Глава 18. Тихая спокойная

Кармелита Смит
   В казачьем городке наладилась тихая спокойная жизнь. Гарх Гара после стычки с  Гарзиным больше не пытался читать святое писание на кухне и ел все, что готовила Забава для казаков.
 
В погожие дни Гара собирал казачат вместе и обучал военному искусству. В большинстве эти занятия сводились к веселым играм, которые развивали у детей меткость, ловкость, смекалку и физическую силу. Чаще всего казачата строили снежную крепость, делились на две команды, одна из которых защищала крепость, другая пыталась её взять штурмом.

Когда метель загоняла казаков в свои жилища, казачата приходили к Гарху. Он читал им святое писание, пока дети мастерили стрелы для лука. Изготовление хорошей стрелы занимало довольно много времени. Прежде чем собрать стрелу, необходимо у кузнеца взять железный наконечник, на кухне сварить клей, заготовить оперение стрелы, наколоть щепы от полена и надрать лыко для крепления. Затем, щепу осторожно распускали вдоль, деля её на четыре части.

С помощью клея эти части склеивали вместе бывшей внешней стороной, чтобы внутренняя часть была наружу. В один конец стрелы вставлялся стальной наконечник, в противоположный оперение. Вся конструкция крепилась лыковыми ленточками. После того как клей схватывался, часть креплений снималась.Стрелу шлифовали и она была готова к употреблению.

Стрельбой из лука занимались ежедневно, доводя навык до автоматизма. Тренировки проводились либо из одной точки по мишени, либо в движении по разным. Не забывал Гара и про своего коня Соколика. Он был наградой для юных казачат. Прокатиться верхом на жеребце атамана было верхом желания. Для обучения малолеток использовалась тихая кобылка, которую дети прозвали  Рыжуха. Сегодня на ней сидел  Юшка Шваров, а Ортюха Кобелев, держа кобылку на длинной вожже, подгонял кнутом, если Рыжуха сбивалась с ритма.

          -Шо скалишься? Ужо сколько раз гутарил, - ворчал Гара на Юшку. - Только в седло взлетел, враз рот сомкнул. Зачем?
          -Шоб язык не откусить, - лихо ответил Юшка.
          -Ортюха, два раза кнутом по горбяке. Раз по хорошему не понимает, - Гара тяжело вздохнул. Кобелев два раза взмахнул кнутом. Юшка прижался к гриве, а потом благодарно кивнул Ортюхе.

          - Так как ответить нужно было? - Гарх сделал вид, что не увидел уловки казачат.
          -Шоб язык не откусить, - сцепленными зубами пробормотал Юшка.
          -То-то! Вишь, как с кнутом быстро учимся, - подобрел Гара. - Так , а теперь поменяйтесь. Поглядим, как Ортюха по мишеням бьёт с коня.

          -Батько! Снежную крепость построили, - отрапортовал Жданко, наблюдая как брат садится на коня. Юшка взял кнут и вожжи в руки. Рыжуха вновь поплелась по кругу. -Шибче надо, Юшка щелкни кнутом!
          -Куда поперед батьки в пекло, -недовольно шикнул Гара на Жданко. - Делитесь и начинайте. Я чуть погодя приду.

          -Батько, тебя Дид кличет. От Гундина обоз пришёл, - вежливо с поклоном сказал Суханка Климов.
          -Суханка останься, погоняй малолеток, - попросил Гарх, поправляя шапку на голове.
          -Не могу, мне ещё к Студенкину бежать на лесорубку и в кузницу на обратном пути.
          -Лады! - Гарх посмотрел вслед Климову. - Так ребята, кобылку в стойло. Крепость подождет! Все на майдан.

Гарзин с Смагиным осматривали обоз, состоящий из пяти саней. Вскоре к обозу подошли атаман севрюков Сусар Лютый и кормчий Долмат Семёнов.

          -Батько, - обратился Клим Смагин к Гарзину. - Круг собирать? Дуванить будем?
          -Погодь дуванить, надо поглядеть, - откликнулся Дид и обратился к помощнику Гундина. - Ну шо Несмеян, хорошо пошарпали округу?
 
          -Округа большая, народу мало. Зато снегу и холода всем хватает, - снимая рукавицы, ответил Несмиян Донской. - В медвежьем углу, нашли скит с поселянами. Мужиков мало, зато баб с детьми много. Они солью промышляют. Мы сначала, вроде как торговаться приехали, а потом мужиков-лапотников перебили, баб себе забрали. Решили в скиту зимовать. Тамил приказал и вас трохи порадовать. Соли и баб прислал. Щербак! Ариско! Баб выгружай.

          -Добре! За соль отдельное спасибо. А вот бабы под вопросом? - Дид почесал бороду и глянул на Смагина.
          -Прокормим, батько не волнуйся, - Клим Смагин подмигнул Диду. - Ну так я круг собираю? Соль на кухню, а вот баб всё равно дуванить надобно.

