Терроризм мифы и реальность

Яков Гилинский
                ТЕРРОРИЗМ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
               

Политические убийства были во все времена существования государства. Однако, терроризм появился в конце XIX века и его начало нередко связывают с деятельностью российских террористов. Современный же, глобальный терроризм начался в 1970-е годы и был, очевидно, связан с вхождением человечества в новую эпоху – постмодерна (постклассическую, постиндустриальную).
               
Терроризм (terror – лат. страх, ужас) - одна из серьезнейших современных глобальных социальных проблем, потенциально или актуально затрагивающих каждого из нас. Однако эта проблема не только влечет серьезное изучение, но и нередко мифологизируется.

В многочисленных (более ста) определениях терроризма обычно отмечаются два основных признака:
• применение или угроза применения насилия;
• его политическая (в широком смысле слова) мотивация.
Но есть еще один важный признак терроризма как социального явления, а не индивидуального акта политического убийства: неопределенный круг объектов террористического акта, применение насилия в отношении неопределенного круга лиц ради достижения отдаленной цели – удовлетворения политического (экономического, социального, религиозного) требования. Ибо «о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса. Это основная черта терроризма, его специфика» .   
О сложности и возможном субъективизме в определения терроризма высказался W. Laqueur: «один – террорист, другой – борец за свободу» . Че Гевара – террорист или борец за свободу? Вопрос, который я задаю студентам и получаю неоднозначные ответы… Эта тема подробно рассматривается в статье сотрудника Международного полицейского института по контртерроризму B. Ganor . Как различить терроризм и партизанскую войну, терроризм и революционное насилие, терроризм и борьбу за национальное освобождение?

Многое зависит от позиции субъекта оценки тех или иных насильственных действий по политическим мотивам. B. Ganor проводит тщательный анализ, выявляя различия между исследуемыми феноменами. Для начала он отграничивает объявленную войну - между государствами и необъявленную войну – между организациями и государством. Последняя включает терроризм и партизанскую войну. Кроме того, к необъявленной войне могут относиться деятельность анархистов, борцов за свободу, революционеров, а также действия ad hoc (по конкретному случаю). Принципиальное различие между терроризмом и партизанской войной состоит в том, что партизанская война ведется против комбатантов - вооруженных сил, военных и военной техники, а терроризм направлен против мирного населения, «некомбатантов» (noncombatant), при этом сохраняется политическая мотивация насильственных действий. Это различие представляется весьма существенным и позволяющим конкретизировать некоторые оценки. Другое дело, что и предлагаемое различие носит условный характер (мирное население может также оказаться жертвой партизанских действий, как, впрочем, и «точечных ударов»). В результате солидного исследования, B. Ganor называет три важнейших элемента терроризма: (1) применение или угроза применения насилия; (2) политические цели (мотивы) деятельности; (3) реальными целями оказывается мирное население, граждане .
    
Следует разграничивать терроризм (против неопределенного круга лиц) и индивидуальный террористический акт против конкретного лица – государственного или общественного деятеля. Так, например, различаются террористический акт 11.09.2001 г. в Нью-Йорке и убийство президента США Роберта Кеннеди (06.06.1968). В российском уголовном законодательстве это различие таких составов преступлений, как ст. 205 УК РФ (террористический акт) и ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).

Значительно реже помнят о различии террора и терроризма:
- террор со стороны правящих властных структур (или «насилие сильных над слабыми», присущее, прежде всего, тоталитарным режимам);
- терроризм как насилие и устрашение «слабыми сильных», «оружие слабых, жертв "государственного террора"» .

