Глава 19. Шкура белого медведя

Кармелита Смит
Покидка быстро шёл на поправку. Белогор, осматривая ногу юноши, остался доволен и разрешил ходить без дощечек. Казак не мог сидеть без дела и хвостиком хромал за Гориславой. Вскоре он самостоятельно ухаживал за лосями, следил за очагом, приносил дрова и внимательно наблюдал за Белогором. Хозяин Медного города после приготовления пищи, открывал заслонки между очагом и колодцем. Затем, приносил инструменты, уголь и бруски металла. Из металла Белогор делал серьги, цепочки, кольца. Покидка напросился к нему в подмастерья.Так что большую часть своего времени юноша использовал на постижение златокузнечной работы и общению с хозяином Медного города.

          -А как называется металл с которым мы сейчас работаем? - спросил Покидка, разглядывая кольцо с витиеватым рисунком.
          -Не знаю точного названия, - охотно откликнулся Белогор, - Тут такая история приключилась. Принёс мне пару лет назад остяцский шаман кольчугу своего прадеда. Он утверждал, что сделана она из небесного серебра. Только на серебро она видом похожа, а свойства у неё иные. Наше земное серебро со временем темнеет, патиной покрывается, а небесное за два года ни капельки не изменилось. Да и металл этот легкий и прочный одновременно.

          -И красивый, - добавил Покидка. - Интересно откуда такая кольчуга в этом дремучем месте, где одни дикие звери шастают?
          -Почему дремучем? - удивился Белогор. - Хотя сейчас ты прав. Народ от холода ушёл южнее. Обезлюдел нынче Каменный пояс. Я все спросить хочу, у тебя родители живы?
          -В живых только отец остался, мать калмыки убили, когда мы с Дону тикали.

          -А кальмыки это кто?
          -Ну маленькие такие, узкоглазые с жёлтой кожей. Калмыками они себя стали называть, когда к нам пришли с востока. Я как-то на базаре слышал, что их племя раньше джунгарами называли.
          -Хм! Джунгары говоришь и чего им в Китае не сиделось, - проворчал Белогор, добавляя уголь в очаг. - Так отец у тебя жив?

         -Да, он есаул у нашего атамана Дида Гарзина.
          -У вас в городке все мысли читают? - наконец Белогор задал вопрос, который мучил его с появлением Покидки.
         -Нет не все, - беспечно ответил казак. -По пальцам пересчитать можно. Мы с отцом, Дид, Гара, у Тамила Гундина в отряде я троих знаю. Но всех даже Дид не знает. Наука эта тайная, мало хто об этом открыто гутарит.
 
          -А чего с Дону бежали?
          -Дид нам рассказывал, шо москали сначала на Дон с калачом пришли. Вместе турок били, Азов взяли, а потом царь на нас канцелярию завел. Вольности лишил, рыбу в Дону ловить нельзя, деревья рубать тоже. У нас ямка была мы в ней уголь добывали, так царь за год весь уголёк выгреб.
          -Ну так я понимаю, вы под царскую руку служить пошли, - предположил Белогор. - А за покровительство платить надо. Так испокон веков ведётся, кому платишь, тот и оберегает.

          -Оберегает, - хмыкнул Покидка. - Как же. По Дону месяц плоты плыли с мертвыми людьми подвешанными за ребро. Мы их вылавливали, да хоронили, а потом Дид Гарзин с ватагой пришёл, худые вести принёс. Москали хутора сжигали, никого не жалели. После них голая степь оставалась. Мы ждать не стали в бега подались.
          -Понятно, - вздохнул Белогор. - А ну подсоби.

Больше Белогор не стал ни о чем спрашивать, да и Покидка отвлекся на созидательный процесс. Лишь к вечеру хозяин закрыл заслонку между очагом и колодцем.  Горислава принесла послание от остяков. Белогор прочитал и сказал, что через три дня остяцкий шаман придёт. «Что-то рано в этом году, -удивилась Горислава. -Он обычно к весне приходит, а сейчас середина зимы»
          -Может случилось что-то важное, - предположил Покидка.
          -Может, - согласился Белогор. -Пойдём в озере искупаемся, пока Горислава ужин нам соберёт.

