Контактёр

Владимир Махниченко
1


         Октябрьским пасмурным днём, на одной из строительных площадок города  N. бригада рабочих возводила базу отдыха для железнодорожников.

Возле бетономешалки трудился Иван Иванович Дудаков, сорокавосьмилетний разнорабочий. Ловко орудуя лопатой, он набросал в смеситель песка, добавил сколько требовалось по инструкции цемента, подлил из шланга воды, и нажал на кнопку пуска. Бетономешалка встрепенулась как ужаленная, и некрасиво  хлюпая и чавкая своей открытой пастью, принялась доводить раствор до нужной кондиции.

 
Где-то высоко в небе раскатисто громыхнуло. От налетевшего порыва ветра, зашумела, роняя редкую пожелтевшую листву, растущая неподалёку осина.

Дудаков посмотрел на небо.  В его сторону медленно, но уверенно ползла огромная, пепельного цвета туча. "Похоже, скоро дождь начнётся!" - подумал он, и загадочно, с каким-то  демоническим прищуром, улыбнулся. В этот момент Дудаков походил на Мефистофеля, каким его изображали  на своих картинах знаменитые  художники экспрессионисты.

        Чтобы читателю было понятно, с какого такого будуна разнорабочий Дудаков так таинственно лыбился, взирая на потемневшее  от туч небо, следует сделать экскурс в относительно недалёкое прошлое этого человека.


        ... Примерно три года назад, ни с того, ни с сего, Ивана Ивановича начали осенять различные новаторские идеи. За сравнительно короткий срок он умудрился  внести более двадцати рацпредложений для повышения производительности труда с помощью "умных приспособлений".


          Это он, Дудаков, додумался прикреплять дополнительный груз под днищем тачки-каталки, что повысило её устойчивость.

        Это он усовершенствовал строительный отвес, заменив простую пеньковую бечёвку на светящуюся в темноте, которую тут же взяли на вооружение каменщики стройтреста, работающие в ночную смену.
               
Ещё  доморощенный рационализатор придумал верёвочную петлю-захват, позволяющую, посредством мини-блочка, вручную поднимать наверх сразу десять кирпичей, и...  догадался использовать обычный судейский свисток для подачи различных команд оператору высотного крана.

И много чего другого понапридумывал Дудаков, чем приятно удивил, и в тоже время - озадачил трудовой коллектив стройтреста: не изобретал, не изобретал человек, и вдруг на тебе - резко начал!

 
А Иван Иванович поначалу и сам недоумевал - откуда у него взялся этот дар? Не с неба же он на его голову свалился?  Но скоро сообразил: так и есть - с  неба, а точнее - с туч. Так как именно в непогоду, когда шёл дождь, а он в это время находился на открытом месте, его осеняли различные новаторские идеи.


Логически рассуждая, Дудаков пришёл к выводу, что некий  "Космический разум" избрал его своим "контактёром" для усовершенствования жизни человечества, а дождь здесь выполнял роль передатчика: барабаня по защитной каске Ивана Ивановича, или прямо по голове, каким-то образом загружал в его подсознание  очередную оригинальную идею.


2


        ...Но вот уже полгода "Источник" молчал. Дудакова это нервировало: а вдруг его заменили на более достойного "контактёра"?..

 
"Главное - не пропустить сигнал, не разминуться", - думал Иван Иванович, - с хищным оскалом поглядывая на потемневшее небо, сулящее дождь.
Как назло, тучи надвигались медленно, - словно испытывая терпение и выдержку "контактёра".


Подошло время обеденного перерыва... Дудаков снял с головы рабочую каску, уселся на стопку кирпичей и, уперев взгляд в верхотуру, где никак не могли разродиться осадками посиневшие от натуги облака, принялся  отрешённо жевать бутерброд с докторской колбасой, не замечая, что вместе с хлебом прихватывает зубами газетную обёртку.