Иначе говоря, «Террор является насилием и устрашением, используемым объективно более сильным в отношении более слабых; терроризм – это насилие и устрашение, используемое более слабым в отношении более сильного» .
Понятно, что власти, режиму любой страны не очень хочется признавать, что нередко их политика репрессий, террора порождает ответную реакцию в виде террористических организаций и терроризма. Ситуация осложняется в современную эпоху постмодерна, когда, во-первых, все человечество и население каждой страны поделено на включенных (included) в активную экономическую, политическую, культурную жизнь и исключенных (excluded) из активной экономической, политической, культурной жизни. Причем именно «исключенные» являются основной социальной базой преступности, включая терроризм, а также наркотизма, самоубийств, проституции . А, во-вторых, террористы овладевают новыми технологиями. Возможен кибертерроризм.   
Террористические организации и террористы-одиночки представляют – осознанно или нет – интересы массы excluded («исключенных») в современном мире. Поляризация на очень богатое и властное меньшинство «включенных» (included) и очень бедное и бесправное большинство «исключенных» (при относительном размывании «среднего класса» - основы устойчивости социальных систем) приводит в условиях глобализации к опасному для всего человечества разделению стран и жителей каждой страны на included / excluded. Так, различаются «включенные» страны «золотого миллиарда» и «исключенные» – все остальные.

Но ведь и российские террористы эпохи царизма – народовольцы либо сами были «униженные и оскорбленные» (по Ф. Достоевскому), аналог нынешних «исключенных», или они выступали от имени «униженных и оскорбленных».

Классическим примером крайне негативного поведения «исключенного» служит страшный террористический акт 14 июля 2016 г. в Ницце: «Террористом в Ницце оказался неудачник-разведенка с целым букетом проблем и комплексов. Ницца, кстати, ... это солидное тихое место для солидных господ, в котором понятие "бюджетное жилье" начинается с уровня, который в любом другом месте будет считаться респектабельным и элитным. Так что если нужно, чтобы объект ненависти оказался тем, кем надо - можно ехать сквозь толпу напролом, не ошибешься... Фактически перед нами классический свихнувшийся неудачник, реализовавший свои комплексы и ненависть к окружающему богатому и равнодушному миру... К теракту в Ницце можно пристегивать кого угодно - и националистов, и ИГИЛ, и каких-нибудь леваков-марксистов. Они все про это - про несправедливость и равнодушие к маленькому человеку. Рецепты у всех свои, но среда, в которой их идеи востребованы - она одна на всех. И не бомбить далекие пески нужно, а лечить страну и общество. И это не только к Франции относится, скажем откровенно» . И еще: «Мигранты часто ощущают себя людьми второго сорта. Молодые и харизматичные люди — выходцы из мусульманских стран и их дети — пытаются найти какую-то новую идентичность, обращаясь к историческим корням, и в итоге часто приходят к радикальным течениям» . И в США: «появляется множество одиноких, отчужденных молодых людей, стремящихся к самоутверждению через насилие».
 
Обратимся к Бельгии: «Без попытки решения вопроса вот этих замкнутых анклавов получается, например, как с кварталом Моленбек, известным концентрацией представителей мусульман,… который стал центром терроризма европейского масштаба. Он возник сам, его не создавали: беднейшие слои населения сконцентрировались в этом районе; беднейшие слои населения притягивали бедное обслуживание, бедное образование. А бедное плохое образование выталкивает людей из общественной жизни, воспроизводит, точнее, создает заново социально-религиозную, социально-расовую дискриминацию… Конечно, такой род замкнутых кварталов - это котел, который формирует резервы террористов» . Вообще «религиозная мотивация наиболее радикальна, так как само основание религии – человек, верящий в посмертное существование, меньше всего подвержен рациональному воздействию. Поэтому борьба с подобным терроризмом с точки зрения усиления уголовного закона неэффективна: применение самых строгих мер наказания вплоть до смертной казни будет рассматриваться религиозными террористами как награда» . Поэтому, в частности, бессмысленны возникающие время от времени в России предложения восстановить смертную казнь в отношении террористов.

По мнению вице-президента Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» А. Филатова: «Дело в том, что террористами люди не рождаются, а становятся по каким-то причинам. Надо искать эти причины и устранять их. Это серьезная глобальная проблема. Терроризм — это средство борьбы, как правило, слабой стороны против сильной. Если мы в разы не уменьшим угрозу, если будут условия, толкающие людей на эту сторону, террористы всё равно будут просачиваться. Если мы завтра поставим датчики, выявляющие взрывные устройства, на всю территорию страны, террористы пересядут на машины или возьмутся за ножи» . Теракты последних лет свидетельствуют о том, что уже и пересели, и за ножи взялись…