Покидка полюбил это подземное озеро, хотя сначала ему было страшно заходить в тёмную воду. Но вода была тёплой, расслабляющей. Казалось, что усталость сама уходила из натруженных мышц и растворялась в озере без остатка. Ещё он подолгу рассматривал карту, которая была выбита на одной из стен пещеры.

          -Хозяин, можно спросить о карте? - Покидка указал на стену, когда они расслабленные вылезли из озера и отдыхали на каменной скамье. Белогор махнул головой в знак согласия. Юноша ткнул пальцем в самый верх карты.- Что это?
          -Это берег студёного моря. Море это весь год во льду.А ещё там пол года ночь, пол года день.
          -И кто там живет?
          - Да мало кто там жить может, так на охоту за белыми медведями приходят или за моржами.

          -Белые медведи? - удивился Покидка. - А такие бывают?
          -Стал бы я тебя обманывать? - рассмеялся Белогор. - У Гориславы в спальне шкура белого медведя есть. Не видал?Не приглашала значит.
          -Не приглашала, - согласился Покидка и тут же мысленно позвал Гориславу и стал напрашиваться в гости.
          - «Ладно покажу тебе шкуру белого медведя после ужина, - мысленно согласилась Горислава. - У меня всё готово, приходите!»

Услышав мысленный разговор, Белогор подумал, хорошо что после ужина. Когда поешь полежать хочется, а на шкуре белого медведя так вдвойне. После ужина Горислава повела юношу к себе в спальню и показала шкуру. Покидка был просто ошарашен размерами белого медведя, ещё больше его поразила выделка  шкуры. Затем он озадачился охотой на этого зверя. В общем Белогор расстроился, его план не сработал. Покидка восхищался шкурой, а не его дочерью. Если так и дальше пойдёт, то казака надо отпускать. Так он, хозяин Медного города внуков не дождётся от этой парочки.

Через три дня Горислава с Покидкой встречали гостей. В каменной стене с помощью поворотного механизма Смагин открыл проход, в который вошёл шаман с остяками среди которых находился казак, очень похожий на Покидку.

          -Батько, - юноша обнял отца.
          -Так ты тут, а мы все горы вокруг обыскали, - обнимая сына, в сердцах сказал Клён. - Дай- ка я тебя разгляжу. Чудны твои одежды сын. Я что-то не знаю?
          -Здравствуйте! Я Белогор хозяин Медного города. Покидка к нам случайно попал, - решил прояснить ситуацию Белогор, который также вышел встречать гостей. - У меня ловушки на дикого зверя стояли, кто же знал, что к нам люди пожалуют. Но я вылечил вашего сына, правда он ещё прихрамывает, но со временем это пройдёт.

          - Здорово ночевали хозяин Медного города. - Клён прижал руку к сердцу и слегка поклонился. -  Я донской казак Клён Смагин. Спасибо, что вылечил моего сына. Я могу с сыном погутарить.
          -Да, конечно. Покидка покажи город отцу, к озеру своди, - сказал Белогор вслух, а Гориславе  мысленно приказал снабдить казаков щёлоком и полотенцами. Она слегка кивнула головой отцу и поймала на себе заинтересованный взгляд Клёна. От его взора девушка смутилась и залилась румянцем.

          «Горислава, ты смущена, - мысленно поддел девушку Покидка. -Это мой отец, он добрый, хочешь поближе познакомлю?
          «Дурак ты Покидка! Иди ты, знаешь куда?» - Горислава гордо выпрямила спину и ушла.

Казаки вошли во двор Белогора. Покидка начал расспрашивать о друзьях, о Диде и Марте. Клён его успокоил и сказал, что все живы и здоровы. Суханка женился по жребию на девушке из скита. А вот Гарх Гара наоборот ушёл в скит жить. Там  в скиту  ватага Гундина обосновалась. Тамил звал Фатку с собой, он ему тоже жёнку приглядел. Но Фатка отказался, с Дидом остался.

