Три неудачи знаменитого аса

Андрей Грачев 2
Гюнтер Ралль – третий ас Рейха. Это официально. А неофициально, вероятно, он является самым результативным, поскольку у него подтверждаемость побед очень высока. Чего не скажешь про двух официально лучших асов. Но сейчас мы расскажем не про его победы, а про три его поражения на Восточном фронте.

Впрочем, если читать его воспоминания, то было этих поражений не три, а четыре. Первое он понёс ещё летом 41-го. Но, поскольку по таблицам квартирмейстера дату этого поражения установить не удалось, то мы не будем его рассматривать.

Первое его поражение, отраженное в отчётах, было 28 ноября 41 года в небе Ростова. Причём в тот день его карьера могла бы закончиться. Дело было, по немецким данным, так. Ас атаковал и-16, сбил его, но, слишком увлекшись наблюдением за падением сбитого, не заметил, как сзади подкрался другой и-16, и сам был сбит. Он не успел покинуть самолёт с парашютом и попытался посадить его на поле, изрытое танками. По сути это было просто пологое падение, самолёт разлетелся на куски, а сам Ралль чудом выжил. Травмы были таковы, что поначалу казалось, что лётчик даже ходить не сможет, однако в итоге вернулся в небо. Уже на тот момент он имел 36 побед, был одним из лучших асов JG52, командовал 8 отрядом. Кто же сбил его?

В тот день было сбито три бф-109 в районе Ростова, и все – из 8 отряда. Погиб один пилот – унтерофицер Хельмут Штюлер. Погиб он в бою со сводной группой и-16, которую сколотили из трех полков, вернее, из их остатков. Любопытно, что на него вообще заявок не оформили: падения не видели. Ещё один бф-109 был сбит утром, и в том бою также и Ралль одержал победу. Это был бой против той же сводной группы. Причём, что любопытно, инициативу в бою имели именно советские пилоты, подбившие с первой атаки бф-109, но позже немцы смогли перевернуть бой в свою пользу. Заявка на победу была оформлена, но подтверждения не последовало, так как падения никто не видел. Действительно, подбитый бф-109 смог совершить вынужденную посадку, но сгорел на ней, пилот был невредим. Таким образом, две из реально одержанных советскими пилотами побед не были в итоге подтверждены. Примечательно, что лётчики на и-16 действовали, как мы видим, весьма неплохо.

А сбит ас был в бою с 8-м иап. Полк, кстати, частично воевал на и-16, а частично на Яках. Ралль атаковал пилота  Щеглова Александра Петракеевича (так в документах). Он поджёг его самолёт, но Щеглов на горящем истребителе продолжал маневрировать. Этим он, очевидно, отвлек Ралля, который ждал, когда же горящий истребитель упадёт. Щеглов в итоге всё же спасся с парашютом, но сильно обгорел и вскоре умер от ожогов. В это время с тыла зашёл не на и-16, как подумал Ралль, а на Яке, Рожков Александр Петрович, штурман полка, опытный и сильный пилот, и угостил Ралля хорошей очередью.

Рожков, сбивший Ралля, так и не стал асом, от него не сохранилось даже фотографий. Он одержал 2 личные и 4 групповые победы за карьеру. Но этот замечательный пилот не погиб: он пережил тяжелейшие бои начала Войны, а в 42 году был переведён на Дальний Восток и больше в боях не участвовал.

…Раллю потом неизменно везло. Он выработал свою тактику: внезапная атака с вертикали, огонь с дистанции, уход вновь на вертикаль, минимум риска, минимум участия в боях на виражах. Ралль был очень меткий ас, и это позволяло ему добиваться успехов с первых атак. Тактика эта была весьма действенной, сбить аса было невероятно сложно. Просто на его маневры не успевали среагировать. Однако наступил момент, когда аса всё же подловили.

Это было 9 июля 43 года на Курской Дуге, севернее Белгорода. День складывался для аса поначалу успешно, он сбил два самолёта и был не против ещё пополнить счёт. В указанный район на сопровождение «Илов» отправилась группа 270-го иап. Применили построение «уступ» - одна группа шла в непосредственном сопровождении «Илов», вторая страховала сверху и сзади. Ведущим первой группы был пилот Дунаев Николай Пантелеевич. А ведущим страхующего звена был сам командир полка, Меркушев Василий Афанасьевич. Меркушев был настоящий боевой командир, он постоянно ходил в бой наравне со своими подчинёнными. Меркушев был не только хороший командир, создавший из своего полка настоящее элитное подразделение, но и прекрасный ас.

Немцы попытались атаковать штурмовики, но Дунаев, отбивая атаку, сбил одного из бф-109. Ралль, выждав подходящий момент, спикировал на группу Дунаева. Но Меркушев среагировал молниеносно, сумев подстраховать основную группу и поймать в прицел неуловимого аса. Он дал меткую очередь. Меркушев сам был так впечатлен искусством немецкого аса, сбитого им, что заявил самолёт как хе-113. Этот самолёт в серию не пошёл, однако в 41 его советские пилоты заявляли очень часто. Как правило, так они обозначали бф-109, имевшие улучшенные характеристики (хе-113 считался в Советском Союзе лучшим самолетом, чем бф-109). По факту дело было не в характеристиках, а в пилотах: если в заявках советских пилотов фигурирует хе-113, то, скорее всего, за его штурвалом сидел ас. В 42 году хе-113 стал встречаться в отчётах всё реже, а в 43 году пропал окончательно. Заявка Меркушева была, наверное, последним случаем, когда этот фантомный истребитель был заявлен. Любопытно, что в бою сошлись два командира – Меркушев командовал 270-м иап, а Ралль был командиром третьей группы JG52. Кстати, он был и как командир хорош: группа при нем действовала успешно и адекватно оценивала итоги своих боев.

В том бою Ралль, несмотря на тяжёлые повреждения самолёта, смог совершить посадку на брюхо, после чего его самолёт был сразу же списан, но сам ас был невредим.

А уже 12 числа ас допустил редкую ошибку для себя, вероятно ставшую следствием прошлой неудачи: он во время боя не рассчитал маневр и столкнулся, как он посчитал, с Ла-5, снеся ему кабину. Но и самолёт аса был тяжело поврежден, однако он смог его посадить на брюхо. Этот самолёт тоже пришлось списать. Произошло это в районе Прохоровки.

По оперативным документам, это был не Ла-5, а ЛаГГ-3, то есть, скорее всего, Як. По советским документам, в районе Прохоровки было лишь одно столкновение, которое было признано осмысленным тараном. Провел его пилот, которого лишний раз не стоит представлять – Гулаев Николай Дмитриевич из 27 иап. Это был уже второй таран в его карьере. По советским данным, таранил он вовсе не бф-109, а ю-87, однако, по немецким данным, никаких таранов ю-87 в районе Прохоровки не зафиксировано. В общем, сопоставляя описание боя советской и немецкой стороной, мы можем примерно реконструировать события.

Гулаев атаковал ю-87, сбил один из них и начал преследовать другой. Тот, умело маневрируя, уходил. Ралль, заметив одиночный истребитель, решил атаковать. А дальше, видимо, Гулаев попросту реагировал на очередной маневр ю-87, чем сбил с толку Ралля, который атаковал не очень удобно – сбоку. Произошло столкновение, в котором оба пилота уцелели и избежали травм.

Больше Ралля снять с неба советским пилотам не удалось. Однако приведённые случаи показывают, что даже такого выдающегося аса одолевали советские пилоты, что говорит о высоком мастерстве советских асов. Да и сам Ралль достаточно высоко оценивал качества Советских пилотов. А похвала такого врага многого стоит.