Это глобальный процесс и его последствия недостаточно осознаются правящими элитами современного мира. Террор вызывает терроризм. Или, как написал петербургский экономист Д. Травин: «Не мочите, да не мочимы будете!». И не важно, кто «первым начал»: за политические игры человечеству приходится расплачиваться горами трупов. 
Права человека первичны и неотъемлемы (ст. ст. 1, 2, 3 Всеобщей декларации прав человека, 1948 г.). Сегодня все чаще повторяется аксиома: государство для человека, а не человек для государства . Нарушение прав человека рождает ответную насильственную реакцию, в частности – терроризм. Требования ограничить права человека ради «борьбы с терроризмом» абсурдны. Во-первых, тем самым создается идеологическая база оправдания терроризма (как ответа на террор властных структур). Во-вторых, повышается риск граждан стать жертвой нарушения прав человека. Вообще дилемма «меры безопасности vs права и свободы граждан» - одна из наиболее актуальных в современном мире постмодерна, когда государство приобретает все больше технологических возможностей следить за каждым. Где и как найти оптимальную грань между «мерами безопасности» и правами человека? Злоупотребления властью, нарушающие права и свободы человека, сегодня отчетливо проявляются в Китае («цифровой концлагерь») и набирают силы в США . Это очень опасная тенденция, о чем предупреждают российские и немецкие коллеги: «Безопасность относится к дискурсу политики безопасности и оказывается медленно действующим ядом для правового государства, которое им разрушается» (проф. Й. Арнольд); «Человеческая история – это драма, в которой средства защиты превращаются в источники опасности, для защиты от которых создаются новые средства, которые вновь становятся опасными» (проф. Н.В. Щедрин) .

Права человека и криминальные риски, включая терроризм, находятся в обратной, а не прямой, зависимости: чем надежнее защита прав человека, тем ниже вероятность криминальных рисков.
   
История политических репрессий (террора) и террористических актов в виде политических убийств уходит вглубь веков . Однако большинство исследователей отмечают существенные отличия современного терроризма как «неотъемлемой части государственного террора – одной из форм государственной политики»  и как систематического устрашения общества насилием: массовый характер (вплоть до геноцида со стороны властных структур ), все возрастающее количество терактов и их жертв, глобализация (интернационализация) терроризма.
 
Нью-Йоркская трагедия 11 сентября 2001 г. стала страшным символом новых вызовов XXI века (как Освенцим – символом бесчеловечности ХХ века). Знаменательно, что в качестве объекта самого страшного террористического акта в мировой истории были выбраны Нью-Йорк («Город Желтого Дьявола» М. Горького!) и Международный Торговый центр – символы стран «Золотого миллиарда» («включенных»).
Многочисленны проявления и методы терроризма: захват транспортных средств и заложников; уничтожение транспортных коммуникаций; взрывы, поджоги; отравление источников питания и водоснабжения; применение отравляющих веществ; угрозы применения этих и иных мер и др.
 
Не останавливаясь на юридической (уголовно-правовой) стороне терроризма , рассмотрим некоторые социально-политические аспекты.
Терроризм, приводя к бесчисленным жертвам и принося неисчислимые страдания, является преступной деятельностью и заслуживает самой суровой оценки. Но социально-политическая сущность терроризма и желание противодействовать ему требуют более широкого подхода, чем только юридический. Да, террористам нет оправдания с общечеловеческой, принятой мировым сообществом и международными организациями точки зрения. Но ведь терроризм преступление «особого рода». С точки зрения террористов, организаций и движений, прибегающих к террористическим методам, их требования, отстаиваемые идеи – «справедливы», имеют не меньшую ценность, чем те, против которых они выступают. Поэтому вооруженная борьба с терроризмом, носящим политический (этнический, конфессиональный, идеологический) характер, малоэффективна.

Необходимы, прежде всего, политические, экономические, дипломатические меры. Сколько лет в Северной Ирландии, в Ольстере происходили теракты! Удалось же мирным путем их прекратить (Белфастское соглашение 1998 г.).  Прекратила деятельность террористическая организация басков ЭТА в Испании. С 1994 г. не было терактов со стороны алжирских террористов во Франции (что не исключило, к сожалению, терактов со стороны других террористов).

