Созвучие экспрессии, ритма и игры

Людмила Куликова-Хынку
Концептуальная выставка –  явление особое. Это не просто художественный целостный организм, но по сути авторское откровение, высказывание.

Такой является персональная выставка молдавской художницы
Наталии Черной.
 
В её арсенале - разные жанры: портреты, натюрморты, тематические композиции. Она пишет маслом, акрилом, работает пастелью. Независимо от выбранной техники или манеры – представляет своё видение мира, свою концепцию.

Если попытаться проанализировать иконографический строй работ, то можно увидеть и фигуративные изображения с лирической экспрессивной стилизацией, и отзвуки импрессионизма, и декоративизм, который выливается в орнамент либо в качестве самостоятельного «героя», либо является аккомпанементом основного композиционного сюжета.

Одни работы – более графичны, другие – в размашистой импульсивной живописной манере. Присутствуют и тонкие лессировки, и энергичная рельефная фактура, где замесы краски напоминают глину, а это – ассоциация   со старинным бытовым укладом и давними традициями.

 Художник не ограничивает себя в творческом самовыражении. Разные мысли рождают различные оттенки эмоциональных переживаний, разную палитру и стилистику. 
Говоря о такой разности, можно провести параллель с концептуализмом в литературе, где передача идеи может представлять разный тип речи или речевой практики, или определённый ритм, как, например, в поэзии.

По своей образной выразительности живопись Наталии Чёрной близка к декоративно-прикладному искусству, стилистике ар нуво.

Ирисы, пионы, орхидеи -  стилизованные, увеличенные в размере, напоминают прихотливой волнистой линией цветы модерна. Они вполне могли быть вытканы на гобелене ручной работы или стать эскизом для росписи ткани.

Художница пишет цветы и подсолнухи на пленэре, и тогда они предстают как фрагмент природы, выхваченный из царства злаков и трав – живыми, трепещущими, окунутыми в лёгкую световоздушную атмосферу.

Рутинная реальность в её очень индивидуальном и личностном видении
предстает совсем иной: фарфоровый чайник с кобальтовой росписью окружается диковинными рыбами, их серебристая чешуя перекликается с бликами на гладкой поверхности фарфора; предметное изображение несёт и декоративный характер, и приобретает самостоятельное художественное значение. Тогда оно выходит за жанровые рамки натюрморта, становится местом действия, не ограниченным ни пространством холста, ни другим элементом.

Её тематические композиции объединяют и предмет, и явление.

Одни напоминают о холодном веке техницизма, другие представляют полуабстрактный мир Вселенной, пытаясь прикоснуться к его неразгаданной тайне, а третьи дают отсылки к старому патриархальному миру, и тогда башня, фрагмент стены старого сельского дома, кряжистое дерево, камень, керамический кувшин – становятся символами-знаками.

Концептуальное искусство – явление давнее, возникшее ещё после Второй Мировой войны, популярное во второй половине прошлого века, актуальное и сейчас. Каждый художник отражает мир в своей концепции.

 В концептуальном творчестве Наталии Чёрной эмоциональное восприятие действительности и её интеллектуальное осмысление находятся в единстве.
 
Она не представляет мир растерянным и хаотичным, Вглядывается в него пристально и вдумчиво. И мир на полотнах художницы предстаёт радужным и оптимистичным.

 А его характеристика может уложиться в краткую формулу: созвучие   экспрессии, страсти, ритма и игры.