригеле приблизился к шлюпкам, чтобы опросить спасшихся об их судне, грузе и маршруте. Допрашивая капитана, он предложил ему вернуться в Норвегию на борту его субмарины, так как собирался туда. Судя по всему, норвежец отказался, и насильно перемещать на борт подлодки его не стали.

После этого немцы удалились, а через три дня норвежцы были подобраны британским судном. 7 января 1943 года UD 3 вернулась в Лориан. 26 февраля лодка пришла в норвежский Берген, а 3 марта благополучно добралась до Готенхафена. После её прихода на Балтику было принято решение в боевых действиях лодку больше не использовать.

51-летний Ригеле провёл в море 103 дня с учётом переходов из Германии и обратно. После до конца войны занимал несколько береговых должностей, скончался в Вене 18 октября 1982 года в возрасте 91 года.

Из всех 10 лодок, захваченных в 1940 году в Норвегии, Голландии и Франции, в боевых походах участвовали только эти две "голландки", имевшие две победы. Остальные использовались какое-то время как учебные и экспериментальные.

Но самого большего успеха достигла "турецкая" лодка, строившаяся в Германии для турок под названием Batiray и практически готовая к передаче заказчику, но тут началась война, а "такая корова нужна самому". Немцы реквизировали её и первоначально она проходила под названием "Оптимист", но потом получила более скромное имя UA.

Первым, и весьма успешным её командиром стал корветтенкапитэн Ганс Кохаус
За три патруля в течение 130 дней в море он потопил 6 транспортных судов и вспомогательный крейсер HMS Andania общим водоизмещением 40706 тонн.
Ещё одно судно, Dunaff Head, было отправлено на дно этой лодкой под командованием фрегаттенкапитэна Ганса Эккерманна, проведшего в море 193 суток, но имевшего только один этот успех.
Лодка была выведена из эксплуатации в мае 1944 года и затоплена 3 мая 1945 года в Кильском арсенале. Обломки были разобраны.

В 1943 году немцами были захвачены 4 итальянские подводные лодки. Никаких успехов под немецким флагом они не достигли. Две были потоплены союзниками в море, а две захвачены на Дальнем Востоке.