...Дождь припустил лишь во вторую половину дня. Работающие на стройплощадке побросали инструменты и пережидали ненастье под навесом.
Дудаков же не сдвинулся с места. Промокший с ног до головы, он стоял возле бетономешалки и тупо подгребал в кучу лопатой, размываемый потоками воды строительный песок.


Вдруг сверкнула молния, и чуть погодя громыхнуло так, что бетономешалка подпрыгнула на своём постаменте. Дождь резко усилился. Его крупные капли ощутимо, если не сказать - болезненно, хлестали Дудакова по плечам, лицу, макушке. Ему почему-то вспомнился душ Шарко в одном санатории, где он отдыхал по профсоюзной путёвке: после той гидротерапии у него всё тело было в синяках.

 
Но эта фривольная, с налётом лёгкой иронии мысль, исчезла так же быстро, как и появилась. После очередного сполоха и раската грома, в голове у Дудакова воцарила звенящая тишина, и вслед за этим он почувствовал: есть контакт! Каким-то внеземным  телетайпом в его голове заработала мысль, формулируя суть новой идеи.


        Озарение длилось не больше минуты, но для Ивана Ивановича этого было достаточно. Он уже чётко представлял, в чём суть ноу-хау, которое ему только-что внушил Источник: "Есть незанятая ниша в бизнесе: можно заделаться коучем по лопатному мастерству, проводить платные мастер-классы, на которых люди будут совершенствовать навыки применения различных видов лопат".


        ...В молодости Иван Иванович Дудаков окончил пединститут, но грёбанные девяностые поломали его карьеру, вынудили вместо учительской указки взять в руки лопату, чтобы как-то сводить концы с концами. Снизошедшая с небес идея, позволяла  ему восстановить справедливость: заняться наконец преподавательской деятельностью.


3


        Дудаков воткнул лопату в кучу мокрого песка, присел на корточки  и уставился на это примитивное орудие труда. В этот момент в его голове происходил интенсивный умственный процесс упорядочивания только-что полученной "подсказки" Сверху.


"Конечно, на первый взгляд, идея выглядит сомнительной и даже смехотворной.  Но если вдуматься - она очень даже перспективная, - размышлял Дудаков. - На дворе девяностые - эра вседозволенности. Полно всяких курсов для желающих: выучить иностранный язык во сне, стать писателем, быстро разбогатеть, иметь успех у женщин или у мужчин, научится петь как Кобзон... Чем же я хуже этих "гениальных" учителей и всемогущих гуру?  Да ничем! Главное, чтобы был спрос на то, что ты предлагаешь, а он, вне сомнения, будет.


Ведь всякий у кого имеется приусадебный участок, хорошо знает, как болит спина, руки, ноги, какие кровавые мозоли натираются после вскапывания грядок весной и копания картошки осенью. Зимой не легче - людям надо очищать дорожки от снега, сбрасывать с крыш сугробы... И на многих производствах без лопаты по-прежнему не обойтись. Ими роют траншеи для укладки кабелей, используют при асфальтировании дорог, приготовлении цементного раствора на стройках, забрасывания угля в топки котельных, копании могил на кладбищах, и так далее и тому подобное...


  А тут мой мастер-класс: "Безболезненная для мышц спины и рук техника работы  различными видами лопат на производственных участках и в домашнем хозяйстве". Вуаля! Прошу любить и жаловать!  Вне сомнения - народ валом попрёт!"


Первым делом Иван Иванович Дудаков решил написать пособие: "Какой же это мастер-класс по лопатному мастерству, без учебного пособия?"


Начал он с того, что просто по памяти, принялся делать на бумаге экскизы  известных ему видов лопат. Но вскоре передумал:  "Карандашный скетч - это не профессионально!  Будет лучше если я сфотографирую лопаты в фас и в профиль".


На стройплощадке, где он работал, в наличии были лишь: совковая и штыковая лопаты. Дудаков провёл с ними "фото-сессию", и отправился на поиски других разновидностей этого популярного в народе инструмента.


Он посещал садово-огороднические кооперативы, полеводческие хозяйства, животноводческие фермы, зерно- и овощехранилища, стройки, воинские части, турбазы, кладбища, и не только в своём городе, но и за его пределами, выезжая в краткосрочные командировки в соседние районы и даже области.
               