Покидка  показал отцу лосей из-за которых попал в ловушку рассказал всё по порядку, старательно обходя тему о Гориславе. Клён не спешил с расспросами о девушке. Она ему сразу понравилась. Он был наслышан о её красоте  ещё раньше. Всю дорогу до гор остяцкий шаман рассказывал о неземной красоте богини из Медного города. И таки он был прав, мысленно согласился Клён Смагин с мнением остяков.

Город конечно заброшенный, но странный по планировке, идеально круглый с площадью в центре. Улицы разбегались от площади к внешней стене города. Внешняя стена была замаскирована под естественные крутые скалы. Снаружи город напоминал неприступные скалы, у которых не раз проходил Смагин, ища своего сына. Внутри города не ощущался сильный мороз, наоборот было тепло, как ранней весной. Разгадка оказалась в пещере, озеро было тёплым и, судя по размерам, обогревало чуть ли не весь городок. Но больше всего Клёна поразила карта на стене. Покидка с гордостью рассказывал всё, что успел узнать от хозяев.

          -Погодь сынку, ты хочешь сказать, что по туннелям мы можем пройти сквозь горы и оказаться на другой стороне каменного пояса?
          -Ну да, - неуверенно ответил Покидка. Ему и в голову не приходила эта простая мысль. - Если честно я не спрашивал, можно ли сейчас ходить по туннелям.
          «Конечно можно», - мысленно сказала Горислава, заходя в пещеру. Она сложила полотенца на каменную лавку, а баночку с щёлоком поставила на квадратный каменный стол. Затем она кивнула казакам и собралась покинуть пещеру.

          -Постой красавица, - ласково сказал Клён и улыбнулся девушке.Ему нравилось смущать Гориславу.
            -Расскажи нам о туннелях, кто их строил и куда вот этот путь идёт? - Клён ткнул пальцем в верхнюю часть карты.
          «Этот путь никуда уже не ведёт, последние острова ещё лет двести назад под лёд ушли. У карты много создателей, каждый путешественник рисовал свой путь в Медный город, это плата за купание в озере, - девушка перевела взгляд на Покидку. - Расскажи отцу, он ведь меня не слышит.»

          -Прекрасно слышу, - невозмутимо сообщил старший Смагин, а затем лихо подмигнул девушке. От чего она опять покраснела и пулей вылетела из пещеры.
          -Батько, ты это! За мыслями следи, - предупредил Покидка. - Белогор тоже  мысли слышит, да ещё на большом расстоянии. Меня застукал, когда я Гориславу поцеловал.
          -Да ну?! - не поверил Клён. - И как?
          -Как, как, - передразнил отца Покидка. - Она на меня так посмотрела, веришь у меня всё внутри упало.
          -А было чему падать? - хитро спросил Клён.

          -Всё шутишь?  А она ещё гутарит, сейчас ку сниму и задницу надеру. А тут Белогор прямо в голове, - Покидка, подражая голосу  хозяина, продолжил. - Вы от поцелуев к порткам перейти решили? Я не то чтобы против, но давайте по людски. Папу спросим, свадьбу устроим, обеты послушаем.
          -А у вас весело было!
          -Угу! Очень! Горислава сказала, что я ей в сыночки гожусь.
          -Поподробней, батько рядом.
          -Отец! - Покидка горестно взмахнул руками. - А ты точно мой батька?
          -Охламон! Ты в зеркало давно глядел, - Клён щёлкнул сына по лбу. - Айда купаться. Раздягайся и покажь ногу.

Клён осмотрел раненую ногу Покидки. Он остался доволен и похвалил работу Белогора. Затем, казаки опустились в воду.
          -Покидка здесь глубоко?
          -Батько, я не мерял, мне страшно было.
          -Вот те раз! Кого спужался малец?
          -Вода черная, вокруг полумрак. А ещё, - Покидка покосился на отца. -Я здесь не один был с Гориславой.

          -Ты её здесь целовал?
          -Да ни!В кровати, - Клён откровенно расхохотался, а Покидка замахал руками. - Я раненый лежал, она ухаживала за мной. Да ну тебя. Интереса ко мне не было. Я токмо подумаю, а она как взглянет. Мороз по коже.
          -Так и надо. Мороз по коже. Азарт охотника.
          -Угу!Тебе бы всё насмехаться надо мной. Я посмотрю сегодни за ужином. Как азарт охотника льдом покроется.