На майдане собрались все казаки, казачки  с детьми стояли поодаль и наблюдали.  В трёх санях действительно была соль, расфасованная в полотняные мешочки, в остальных санях сидели девчата на мешках с рожью.

          - Откель рожь? - поинтересовался Дид.
          -Да это мы в дороге разжились, - вздохнул Несмеян Донской. - Дюже им наши бабы пондравились. Ну мы их и оставили в камышах отдыхать.
          -Молодцы! - похвалил Гарх Гара. - А  коняшки то какие!
          -Молодцы, - Гарзин зло зыркнул на Донского. - Наследили всё таки, а следы к нам приведут. Разгружайся, отдыхайте и в обратный путь. - он посмотрел на Гару и добавил. - Вместе с коняшками, нам они ни к чему.

Дюжина женщин стояла в центре майдана, они с испугом смотрели на весёлых казаков, которые откровенно их рассматривали. На кругу к недовольству женатых казаков было решено, что дуванить баб будут только между холостыми.  Почетное право самим выбрать себе девку предоставили бывшему атаману Гарху, атаману севрюков Лютову и есаулу Смагину. Лютов даже слушать не стал, резко отказался от своего права и отошёл в сторону.

        Смагин задумался, он посмотрел на испуганных и притихших женщин. Взять просто так, чтобы было он не хотел. Поэтому вслед за Лютовым также отказался от выбора. А вот Гарх, переключив своё внимание с лошадей на баб, по-хозяйски принялся их осматривать. Он подошёл к крайней девушке, схватил её за подбородок, затем приподняв лицо, принялся осматривать.

          -Батько, ты ещё зубы ей посмотри, - под дружный хохот сказал Несмеян.
          -Надо будет и посмотрю, - серьёзно ответил Гара и перешёл к другой женщине.
          -Убивцы, разбойники! Господь вас накажет, - зашипела молодая женщина и попыталась отстраниться от Гары. - Как можно без святого благословления, брать женщину? Грех то какой?

          -Батько, ты нашёл свою бабу!
          -Вместе будете блудить, потом на коленях отмаливать грех!
          -Нет, он ей на ночь псалтырю будет читать, перед тем как на спину завалить!

          -А ну цыц грубияны! - крикнул Дид. - Девки и так нас боятся! А вы языки распустили. Не бойтесь бабоньки, священника у нас нет, но всех на кругу обкрутим и казацкими жёнками наречём. Я лично прослежу, никого не обидим. Гарх, ну шо выбрал?
          -Да! - ответил Гара и вновь подошёл к молодой женщине. - Самую строптивую возьму. Бить не буду молитвами заговорю.
          -Да как я при живом муже могу замуж выходить? - закричала женщина, рванула с себя платок и начала рвать на себе волосы. Её каштановые кудри волной рассыпались по плечам.

          -Вот змей опять самую красивую сграбастал.
          -У нашего атамана нюх на породистых сучек.
          -Да у ней какая порода? Холопка небось!

          -Я не холопка и даже не крестьянка, а поповская дочь Мария, замужем за купцом Стрюковым. Вы его людей побили, меня в полон взяли, скоро и вас всех в кандалах на рудники отправят.
          -Несмеян! Вы где эту стерву подцепили? - спросил Дид Донского.
          -Да по дороге к вам встретили, на зерно позарились. Не серчай батько, - Несмеян с тревогой в глазах посмотрел на атамана.

          -Вот еще морока на мою голову. И по какой надобности, такие замужние красотки по лесам шастуют? - грозно с нажимом сказал Гарзин. - Отвечай! Нам проблемы не нужны. Будешь молчать под лед опустим и по течению к мужу отправим, как раз к весне всплывешь.
          -Отец у меня в Брюхановском починке живет. Захворал. Вот я и напросилась в обоз. Проведать.
          -Проведала? - хмыкнул Гара. - Нет тебя больше на свете, разбойники убили поповскую дочку. Станешь теперь казацской жёнкой.

          -Я ещё жива, - Мария гордо вскинула голову и смело посмотрела в глаза Гарху. - Я по христианским законам живу и при живом муже замуж не пойду!
          -Не хочешь замуж? Станешь ясыркой, - тихо сказал Гара. - Я её увожу. Мне помощница нужна.

На майдане стало тихо, казаки молча переглядывались. Кто хмурился, а кто лукаво подмигивал. Мол знаем, зачем помощницы нужны.

          -Атаманы-молодцы! - нарушил тишину Смагин. - Баб мало, казаков много. Предлагаю кинуть жребий.

До вечера казаки шумели на майдане. Сначала тянули жребий холостяки, потом Дид сел на скамеечку спиной к бабам, лицом к шеренге казаков. Смагин подводил очередную девку и спрашивал: «Кому?». Дид направлял насеку на очередного казака. Таким образом составились пары и зазвучали слова: «Ты мне жена!», «Ты мне муж!». Растащив девок по ватагам, казаки принялись за ужин. Гарзин приказал из запасов достать персидского вина. Молодых отправили спать, а остальные пировали до утра.