         Поняв, что воплощение идеи в жизнь требует полной отдачи, Иван Иванович уволился с работы.


        ...Живое дело увлекло новатора Дудакова.  Ему нравилось бывать в различных местах, общаться с народом, задавать вопросы, щёлкать фотоаппаратом.

Некоторые интересовались:
- Что за дела? Зачем лопаты фотографируете: учёный, что-ли?
"Учёный" не возражал, и даже где-то шутя брякнул, что он из института Лопатоведения.


- Как, уже и такой институт у нас имеется?
- Да, недавно создали, ведь прогресс не стоит на месте.


4


        ...Три месяца понадобилось Дудакову, чтобы составить каталог  лопат.  В него вошли двенадцати видов и подвидов этого старинного, но не утратившего своей актуальности инструмента. Каждая модель имела подробное описание и была сопровождена, только ей присущей, технической характеристикой.

 
Когда же Иван Иванович приступил к работе над основной частью учебного пособия, где нужно было описать все "секреты" лопатного мастерства, то бишь - технику владения этим инструментом, то почувствовал: это глыба!


Ему следовало просчитать наиболее оптимальную траекторию переноса лопатой условного груза из точки "А" в точку "Б". Определить, каким должен быть захват черенка лопаты руками, и в каком именно месте, чтобы получать  наибольший экономический эффект, в зависимости с каким исходным  материалом мы имеем дело: песком, глиной, углём, торфом, зерном, щебнем, снегом, навозом и так далее...

 
Какое, при этом, положение спины, ног и головы  помогут избежать растяжения связок, вывихов и подвывихов суставов и последующих  мышечных болей, так называемых крепатур? Как предохранить ладони от мозолей и потёртостей? Смазывать их вазелином, посыпать тальком, поплёвывать на них во время работы или просто использовать брезентовые рукавицы? Вопросы, вопросы...


  Дудаков с энтузиазмом кинулся добывать недостающую информацию. Он проштудировал первоисточники в библиотеках, по второму кругу пообщался с трудовым народом. Он наблюдал, подмечал, анализировал и... записывал, записывал все нюансы касательно лопат, и их использования на различных работах.
 

5


        "Руководство по лопатоведению", - так в конечном итоге Дудаков нарёк своё учебное пособие для проведения мастер-классов, - было готово спустя год.  Ему оставалось получить отзыв в НИИ прикладной биомеханики, так сказать, для придания его творению большего веса и солидности.


Иван Иванович Дудаков лично посетил вышеуказанный НИИ, заплатил, что полагалось по прейскуранту за рецензирование своего детища, спрятал выданную ему квитанцию во внутренний боковой карман пиджака, чтобы не потерялась, и с лёгким сердцем человека, завершившего, наконец, свой громадный творческий проект, поехал домой.


Спустя неделю ему позвонил профессор из НИИ биомеханики, и  восторженно сообщил:
- Иван Иванович, я согласен быть рецензентом вашей уникальной диссертации по лопатоведению!

 
Дудаков не стал поправлять профессора: диссертация так диссертация - пусть идёт, как идёт.


        ...Через год он защитился. Затем стал кандидатом биомеханических наук. Получил в НИИ должность доцента и уже трудился над докторской на тему: "Особенности и требования при выборе лопат для выполнения работ на поверхности Луны".


         ...Прошло несколько лет, Иван Иванович Дудуков стал именитым профессором. Он ездил по всему миру с авангардистской лекцией: "Использование скрытых резервов лопаты для спасения  человечества", и очень собой гордился.

 
        А дожди Дудуков больше не любил. Он их даже избегал. Всегда носил с собой зонтик, опасаясь, как бы Источник не настучал его голове какую-нибудь новую идею.


        "Когда мне её реализовывать?  Пенсия на носу! - утешал он сам себя. - Пусть "Космический разум" найдёт себе другого контактёра: помоложе, и с запасом нерастраченных сил".