Вскоре к казакам присоединились остяки. Клён с сыном поплавал по озеру, а вот остяки даже не сошли со ступеней. Выбравшись на берег, Клён с интересом разглядывал одежду сына.

          -Чудно ты одет сынку, но ткань добротная. Долго носится будет.
          -Это Горислава мне подарила. Мои портки ведь испортили пока ногу лечили. Она сказала, шо у них принц китайский гостил. Смотри это  И- нательное, это ку-портки, это ню -пояс, это чан — похож на юбку, но я уже привык. А это пао, похож на  персидский халат только с завязками. А ещё есть цю, но мне в ней жарко. Я редко её надеваю.

          -Цю из меха что ли?
          -Да на полушубок похожа.
          -Даже не знаю, стоит ли забирать тебя отсюда? Или лучше оставить? У тебя тут и ку, и ню, да ещё цю в придачу.
          -А ещё у меня отдельная комната в доме Белогора, - похвалился Покидка, а потом сник, когда до него дошёл смысл батькиных слов. - Токмо мне всё это не надобно. Я к ребятам в ватагу хочу. Не возьмешь сейчас сам по весне убегу обратно.
          -Никто тебя неволить не будет, - услышали Смагины голос Белогора. - Просто я подумал, что ты хочешь золотарскому мастерству выучиться! У тебя хорошо получается.
 
          -Хм! - Клён с удивлением посмотрел на сына. Он всё больше склонялся к мысли, что Покидку необходимо было оставить в Медном городе, как лазутчика. Если каратели найдут их городок, то казакам придётся вновь бежать. И возможно, как убежище, Медный город будет неплох, не говоря уже о том, что можно выйти за Каменный пояс по туннелям. - Добре! Казака  сабля кормит, но владеть златокузнечным ремеслом не худо.

Белогор всех позвал  на ужин, который Горислава накрыла в общей комнате у очага. Сама с мужчинами не села, а ушла в свою комнату. Белогор разговаривал с шаманом на его языке, лишь изредка переводя разговор казакам. Смагины в разговоре участия не принимали. Покидка разглядывал остяков, удивлялся их одежде. Клён осматривал помещение, а потом и вовсе попросился осмотреть весь дом. Покидка с гордостью показал свою комнату, а в конце коридора нужник с проточной водой.

          -И шо? Не надо во двор до ветру бегать, - удивился Клён.
          -Да очень удобно, - согласился Покидка и обернулся назад, где стоял Белогор и улыбался.
          -Клён ночевать будешь в отдельной комнате рядом с Покидкой. Горислава уже постелила постель, - хозяин указал на дверь, попрощался кивком головы и ушёл. Смагины вошли в указанную дверь. Комната была точной копией комнаты сына. Они ещё немного поговорили и, пожелав друг другу спокойной ночи, разошлись.

Клёну не спалось, он встал с кровати и решил сходить в нужник. Возвращаясь у своей двери он обнаружил Гориславу.
          «Не спится тебе казак?» - услышал Клён мысленный вопрос девушки. Он кивнул в знак согласия.
          -Покидка сказал, что у тебя есть шкура белого медведя?
          «Входи! - Горислава поманила казака в комнату. -Покажу.»

В это время не спалось и Белогору. После разговора с остяцким шаманом он крепко задумался. За несколько месяцев на голом месте три сотни казаков выстроили городок. Пока промышляют рыбалкой и охотой. Остяков не трогают,  а вот старообрядческий скит захватили. Шаман опасается и просит защитить их от казаков. Он один не может противостоять против трёх сотен вооружённых профессиональных воинов. «Задачка на мою седую голову, - Белогор почесал лоб. -А это что за бурные всплески энергии. Хм! Сработал план белая шкура медведя. Ну не молодой, так старый попался. Наконец -то будет у меня внук к осени!»


Продолжение: http://proza.ru/2023/05/13/1467