Нырок в детство

Сергей Черныш 2
Вы   удивитесь,  но  причиной  воспоминаний  и  действий,  связанных  с  ними,  послужила  алкогольная  лавка. В  поисках  хорошего  хереса,  совершенно  случайно,  взгляд  уловил  давно  забытое  слово -   САМОГОН. Нарочанский  самогон. Когда  вы,  в  последний  раз,  пробовали  сей  напиток?  У  меня  с  ним  связана  целая  история.
Начало:
В  детстве,  на  летние  школьные   каникулы, бабушка  брала  меня  в  село,  к  своей родной  сестре,  которое  располагалось  на  берегу  реки  Кодыма. Через  десять  хат,  около  пляжа,  жил  её  сын  с  семьёй,  старше  моих  родителей. Фронтовик. Удивительные  повороты предоставляет  нам  судьба  - дядя   полюбил  меня,  а  его  жена  -  нет. Их  дети  тяготились  помощью,  а  мне,  горожанину,  было  в  диковинку  помогать  чинить  сети,  раколовки,  поить  телёнка,  выполнять  иную  работу. Учитывая  возраст,  привязав  лодку  на  длинную  цепь,  дядя  разрешал  мне  самостоятельное  плавание  с  целью  «личной»  рыбалки,  периодически  контролируя  окриками.
Под  Одессой,  лето  особенно  жаркое  - земли  степей  нагреваются,  излучая  тепло,  как  дополнительный  источник. Даже  сильная  жара  не  исключает  крестьянский  труд,  обязанности  перед  животными – нельзя  отложить. В  дни  особой  жары, когда  верхушка  дороги  превращается  в  пыль,  «дышать  нечем» сельская  детвора, через  пляж,  с  разбегу,  прямо  в  одежде,  забегает  в  реку,  бросив  велосипеды. Ничего  подобного  на  пляжах  Одессы  не  видывал. Упросил  родителей автобусом  передать  мой  велосипед.
Велосипед.
Жителей  села  объединяло  то,  что  взрослые  и  дети  ездили  на  велосипеде  «Украина». Разъединяли  две  позиции.  Взрослыми (относительно)  считались  те,  кто  ездил  в  стандартном  варианте,  дети  же  использовали  велосипед,  просовывая  ногу  под  раму. Второе  отличие -  те,  кто  имел  велосипед  в  собственности, украшали  его. Трещётки  на колёсах,  разного  цвета  изолента  на  раме,  особый  вид  сигналов  -  всего  не  перечесть. Я,  со  своим  «орлёнком», не  решился  на  столь  радикальные  преобразования. На моём  велике  не было  даже  кожаного  футляра  с  ключами  и  деталями  запасного  насоса,  как  и  насоса.
Соседская  девочка,  гордячка  в  белых  носках  из  Умани, загорающая  на  пляже  на  специальном  коврике,  начала  со  мной  здороваться,  как  с  обладателем  уникальной  марки  велосипеда. Собственно,  я  стал  в  статусе  Петра,  чей  папа  имел  личную  бричку  и  жеребца  для  разъездов.
Купание  в  одежде  -  впечатлило. В  воде  раздеваешься,  как – бы  стираешь  бельё,  сам  остываешь,  выходишь  на  берег,  развешиваешь  одежды,  а  сам,  на  траве,  наслаждаешься  солнцем. Особый  вид  блаженства.  Мальчики  носили  чёрные  трусы, я  попросил  спрятать  плавки,  соблюдая  традиции.
Помогая  дяде,  пару  раз  отлучался  для  ритуала  велосипедной  атаки  пляжа. Но  даже  изнуряющая  жара  теряет  силу  перед  вечером. Хаты,  той  поры,  строили  по - особому,  потому  прохлада  сохранялась  круглосуточно. По  окончании  дня,  дядя  приглашал  меня  в  отдельное  здание  -  кухню,  где  накрывал  стол. Мне  -  печенье,  и,  удивительного  вкуса,  компот. Помню,  что  в  состав  входили  листья  смородины  и  клубники -  не  вероятно  вкусно! Себе -  ёмкость  с  солью, побеги  лука,  сало,  с  розоватым  оттенком, малосольные  огурцы,  графинчик  и  маленький  гранёный  стакан. Запах  самогона  поглощался  ароматами  компота  и  громадным  букетом  сирени  на  большом  столе. Умением  «вкусно  есть»  дядя  владел  в  совершенстве.  Налив  в   стаканчик  самогон, разрезал  огурчик, сало,  мазал   слоем  горчицу  на  хлеб,  сверху  выкладывал  сало, лук  тщательно  окунал  в  соль,  после  чего  брал  стаканчик  в  руку : «Тяжёлый  день  был. Слава  Богу!»,  после  чего  выпивал  и  особым  аппетитом  закусывал. Три  не  полных стаканчика.  После  чего,  меня  отправлял  домой,  продолжая  работу  по  хозяйству.
В  сорок  лет,  путешествуя  по  барахолке,  увидел  тот  самый  маленький  гранёный  стаканчик. Память  моментально  воспроизвела  картину  детства. Начал  искать  графин -  удалось. Мой друг,  отправляясь  к  родне,  привозил  мне  самогон,  настоянный  на  зверобое  и  мяте.  Его  отец   бесподобно  готовил  продукт. В  особо  тяжёлые  дни,  доставал  из  морозилки  запотевшую  бутылку,  в  мыслях  произнося  слова  дяди,  выпивал  стаканчик. Особый  шарм  создавал  кочан  кукурузы,  которым  закрывался  графин. Почил  батюшка  и  теперь,  мама  жены  друга, одаривала  знатной  бутылкой. Совсем  иной  вкус,  но  тем  не  менее. Прошли  годы,  умерла и  эта  почтенная  женщина. Я  забыл  о  традиции.
И  вот, в  магазине  увидел самогон! Нарочанский   самогон. Стаканчик  и  графинчик  сохранились.  Долго  искал  «розоватое»  сало -  нашёл. Полностью  воссоздал  картину но  эффект  не  получился.  Отталкивающий  запах  самогона,  излишне  солёный  лук,  переизбыток  горчицы,  малосольный  огурец -  как  гаситель  остроты. Куда  лучше  купить  херес  и  наслаждаться  оттенками  вкуса. Я  стал  другим.