В землянке ватаги Гундина было тихо. Никто здесь не пировал, даже те кто вернулся с обозом остались в атаманской землянке по приказу Дида.  Гарх Гара одиноко сидел за столом. В углу возле очага стояла Мария, редкие слёзы  текли по её щекам. Гарх посмотрел на Марию, хмыкнул и вышел из землянки. Мария утерла слезы, прислушалась, затем быстро накинула платок на голову и подошла к двери. Она оказалась не заперта. Мария выждала время и тихо перешагнула за порог. На улице она растерялась, вход и выход у городка был один. Ворота были закрыты, а в башне находился часовой. Мария прижалась к стене и задумалась.
 
          - О, как удачно вышел я до ветру, - услышала Мария довольный мужской голос. Она обернулась и тут же оказалась в крепких мужских объятиях. - Ну давай трепыхайся, ругайся, а ещё лучше пошипи, как гадюка.

От неожиданности Мария закаменела и не знала что делать. Она понимала, что надо закричать, ведь часовой на воротах точно услышит. Мария не успела опомниться, как её рот накрыли грубым поцелуем. Одной рукой её прижали к стене, а другой рванули полы полушубка на груди. Она дернулась, но казак ещё сильнее притянул её к своему телу.

          -Хм! - услышала Мария голос Гары. - Замуж по людски не хошь? А вот так, украдкой в темноте и поблудить можно.
          -Продай ясырку, я за ценой не постою, - казак с трудом оторвался от губ  Марии.
          -Отпусти девку  Мурат, задушишь. И правда благородная. Ха! Смотри в отрубях от тебя, - развеселился Гарх, когда увидел как у Марии подкосились ноги и её тело обвисло на руках казака.
 
          -Припадочная какая-то, - расстроился Мурат. - На держи свою ледышку, мне каменные не ндравятся.
          -А шо так?
          -Да сиськи у ней маленькие, - Мурат перекинул обмякшее тело Марии на руки Гарха. - Да пошутковал я трохи, напужать её хотел. Она ведь убежать хотела.

          -Ага! А больше полапать.
          -Не без того, чего же ручки не погреть, коли само прыгает.
          -Ню- ню! Ребятам скажи пусть спать в землянку возвращаются, неча по чужим хаткам бегать.

Мария очнулась в землянке, от тихого разговора казаков. За столом сидело несколько человек во главе с Гарх Гарой. Мария решила не привлекать к себе внимание и вслушалась в разговор мужчин.

          -Тамил на словах шо передал? - спросил Гара.
          -Он не вернётся, под руку Гарзина. В скиту жить хорошо, у них там жизнь налажена. Есть скотина и пасека. А ещё соль они добывают по ямкам, да возят сбывать в Брюхановский починок, - Несмеян обернулся и молча указал на Марию.
          -А меня в скит зовет? - спросил Гара, махнув рукой на Марию, мол пущай слушает.
          -Да, если захочешь. А ещё просил Фатку привезти, жёнку он ему присмотрел. У вас тут как дела?

          -Да! - Гара в сердцах махнул рукой. - Новгородцы давеча праздник устроили, раньше по ночам ховались, а зараз среди белого дня развели костёр да через него прыгали. Им тепереча никто не указ. И как господь терпит этих нехристей.
          -А Дид, тоже через костер сигал?
          -Не-а, он как всегда понаблюдал и ушёл к Марте своей. Я его сколько просил часовенку выстроить. Уперся ни в какую. А в скиту часовня есть?
          -Есть, большая с образами и дьячка мы оставили. Мы по тихому уйдем, али как? - спросил Несмеян. Гара задумался.

          -Вы, как Дид приказал, а мы по тихому. Будете нас поджидать за городком. Фатку попробуй уговорить. Хотя сомневаюсь, шо он с нами отправится. Сильно он к Гарзину привязался. Мария хватит бревном прикидываться. Твой живот рулады выводит, есть хочет. Вставай забижать не будем, поешь пока ребята не смели остатки ужина, -обратился Гара к Марии. Она села на лавке, поправила волосы и, опустив очи долу, насупилась. -Ты к мужу хочешь вернуться? Коли хочешь, иди, садись за стол, гутарить будем поповская дочка Мария Стрюкова.

          -Ха! - развеселился Несмеян. - Хлопцы вот за шо я люблю нашего атамана, шо он враз в корень зрит. А ведь и правда, бабу завсегда найтить можно, а вот выкуп срубить не каждый может. Тут, даже если купец обратно жинку не захочет, так папенька раскошелится. А ты милая ешь, нам тебя ещё обратно отдавать.



Продолжение: http://proza.ru/2023/05/13/1454