Насилие и ненависть рождают насилие и ненависть, формируют идеологию и субъектов «преступлений ненависти» (hate crimes). Поэтому «искусство цивилизованной жизни состоит в том, чтобы не плодить недовольных, обиженных, "мучеников", а строить благополучие людей в контексте их долгосрочных отношений друг с другом» .
Мировое сообщество в целом и каждое государство в отдельности должны предпринимать прежде всего политические (экономические, социальные) усилия по предотвращению условий для терроризма, по ненасильственному разрешению межэтнических, межконфессиональных, социальных конфликтов. Конечно, провозгласить принцип ненасильственного, упреждающего терроризм решения назревших проблем и конфликтов легче, чем его реализовать. Но не существует «простых решений» сложных социальных проблем. Так называемые «простые решения» («ликвидировать», «подавить», «уничтожить»), либо неосуществимы, либо приводят к еще большему осложнению ситуации. Можно (и нужно) преследовать исполнителей терактов, но нельзя уголовно-правовыми, карательными мерами устранить причины, источники терроризма как метода «решения» социальных (этнических, религиозных, политических, идеологических) конфликтов.

Не существует универсальных рецептов предупреждения терроризма и разрешения сложных проблем, лежащих в его основе. Некоторые общие подходы предлагаются в конфликтологической, политологической литературе .
 
Важно понять:
• мир без насилия в обозримом будущем невозможен;
• основная антитеррористическая задача – максимально сокращать масштабы терроризма (как насилия «слабых» по отношению к «сильным»);
• основной путь такого сокращения – предупреждение или урегулирование социальных проблем и конфликтов ненасильственными, не репрессивными, политическими методами.

«Абсолютно ненасильственный мир – это нереальная перспектива. Более реальной выглядит задача сократить масштабы политического насилия, попытаться свести его минимуму. Об этом свидетельствует политическая жизнь развитых демократических государств, где насилие чаще всего второстепенное средство власти» .   

Литература

Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 1998.
Бернгард А. Стратегия терроризма. - Варшава, 1978.
Бороться с терроризмом на входах в метро и аэропорты – неэффективно // Известия, 10.04. 2017.         
Брукс Д. На пути национальной катастрофе? // The New York Times, 13.07.2016.
Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. - Ростов н/Дону: Феникс, 1996.
Гилинский Я. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 4-е изд. – СПб: Алеф-Пресс, 2018.
Гилинский Я. Уголовная политика государства и человек. В: Уголовная политика и правоприменительная практика. Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. – СПб, 2019.
Григорьев Н., Родюков Э. Современный религиозный терроризм как он есть // URL: http://nvo.ng.ru/gpolit/2017-07-21/1_957_terrorism.html (Дата обращения 21.08.2019).
Гуринская А.Л. Англо-американская модель предупреждения преступности: критический анализ. – СПб: РГПУ, 2018.
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: ЦКИ РАН, 1993.
Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: 2000.
Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
Комиссаров В.С. Терроризм, бандитизм, захват заложника. - М., 1997.
Маленький человек // URL: http://el-murid.livejournal.com/2883448.html (дата обращения: 16.07.2018).
Овчинникова Г.В.  Терроризм. - СПб. Юридический институт Генеральной прокуратуры, 1998.
Почему террор набирает обороты в развитом мире? Объясняет политолог и этнограф Эмиль Паин // URL: https:/open.russia.org/post/view/16544 (дата обращения: 04.08.2017).
Теракт в Ницце // Сноб, 15.07.2016.
Ферро М. Терроризм. В: 50/50 Опыт словаря нового мышления. -  М.: Прогресс, 1989.
Чаликова В. Терроризм. В: 50/50 Опыт словаря нового мышления. - М.: Прогресс, 1989.
Ganor B. Defining Terrorism: Is one Man’s Terrorist another Man’s Freedom Fighter? // Police Practice & Research. An International Journal. 2002. Vol. 3, N 4.
Kressel N. Mass Hate: The Global Rise of Genocide and Terror. -  Plenum Press, 1996.
Laqueur W. The Age of Terrorism. - Toronto: Little, Brown &Co, 1987.
Long D. The Anatomy of Terrorism. - The Free Press, 1990.